Файл: Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно, в ГК РФ появились два новых для современного российского права основания ограничения дееспособности: пристрастие к азартным играм и психическое расстройство. Основания долго обсуждались учеными и привоприменителями прежде, чем попасть в закон. Хотя дореволюционному российскому праву они известны. Следует отметить сложность правовой конструкции в правоприменении, в первую очередь с точки зрения толкования данных критериев. Например, применительно к спиртным напиткам и наркотическим средствам законодатель использует понятие

«злоупотребление», а применительно к азартным играм - «пристрастие», однако они несут совершенно разную смысловую нагрузку. Злоупотребление означает чрезмерное или систематическое употребление чего-либо. Пристрастие означает увлеченность, зависимость от чего-либо. Для того чтобы ограничить в дееспособности человека, употребляющего спиртные напитки или наркотические вещества, нет необходимости устанавливать его зависимость от них, т.е. он не должен быть хроническим наркоманом или алкоголиком, в то же время, чтобы ограничить в дееспособности игромана, необходимо доказать его зависимость от игры, одной систематичности или чрезмерности будет недостаточно. Обратим внимание, что применяя второй критерий первого основании ограничения дееспособности, необходимо доказать, что гражданин своими действиями ставит свою семью в тяжелое материальное положение. В том случае, если гражданин не имеет семьи или ее материальное положение таково, что его сложно пошатнуть подобными злоупотреблениями или пристрастием, ст. 30 ГК РФ применена не может быть, хотя большинство людей, нуждающихся в поддержке, как раз и не имеют семей.

Второе основание ограничения дееспособности также имеет два критерия: медицинский и юридический. Данное основание появилось в ст. 30 ГК РФ в силу того, что суды зачастую отождествляли психическое расстройство с состоянием недееспособности. Однако это не так, не всякое психическое расстройство влечет за собой невозможность понимать значение своих действий или руководить ими и это уже стало аксиомой, тем не менее, судебная практика не раз предпринимала попытки ее опровергнуть . В то же время толкование новой формулировки юридического критерия нуждается в тщательной проработке. Суду будет невероятно сложно определить, в каком случае гражданин способен сам руководить своими действиями и понимать их значение, а в каком он может сделать это только с посторонней помощью. Не меньший интерес вызывают и последствия ограничения дееспособности гражданина. Следует отметить, что последствия ограничения дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами и в силу психического расстройства отличаются. Однако в обоих случаях назначается попечитель.


В первом случае ограниченный в дееспопобности гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, все другие сделки он совершает только с согласия попечителя. Однако самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах подопечного в порядке, предусмотренном ст. 37 ГК РФ.

Во втором случае ограниченный в дееспособности гражданин может распоряжаться выплачиваемыми ему алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иными предоставляемыми на его содержание выплатами с письменного согласия попечителя, за исключением заработка, стипендии, которыми он вправе распоряжаться самостоятельно. Такой гражданин вправе распоряжаться указанными выплатами в течение срока, определенного попечителем. Распоряжение указанными выплатами может быть прекращено до истечения данного срока по решению попечителя. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить такого гражданина права самостоятельно распоряжаться своими доходами. Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, самостоятельно несет имущественную ответственность по сделкам, совершенным им в соответствии со ст. 30 ГК РФ. За причиненный им вред он несет ответственность в соответствии с ГК РФ.

Следует, однако, отметить, что во всех перечисленных случаях хотя и ограничивается дееспособность, но все представленные основания ограничения дееспособности имеют разную направленность и цель. Ограничение дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм и злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами направлено прежде всего на охрану интересов семьи. Ограничение дееспособности гражданина в силу психического расстройства имеет своей целью защитить интересы самого лица, ограничиваемого в дееспособности. Ограничение или лишение несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами, ограничение дееспособности направлено на охрану интересов самого несовершеннолетнего. При банкротстве дееспособность гражданина- предприни-мателя ограничивается в целях соблюдения интересов кредиторов, а также для наиболее рационального управления имуществом гражданина, в отношении которого применяется процедура банкротства.


Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что основания ограничения дееспособности, в зависимости от целей, на которые они направлены, можно подразделить на три группы:

1) ограничение дееспособности с целью охраны имущественных прав и интересов других лиц, если субъект, ограничиваемый в дееспособности, совершает какие-то действия, затрагивающие их права и охраняемые законом интересы;

2) ограничение дееспособности с целью охраны имущественных прав и интересов субъекта, ограничиваемого в дееспособности, - в случае совершения им неразумных действий, затрагивающих его права и охраняемые законом интересы;

3) ограничение дееспособности с целью охраны имущественных прав и интересов субъекта, ограничиваемого в дееспособности, а также прав и интересов других лиц - при применении процедур банкротства (гражданина, обладающего статусом индивидуального предпринимателя, или гражданина, не обладающего таким статусом).

Дееспособность - категория зависящая от уровня волеспособности, следовательно, критерии ее ограничения должны лежать в данной плоскости. Однако дееспособность зависит, прежде всего, от волеспособности и психического состояния, а не, например, от благосостояния членов семьи субъекта, чья дееспособность ставится под сомнение. На наш взгляд, в сложившейся ситуации необходимо либо менять направленность института ограничения дееспособности гражданина, либо в качестве основания ограничения дееспособности оставить (или дополнить) только те критерии, которые действительно могут оказать влияние на волеспособность субъекта.

