Файл: Опекунство (общая характеристика) (Общая характеристика опеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы сохранения жилья, закреплённого за недееспособным подопечным, и распоряжения его денежными средствами опекун решает при контроле и с разрешения органа опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 39 ГК РФ, при помещении подопечного в учреждения для психохроников (психоневрологический интернат), главный специалист по опеке освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

При наличии уважительных причин (болезни, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун может быть освобождён, по его просьбе, от исполнения им своих обязанностей[9].

В случаях, если опекун ненадлежаще исполняет свои обязанности по опекунству (попечительству), использует опеку в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна от исполнения его обязанностей и принять меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Опека над совершеннолетним гражданином так же прекращается в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным - по заявлению самого гражданина, его представителя, члена его семьи, опекуна, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения (ст. 286 ГПК РФ).

Так, в случае отчуждения лицом, не признанным недееспособным, однако, страдающим психическим заболеванием, своего имущества (в данном случае неважно явилось ли это результатом обмана или сделано добровольно), признать такую сделку недействительной и вернуть имущество практически невозможно. Если же гражданин признан недееспособным, то любая совершенная им сделка будет являться ничтожной, что надежно обеспечивает имущественные интересы недееспособного лица и членов его семьи. Помимо этого, признание лица недееспособным также обеспечивает имущественные интересы наследников такого лица, которые заинтересованы в сохранении потенциально наследуемого имущества в целости.

После установления опеки над совершеннолетним недееспособным (ограничено дееспособным) гражданином, орган опеки и попечительства осуществляет контроль условий жизни подопечного гражданина и надзор за деятельностью опекуна. С этой целью специалисты органа опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводят плановые проверки: 1 раз в течение первого месяца после установления опеки, затем каждые 3 месяца в течение первого года с момента установления опеки, а в последующем - каждые шесть месяцев[10].


Кроме того, опекун обязан представлять в отдел опеки и попечительства отчет о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина (в том числе, денежных средств, принадлежащих подопечному) и управлении этим имуществом в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным (с приложением к отчету копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и иных платежных документов).

В заключение хотелось бы отметить, что назначение опеки над совершеннолетним недееспособным (ограниченно дееспособным) гражданином - длительная процедура,которая занимает довольно большой период времени (от момента рассмотрения дела в суде о признании гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) до назначения над ним опеки (попечительства).

Зачастую больные граждане - это близкие и родные люди, но нужно учитывать, что при опеке (попечительстве) над недееспособным (ограниченно дееспособным) человеком нужен постоянный и должный уход, требуется много внимания, времени и заботы. Опекун полностью отвечает за действия своего подопечного.

1.2 Правовые основы института опеки и попечительства

По нашему мнению, и опека, и попечительство должны быть отнесены к формам устройства физических лиц, нуждающихся в социальной заботе[11]. Термин "устройство граждан" используется в немногих действующих нормативных правовых актах. Прежде всего речь идет о Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ), глава 18 которого называется "Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей". Однако в наименовании раздела VI СК РФ, куда входит глава 18, использован иной термин - "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей". Представляется, что такое расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что понятие воспитания как процесса воздействия на личность ребенка с целью подготовки его к правильной социализации включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка. На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, большая часть которых, разумеется, носит неимущественный характер и состоит в осуществлении надзора за ребенком, его воспитании и общении с ним.


Однако не меньшая роль отведена законом и обязанностям по представительству и защите интересов детей. Действия во исполнение этой обязанности, вне всякого сомнения, понятием "воспитание" не охватываются. Таким образом, в содержание понятия "устройство детей, оставшихся без попечения родителей", включается и их "воспитание". Однако термин "устройство" закон применяет не только по отношению к определению судьбы детей, оставшихся без попечения родителей. Данное понятие используется законодателем и в контексте обеспечения прав совершеннолетних граждан. Как правило, в нормативных правовых актах речь идет о трудовом или жилищном устройстве тех или иных категорий граждан. Так, законодательство о здравоохранении упоминает о трудовом устройстве инвалидов, о социально-бытовом устройстве инвалидов и престарелых граждан, страдающих психическими расстройствами[12].

