Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Магазины являются основным видом предприятий розничной торговой сети. Их проектируют как элементы общей системы обслуживания населения и размещают на улицах, магистралях, площадях, вблизи остановок городского транспорта, на путях движения основного потока населения.
Цели курсового проекта:
1) Усвоение профессиональных навыков проектирования общественного здания посредством изучения общих правил и закономерностей, их объемно-пространственной и функциональной организации.
2) Формирование образно-художественной характеристики.
3) Освоение основных приемов конструктивных решений и инженерного оборудования.
Предметом исследования является создание проекта одноэтажного общественного здания в стиле модерн, в котором будет находиться книжный магазин.
Таким образом, из вышесказанного вытекают следующие задачи:
- Изучить и проанализировать историю возникновения и этапы развития стиля модерн, характерные особенности, которые могли бы использоваться в проекте.
- Создать объёмно-планировочное и архитектурно-композиционное решения, опираясь на нужды заказчика.
- Проанализировать конструктивные составляющие здания.
Для создания настоящей курсовой работы были использованы источники, которые можно охарактеризовать надежными.
Первая глава составлена на основе монографии В. С. Горюнова и М. П. Тубли «Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера.», которая была опубликована в 1994 году в Санкт-Петербурге научно-техническим издательством Стройиздат СПб, специализирующемся по вопросам архитектуры, строительства и сопряженными с ними. Здесь дан наиболее исчерпывающий анализ тенденций и особенностей эпохи модерна.
Написание последующих глав опиралось на несколько источников. Построение объемно-планировочного решения строилось на учебном пособии А.Л. Гельфонд «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений», выпущенным в 2006 году издательством «Архитектура-С» в Москве. Автор издания – известный доктор архитектуры, профессор, лицензированный архитектор. Данная работа обладает высокой степенью освещения вопросов практического характера, возникающих при проектировании общественных зданий.
Также было использовано учебное пособие преподавателей кафедры Архитектуры гражданских и промышленных зданий МГСУ Т.Г. Маклаковой, С.М. Нанасовой, В.Г. Шарапенко и А.Е. Балакиной «Архитектура: учебник», опубликованное в 2004 году издательством АСВ. В учебнике рассмотрены и проанализированы основы и методы проектирования различных типов зданий, в том числе общественных и торговых.
Для корректного использования терминов конструктивной составляющей здания, описанной в третьей главе, был использован «Краткий справочник архитектора (Гражданские здания и сооружения)» Ю.Н. Коваленко,
В.П. Шевченко, И.Д. Михайленко, выпущенный в 1975 году издательством «Будiвельник» в Киеве.
Для разработки композиции витража на одном из фасадов здания за основу была взята иллюстрация М.П. Вернейя, выполненная в цвете и эстетике, свойственной периоду ар-нуво, из книги У. Вилера «Декоративные цветы», который является почетным академиком Тюльского и Йельского университетов.
Для уточнения информации по типам и проектированию фундамента здания информация была взята из «Справочника проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Основания и фундаменты», написанного коллективом авторов Ю.М. Абедевым, М.Ю. Абедевым, Б.В. Бахолдиным и др. под редакцией М.И. Горбунова-Посадова, доктора технических наук и профессора. Данное издание было выбрано за счет своей полноты и детализированного анализа грунтов и фундаментов.
ГЛАВА 1 Исторические и культурные изменения эпохи модерна
«Развитие классицизма в условиях роста городов и дефицита городского пространства вело к отказу от важнейшего его принципа — единства плана и фасада и, в конечном итоге, к упадку» [Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. /
В.С. Горюнов, М.П. Тубли – 2-е изд. С.-Петербург: Стройиздат СПб, 1994. – с.25]. Появление новых типов зданий, таких как пассажи, банковские дома и др. ускорило этот процесс, так как устаревшие архитектурные решения не могли отвечать новым задачам.
Конец XIX - нач.XX века характеризуется бурным ростом металлургической промышленности, большими объемами производства кирпича и бетона, что позволяет использовать металло-бетонные конструкции в массовом жилом стрительстве. Также это положительно влияет на качество и количество застройки.
