Файл: Опекунство (общая характеристика) (Общая характеристика опеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время, учитывая социально-экономическое положение в нашей стране, актуальной является проблема опеки, попечительства и патронажа.

Необходимо отметить, что в правовой литературе отсутствует единый подход к определению понятий опеки (попечительства) и патронажа.

В отечественной цивилистике дореволюционного периода это понятие рассматривалось в тесной связи с семьей. Так, М.Ф. Владимирский-Буданов определял опеку как "искусственную власть над семьей"[1], Г.Ф. Шершеневич - как "искусственную семью"[2], В.И. Синайский - как "суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе"[3].

Произошедшие в начале XX в. в России коренные социальные изменения вполне закономерно повлекли отдаление опеки и патронажа от семьи. Этот институт стал рассматриваться как публично-правовой.

Так, в 1966 г. А.И. Пергамент указывала, что "опека (попечительство) в широком смысле - это обеспечение выполнения государственной функции по воспитанию детей", разумеется, имея в виду также то, что опека учреждается и над взрослыми. Более того, по ее мнению, опека (попечительство) - довольно широкое понятие, включающее в том числе и осуществление родителями своих прав в отношении детей[4].

Несколько позже определения опеки (попечительства) и патронажа было предложено Н.М. Ершовой. По ее мнению, это институт, "включающий в себя все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав"[5].

В юридической литературе последнего десятилетия ХХ в. вопрос о признаках и сущности опеки, попечительства и патронажа детально не исследовался.

Рассматривая это правовое явление с позиции действующего законодательства, большинство авторов сводят его сущность либо к государственной заботе о личности, либо к законному представительству, либо к способу определения места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По нашему мнению, и опека, и патронаж должны быть отнесены к формам устройства физических лиц, нуждающихся в социальной заботе.

Существование института опеки и попечительства обусловлено необходимостью восполнения дееспособности лиц, частично или полностью лишенных таковой, поэтому, я считаю, можно говорить о важности данного института по отношению к российским гражданам.


В то же время в научной и правовой литературе отсутствует единый подход к определению понятия опеки и попечительства, несмотря на это, большинство авторов сводят сущность данного понятия либо к государственной заботе о личности, либо к законному представительству, либо к способу определения места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Поэтому главной целью данной работы является определение понятия, функционирования и применения института опекунства. А также обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований, а также выявление особенностей опеки, попечительства и патронажа по ныне действующему российскому законодательству.

В соответствии с поставленной целью, в работе, последовательно решены следующие задачи:

- определение понятия, принципов и задач опеки и попечительства;

- освещение основных форм и методов применения опеки и попечительства;

- установление лиц, являющихся опекунами (попечителями) и их подопечными;

- рассмотрение оснований для возникновения и прекращения опеки и попечительства.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в сфере установления опеки и попечительства.

Предметом работы являются теоретические нормы семейного, гражданского и других отраслей права, регулирующие правоотношения в сфере опеки и попечительства, а также материалы судебной практики по теме.

В основу данной работы положены такие методы как общенаучный, сравнительный, формально-логический.

Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области опеки и попечительства разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой, Аксеновой Г.К., А.Н. Гуевой, В.И. Ларионовой, Дзугаевой А.З., Т.Я. Сафоновой, Б.Г. Рыбчинской, Е.И. Цымбалом, Л.Я. Олиференко, Н.Д. Ярославцевой, и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.

Курсовая работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список литературы.

Глава 1 Общая характеристика опеки и попечительства


1.1 Понятие института опеки и попечительства

Случается так, что наши родственники страдают такими формами заболеваний, при которых они не способны самостоятельно пользоваться своими правами, осуществлять обязанности, распоряжаться имуществом и т.д. Одним из способов защиты их прав и законных интересов и восполнения их дееспособности является опека.

Признание гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) — юридическая процедура, которая регулируется нормами гражданского законодательства РФ.

Цель признания гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) — обеспечить интересы гражданина, который вследствие психического заболевания не в состоянии отдавать отчет своим действиям, а также членов семьи такого гражданина[6].

Согласно Российскому законодательству функции по опеке и попечительству исполняют органы местного самоуправления.

Для начала следует раскрыть понятия дееспособности и недееспособности.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; гражданская дееспособность возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Недееспособным, в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке признаётся гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Только суд может лишить гражданина дееспособности. Никакой иной орган или учреждение не имеют на это право, что является гарантией прав гражданина.

С чего начать процедуру назначения опеки (попечительства) над совершеннолетними гражданами, страдающими психическими заболеваниями, родственники больных зачастую не знают.

Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления прокурора, членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестёр), независимо от совместного проживания с ним, а также по заявлению представителя органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения (ст. 284 ГПК РФ).

В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими.


Судья, в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным), назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения его психического состояния при наличии достаточных данных о состоянии человека. Стоит заметить, что при явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на экспертизу.

Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства (ст. 285 ГПК РФ).

Опека над совершеннолетним недееспособным гражданином является одним из способов защиты его прав и законных интересов. Данная форма жизнеустройства недееспособных граждан является наиболее благоприятной для них, так как они остаются проживать в привычных домашних условиях и получают индивидуальный уход.

После признания человека недееспособным, гражданин, желающий стать опекуном недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина (далее - кандидат в опекуны), должен обратиться в Администрацию района, где ему разъяснятся права, обязанности и перечень документов для назначения опеки (попечительства)[7].

Преимущество при назначении опекуна отдаётся родственникам недееспособного (ограниченно дееспособного). Если из родственников никто не выражает желание быть опекуном или если недееспособный гражданин одинок, подбираются опекуны из посторонних граждан, желающих стать опекунами. Опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина может быть только совершеннолетний дееспособный гражданин.

Не могут быть назначены опекунами граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья других граждан.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

- заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов";


- справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения);

- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

- копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

- письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);

- документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном Правилами (при наличии);

- автобиография.

Специалист по опеке проанализирует представленные документы и подготовит заключение о возможности заявителя быть опекуном. При условии положительного заключения гражданин ставится на учет в отделе опеки и попечительства для подбора недееспособного гражданина, нуждающегося в опеке, либо для установления опеки над недееспособным родственником или знакомым гражданином[8].

Главным специалистом по опеке при рассмотрении представленных документов учитываются нравственные и личные качества кандидата в опекуны, его состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей опекуна, отношения, существующие между кандидатом в опекуны и недееспособным, привязанность больного к будущему опекуну и, если это возможно, желание недееспособного.

С момента издания постановления об установлении опеки наднедееспособным (ограниченно дееспособным), опекуны становятся представителями подопечных и в силу закона совершают от их имени и в их интересах необходимые сделки. Главный специалист по опеке по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

Важно отметить, что исполнение опекунских обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных лиц осуществляется на безвозмездной основе.

Помощь в решении медицинских проблем, социально-правовых, бытовых и других вопросов оказывается опекуном совместно с лечащим врачом недееспособного гражданина.