2.3 Применение положений гражданского кодекса РФ об ограничении дееспособности граждан к конкретным жизненным ситуациям как особая форма реализации права

Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает широкий пере­чень основных прав и свобод человека и гра­жданина, объявляет самого человека и его права и свободы высшей ценностью, уста­навливает положение о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью госу­дарства.


Права и свободы определяют место че­ловека в его взаимосвязях с обществом и го­сударством, выдвигая человека в качестве первоосновы всей политической и социаль­ной организации общественных отношений. Цель этой организации заключается в обес­печении интересов человека. Высшая цен­ность прав человека:

во-первых, заключается в выражении его свободы.

Во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать про­изволу государственных органов и должно­стных лиц, необоснованному вторжению го­сударства в сферу личной свободы челове­ка.

Конституция Российской Федерации также признает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно на­рушать права и свободы других лиц. Данный принцип, закрепленный в ч. 3 ст. 17 Консти­туции, призван обеспечить нормальную жиз­недеятельность общества и каждого челове­ка. Права и свободы человека выражают многообразие его интересов в самых различ­ных сферах жизни. Они предоставляют ему свободу выбора и самоопределения и, вместе с тем, обозначают границы такой свободы[14].

Внутренняя структура системы россий­ского права убедительно свидетельствует о том, что конституционные права и свободы конкретизируются и закрепляются в отрасле­вых нормативных правовых актах и не про­тиворечат положениям Основного закона. В отраслевом же законодательстве устанавли­ваются соответствующие процедуры и меха­низмы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод. Например, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации, устанавливая пределы осуществле­ния гражданских прав, закрепляет положение о том, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исклю­чительно с намерением причинить вред дру­гому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае же несоблюдения этих требований суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защи­те принадлежащего ему права.

Вместе с тем, учитывая мировой опыт, свидетельствующий о том, что в законода­тельстве практически всех стран содержатся специальные положения, ограничивающие определенные права и свободы человека и гражданина в интересах морали, нравственно­сти, безопасности государства и по ряду дру­гих признаков, Конституция Российской Фе­дерации также предусматривает ограничение прав и свобод в строго установленных случа­ях и только в рамках федерального закона.

Часть 3 ст. 55 Конституции в качестве одного из критериев ограничения федераль­ным законом прав и свобод человека называ­ет защиту «прав и законных интересов дру­гих лиц». К такому виду ограничения отно­сятся и положения ст. 30 Гражданского ко­декса РФ, регламентирующие основания ог­раничения дееспособности гражданина.


Согласно ч. 1 ст. 30 Гражданского кодек­са РФ, гражданин, который вследствие зло­употребления спиртными напитками или нар­котическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. В связи с этим основанием к ог­раничению дееспособности гражданина слу­жит совокупность двух факторов:

злоупотребление спиртными напитка­ми или наркотическими средствами;

указанное злоупотребление ставит се­мью в тяжелое материальное положение[15].

Злоупотреблением спиртными напитка­ми или наркотическими средствами следует считать такое чрезмерное или систематиче­ское их употребление, которое находится в противоречии с интересами семьи, влечет за собой непомерные расходы денежных средств на их приобретение [8, с. 462].

Таким образом, ограничение дееспособ­ности имеет целью защиту имущественных интересов семьи. Если одинокий гражданин злоупотребляет спиртными напитками и вследствие этого пропивает собственное имущество, можно ставить вопрос о его ле­чении, но основания для ограничения его дееспособности нет.

Заключение

В российском государстве содержание правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства характеризуется распространением на них принципа предоставления национального режима, в соответствии с которым указанные лица могут иметь те же права и нести те же обязанности, что и российские граждане, за определенными изъятиями, установленными законодательством. В советской литературе 50-60-х годов прошлого столетия правоведы, рассматривая вопрос об условиях возникновения и прекращения правоспособности физических лиц, определяли в качестве важнейшей политической предпосылки признания лица правоспособным в полном объеме принадлежность к советскому гражданству, то есть, по их мнению, существовало два основания приобретения гражданской правоспособности: в силу рождения и в силу принятия советского гражданства. Несомненно, гражданство лица самым непосредственным образом влияет на объем правоспособности, тем не менее, современный закон не ставит в зависимость ни возникновение, ни прекращение гражданской правоспособности от гражданства лица.

Принято считать, что такие обстоятельства, как состояние здоровья и возраст влияют на правовое положение лица, но в основном на его дееспособность, однако от них зависит и содержание правоспособности. Уже в 50-е годы XX века в науке гражданского права отмечалось, что правоспособность, как правило, не зависит от возраста, хотя в некоторых случаях способность иметь определенные права и обязанности в силу самой их природы возникает не с момента рождения, а по достижении определенного возраста. Так, в юридической литературе ведутся споры относительно возраста, с которого гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью. На практике имеют место случаи осуществления предпринимательской деятельности лицами, не достигшими даже 16-летнего возраста, тем более, что на законодательном уровне субъектов Российской Федерации закреплена такая возможность. Принятый 23 июня 2003г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» ввел норму, позволяющую несовершеннолетним, не зависимо от приобретения им дееспособности в полном объеме, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод о возможности заниматься предпринимательской деятельностью с достижения несовершеннолетним 14 лет. Нельзя не согласиться с утверждением о том, что правоспособность индивидуальных предпринимателей отличается от правоспособности граждан, не зарегистрированных в качестве таковых. Представляется, правоспособность граждан-предпринимателей несколько шире в связи с включением в нее возможностей иметь дополнительные права и обязанности, повышенной ответственности.