Файл: Опекунство (общая характеристика) (Общая характеристика опеки и попечительства).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика опеки и попечительства
1.1 Понятие института опеки и попечительства
1.2 Правовые основы института опеки и попечительства
1.3 Задачи института опеки и попечительства
Глава 2 Правовой статус органа опеки и попечительства, опекунов и попечителей
2.1 Правовой статус органа опеки и попечительства
2.2 Правовой статус опекунов и попечителей
В своих правах и обязанностях приемные родители приравниваются к опекунам (попечителям), но они, в отличие от последних имеют право на оплату труда, связанного с воспитанием и содержанием приемных детей, которая устанавливается законами субъектов РФ, и зависит от количества принятых на воспитание детей. Кажется справедливым подходить к опекунам (попечителям) с такой же позиции, в особенности, когда под опекой или на попечении находятся более одного ребенка.
В России исторически ситуация складывалась так, что несмотря на то, что на опекуне не лежала обязанность по содержанию подопечных за счет своих средств, уже тогда отмечалось, что «фактически нередко опекуны по своей доброй воле содержат подопечных, хотя закон этого от них не требует».
Представляет интерес норма, содержащаяся в законодательстве Италии. Там, по общему правилу, опекун выполняет свои функции безвозмездно. Тем не менее, судья по опекунским делам может назначить ему справедливое вознаграждение, принимая во внимание объем его работы и сложность управления имуществом опекаемого. Аналогичная норма имеется и в польском законодательстве. Там опекун выполняет свои обязанности безвозмездно. Однако если управление имуществом подопечного потребовало значительного труда, опекунский суд может назначить опекуну вознаграждение в виде периодических выплат или единовременно выплачиваемой суммы при прекращении опеки.
Вознаграждение возможно за счет имущества подопечного, причем в данном случае речь идет не о договорном регулировании отношений. В Чехии попечитель имеет право на возмещение произведенных затрат, связанных с управлением имуществом подопечного, а также на разумную оплату своего труда за счет доходов от имущества. Размер этой оплаты устанавливается судом.
Представляется целесообразным закрепить законодательно возможность опекунов (попечителей) требовать от своих трудоспособных, достигших совершеннолетия бывших подопечных предоставления содержания в случае собственной нетрудоспособности, нуждаемости и невозможности получения материальной помощи из других источников, то есть расширить за счет опекунов (попечителей) круг субъектов алиментных обязательств второй очереди. Это может быть в случае, если они без заключения договора должным образом воспитывали и содержали своих подопечных и опекаемых до совершеннолетия, например, не менее пяти лет, в свое время в силу объективных причин не имели возможности получать алименты от родителей несовершеннолетних на содержание последних и т.д. А собственные средства, потраченные на опекаемых (подопечных), были существенно больше выплат, установленных государством, что может быть подтверждено соответствующим актом проверки органа опеки и попечительства. Если же при таких условиях опекунами (попечителями) являлись дедушки, бабушки, братья, сестры, то они смогут быть субъектами субсидиарных алиментных обязательств уже в силу имеющейся в СК РФ нормы.
Заключение
Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан существуют институты опеки и попечительства.
Отношения, возникающие в связи с опекой и попечительством, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве».
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.
Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК РФ).
Условием установления опеки является полное отсутствие дееспособности у малолетнего (до 14 лет), а также у граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ).
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки и другие юридические действия, за исключением сделок, которые вправе совершать малолетние в возрасте от шести до 14 лег (п. 2 ст. 28 ГК РФ).
В соответствии с гражданским законодательством опекун несет имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине (п. 3 ст. 28). Подобным же образом опекун отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).
В отличие от опекуна попечитель лишь дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно (ст. 26, 30 ГК РФ).
Кроме этого, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.
Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.
Опекун или попечитель может быть назначен только с согласия лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве.
Согласие подопечного на установление опеки (попечительства) и в отношении назначения конкретного лица опекуном (попечителем) не является обязательным условием для его назначения, однако, как правило, учитывается.
Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, являются эти учреждения.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).
Опекун (попечитель) вправе распоряжаться доходами подопечного (ст. 26, 38 ГК РФ) только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, за исключением произведения из этих средств расходов, необходимых для удовлетворения повседневных нужд подопечного (питание, одежда, лекарства и т. п.).
Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.
Прекращение опеки или попечительства осуществляется на основании соответствующего решения органа опеки и попечительства, за исключением следующих случаев, когда опека (попечительство) прекращается автоматически:
- при достижении малолетним 14 лет опека превращается в попечительство;
- при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности (достижении 18 лет, вступлении в брак, эмансипации).
По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.
Под патронажем понимается оказание помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину в осуществлении и защите прав, исполнении обязанностей, если необходимость в такой помощи вызвана состоянием его здоровья.
Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина.
Следует подчеркнуть, что попечитель (помощник), назначенный гражданину, нуждающемуся в помощи, выполняет функции только помощника, а его подопечный вправе самостоятельно совершать любые сделки и юридические действия.
Попечитель (помощник) может распоряжаться имуществом подопечного только на основании договора о поручении или доверительном управлении имуществом и только в пределах полномочий, предоставленных ему таким договором.
Для совершения бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного (покупка продуктов, лекарств, одежды и т. п.), попечителю (помощнику) не требуется заключения специального письменного договора, достаточно согласия подопечного.