Практика применения положений Гражданского и Семейного кодексов РФ показывает, что в правоприменительной деятельности возникает целый ряд проблем и затруднений (по вопросам назначения опекунов и попечителей, выдачи разрешений на отчуждение жилых помещений, привлечения опекунов и попечителей к ответственности и многим другим вопросам). Их разрешение связано с осуществлением субъективных гражданских прав подопечных (права собственности, права на выбор места жительства и пр.). В этой связи правовые нормы, регулирующие такие отношения, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ не могут быть закреплены в законодательстве субъектов РФ. Из названных ранее признаков опеки (попечительства) как формы устройства со всей очевидностью вытекает необходимость всеобъемлющего правового регулирования отношений, возникающих в связи с установлением опеки (попечительства). В этом институте присутствуют не только нормы о правах и обязанностях опекунов, но и нормы о правах подопечных, о правах, обязанностях и ответственности органа опеки и попечительства; не только нормы материального, но и нормы процессуального характера. Рассредоточение этих норм в разных актах не исключено, однако потребность института опеки и попечительства сегодня состоит в том, чтобы охватить их содержание общими для всего института принципами. С этой целью необходима фиксация норм "общей части" института в специальном федеральном законе об опеке и попечительстве (возможно, опекунском кодексе). Предлагаемый закон, помимо принципов, должен содержать и основные нормы, непосредственно регулирующие отношения, входящие в предмет института. Заметим, что российский законодатель, определяя, например, порядок регистрации актов гражданского состояния или устанавливая положения об ипотеке, имел возможность, восприняв опыт Французского гражданского кодекса, Федеративной Республики Бразилия, Испании, Мексиканских Соединенных Штатов, Королевства Нидерланды, Республики Чили, Швейцарской Конфедерации, закрепить все необходимые положения в ГК РФ. Однако же в России одновременно с Гражданским кодексом РФ, закрепляющим лишь общие положения в указанных сферах (ст. ст. 47, 334 - 358 ГК РФ), приняты и действуют Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и немало других специальных законов. Следовательно, идея о подобном законе об опеке имеет право на существование. При этом его принятие не требует исключения отдельных правил об опеке и попечительстве из действующих Гражданского и Семейного кодексов РФ, которые закрепляют в основном общие положения об осуществлении опеки.


Федеральный закон призван сосредоточить в себе принципы (начала) правового регулирования отношений в области опеки и попечительства, которые в настоящий период нигде четко не закреплены и даже скорее находятся между строк законодательного материала. Вторая его задача - наиболее полным образом урегулировать порядок деятельности органов опеки и попечительства в данной сфере, что не удается в настоящее время осуществить при помощи норм ГК РФ. В особенности необходимо подробное правовое регулирование обязанностей органов опеки и попечительства по выявлению и устройству под опеку или попечительство (если это необходимо и возможно) всех категорий нуждающихся в попечении лиц, а не только детей, поскольку эта задача в отношении детей возложена сегодня на семейное законодательство. Кроме того, назрела необходимость на уровне закона закрепить положения о распоряжении имуществом подопечных, о той роли, которую в этом играют органы опеки и попечительства, правила об ответственности последних, а также опекунов и попечителей за вред, причиненный личности или имуществу подопечного. Третья задача - обеспечить эффективность опеки и попечительства за счет внедрения различных моделей, видов опеки - от абсолютно безвозмездной (традиционной) до опеки, осуществляемой за плату или иное вознаграждение. Возможность существования закона об этом установлена в самом ГК РФ (п. 1 ст. 36). Иными словами, институту опеки и попечительства требуется общая часть, отвечающая требованиям времени и задачам охраны интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц. Как отмечалось, во многих правовых системах эта общая часть (впрочем, вместе с "особенной") помещается в актах гражданского законодательства. Аргументом в пользу принятия федерального закона должно служить и состояние практики действия регионального законодательства. Многие субъекты РФ, как уже отмечалось, устраняют пробелы в федеральном правовом поле с помощью своих актов. Часть таких законов не вызывает возражений - они носят название "Об организации работы (деятельности) органов опеки и попечительства" и регулируют именно организацию деятельности таких органов. Однако встречаются и акты ("законы об опеке"), устанавливающие те или иные субъективные гражданские права и обязанности опекунов и попечителей, подопечных лиц или определяющие порядок их осуществления, что категорически недопустимо по обозначенной причине: данные отношения подлежат регулированию только с помощью норм гражданского законодательства, а следовательно, только с помощью федеральных актов. Такой федеральный закон призван сыграть объединяющую и системообразующую роль в правовом регулировании опеки и попечительства. Разумеется, данным актом весь институт не исчерпывается. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, должны регулироваться ГК РФ, предлагаемым федеральным законом и, возможно, принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, а также законами ее субъектов. Отношения по опеке и попечительству над несовершеннолетними подлежат также регулированию СК РФ и иными актами семейного законодательства. Введение в правовую систему закона об опеке не потребует изменения или дополнения существующих актов, за некоторыми исключениями.


1.3 Задачи института опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

установление опеки или попечительства;

осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

выдача в соответствии с Федеральным законом № 48-ФЗ разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации[13];