Патронаж нал совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем (п. 4 ст. 41 ГК РФ). Органом опеки и попечительства выносится по этому поводу соответствующее решение.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства РФ. — 26.01.2009. – № 4. – ст. 445.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ от 01.01.1996. № 1. ст. 16.
- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 28.04.2008. № 17. ст. 1755.
- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. № 248. 27.12.1996.
- Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 1884.
- Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – С. 11.
- Астахов П.А. Защита прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — приоритетная задача государства // Доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка на Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Москва, 12 ноября 2013 года. [Электронный ресурс] – http://www.rfdeti.ru/files/__-_-12.11.2013.pdf
- Банников И.А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации. М., 2013.
- Барков А.В. Институт приемной семьи в частном праве России: некоторые тенденции и перспективы развития // Гражданское право. 2010. № 3. С.43-47.
- Гражданское право: Учебник. Том 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2001. С. 469 — 470.
- Гришаев С.П. Новое в законодательстве о приемной семье // Цивилистические записки: Сб. науч. трудов. М., 2012. С. 177 — 219.
- Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. М., 1998.
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ.ред. П.В. Крашенинникова, П.И. Седугина. М., 2012. С. 339.
- Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие. М., 2011. С. 180.
- Михеева Л.Ю. Опека и попечительство. М., 2012. С. 84.
- Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование: Учебно-практическое пособие. М., 2004. С. 84
- Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2004. С. 122 — 123.
- Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России (История и современность). М., 1994. С. 132.
- Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М.: Юрист, 1998. С. 310.
- Нечаева А.М. Семейное право: Учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 259 — 262
- Низамиева О.Н. Некоторые теоретические вопросы института приемной семьи // Ученые записки Казанского государственного университета. Казань, 2009. Т. 151. Кн. 4. С. 107 — 113
- Огородов Д.В., Челышев М.Ю. Смешанные договоры в частном праве: отдельные вопросы теории и практики // Законодательство и экономика. 2005. № 10. С. 10.
- Ошанин М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912. С. 77 — 80.
- Петрова Н.П. Правовой статус приемной семьи // Юридический мир. 2008. № 9.
- Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. 1999. № 9. С. 7.
- Фетисова О.В. Некоторые правовые инструменты регулирования института опеки (попечительства) в свете нового ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Проблемы теории правового и социального государства: Сб. статей. М., 2008. Вып. 5. С. 138 — 139.
органов местной власти, в статье 8 признается и защищается территоследует всегда помнить о том, что вместе с внешней формой, существует и внутренняя структура рассматриваемой отрасли. В России существует документ, в котором собраны все положения, в общем смысле характеризующие все отраслевые направления. Этим документом является Конституция страны. Для каждого отраслевого направления разработаны свои положения, нормативные акты. Так, например, источники муниципального права – это, кроме Конституции, федеральное законодательство, уставы субъектов государства, муниципальные нормативные акты, а также международные юридические положения. Следует отметить, что в Конституции страны территориальное самоуправление закреплено в качестве одной из основ конституционного строя. В Основном Законе глава 8 посвящена нормативному регулированию территориального самоуправления. При этом необходимо отметить, что данной главой конституционные нормы не исчерпываются. Так, в статье 3 закреплено право народа свою волю как непосредственно, так и посредством органов местной власти, в статье 8 признается и защищается территориальная форма собственности. В статье 9 определено, что ресурсы природы могут находиться в собственности территориальных органов власти и так далее. Федеральные законы, как источники права, отражают общие территориальные, юридические, экономические, организационные принципы, на основании которых строится местное самоуправление. Вместе с этим указанные принципы определяют и государственные гарантии реализации власти на местах. Федеральным законодательством закрепляется нормативная основа территориального самоуправления. Эту основу составляют следующие источники права: Конституция, конституционные законы федерального уровня, законодательные акты и принимаемые согласно им те или другие нормативные подзаконные акты, а также уставы, решения, которые принимаются на местных референдумах или гражданских сходах и прочие акты. Установлено, что Россия – федеративное государство и состоит из субъектов. Источники права субъектов – их конституции (уставы). Они участвуют в регулировании власти на местах. Кроме того, в качестве источников муниципального права выступают и нормативные акты, издаваемые на территориальном уровне. Эти документы, вместе с региональными и федеральными актами, обладают большим значением в вопросе о деятельности территориальных формирований и органов местной власти. В структуру муниципальных нормативных положений включают устав, нормативные акты, принятые на сходе граждан (местном референдуме), нормы, распоряжения и постановления представительного органа, местного главы, прочих должностных лиц и органов, определенных в уставе. В качестве источников муниципального права выступают и международные юридические нормы. Они являются неотъемлемой частью юридической системы государства. Если международным договором закрепляются нормы, отличные от законодательства страны, то используются международные нормы. Как уже было сказано выше, Конституция является основным источником права в России. В ней закрепляются все общие юридические положения. Не являются исключением и нормы таможенного права. Эта отрасль регулируется как конституционными положениями, так и прочими актами и нормами. В частности, источники таможенного права – законы, принятые в рамках соответствующей (таможенной) сферы, и прочие акты, содержащие соответствующие регулирующие нормы. К этой же категории относятся и указы (как Правительства, так и Президента), а также прочие приказы, инструкции, положения и требования.