Дж. Коуэн отмечает, что происходит разделение профессий архитектора и инженера, что было связано с появлением сложных математических расчетов. Но в то же время для некоторых проектов отдельно приглашался художник для проектирования интерьеров и мебели. Изменились и отношения с заказчиками: теперь все чаще ими становились крупные фирмы или акционерные общества. Ранее к архитектору обращались за проектом домов, которые впоследствии сдавались внаем, и задачей было создание здания, выгодно выделяющегося на фоне соседних для привлечения съемщиков и отвечающего вкусам индивидуального заказчика. Теперь архитекторы могли проявить свое новаторство в пределах больших застроек «напротив, вставала задача создать единство архитектурной формы многих зданий» [4, с. 60].Массово стали строиться большие комплексы домов для рабочих,что открывало дорогу для типовых, повторяющихся архитектурных решений.
Благодаря образованию мирового рынка все больше преобладают космополитические тенденции: начинают создаваться универсальные формы продукции для любой нации. «Теперь становится возможным реконструировать процесс «преобразования полезного в изящное» [4, с.47].
Большие изменения происходят и в духовной культуре в это время, рушатся старые догмы. Публикуются теория Дарвина и общая теория относительности Эйнштейна, что вызывает большой резонанас в обществе. Также появляется такое понятие как «философия жизни», которое активно продвигают Ницше в Германии, А. Бергсон во Франции и В.Соловьев в России. Художественный символ здесь выступает как единица познания жизни. Искусство (по Ницше) состоит из двух частей — апполонической, т.е. ясности, закончености; и дионистической т.е. стихийности и спонтанности. Между ними идет нескончаемая борьба. Виден «культ силы, волевого начала, возникающий в искусстве рубежа веков и образующий полюс, противоположный созерцательности и декадансу» [4, с.65].
Также появляется концепция «вчувствования» Т.Л. Липпса, которая описывает процесс перенесения человеческих переживаний на неодушевленный объект (мрачное море, грустный пейзаж).
В символизме, который берет свое начало от произведений Э. По, символ — это проявление мистического в каждом отдельном объекте материального мира. По своей сути это не толко мисточеская, но и иррациональная доктрина. В то же время, рациональное начало проявило себя в прикладном искусстве и архитектуре.
Романтизм этого времени выглядит как проявление своеобразного протеста буржуазной действительности и проявляется наиболее ярко в Англии. Взгляды течения подразделялись в большинстве своем на моралистов и эстетов. Лидером морализма принято считать Д. Рескина. Как и его ученик и последователь У. Моррис, он основывает свою доктрину на понятии народности, предлагает возрождать ремесленичество, считает, что истинное искуство можно найти в народной среде.
Принципы эстетизма отделились от учения Рескина и окончательно сформировались к 60-м годам. У. Пейтор и впоследствии О. Уальд разрабатывали принципы движения, с которым через некоторое время сблизились прерафаэлиты. «От религиозной экзальтации и ханжеского морализма ранних работ Россетти до «демонической эротики» О. Бердсли, «...» от натурализма к орнаментализму и условности, от иллюстративности и повествовательности сюжета, к символизму линии и пятна» [4, с.36] можно охарактеризовать путь эстетов.
Рационалистическое направление в искусстве развивалось под началом позитивизма и эмпирического научного метода. Ярким представителем можно назвать Г. Земпера, который не отвергает технические возможности этого времени, а видит в них новые инструменты для искусства, которое характеризуется симметричностью и пропорциональностью. Кортезианец Виоле-ле-Дюк расматривал архитектуру с точки зрения рационализма красоты и пользы.
Главные направления в искусстве модерна
2.1. Неоромантизм
В Англии этого времени было ярко развито романтическое направление. Неоромантики сохраняли традиции средневековой народной архитектуры, то есть присутствовала упрощенность формы, обобщенные детали и целостность образа. Изобразительное искусство находилось в симбиозе с декоративно-прикладным и архитектурой. Художники интерпретировали истории, легенды и мифы, напрмер, М. В. Нестеров и М.Лехтер. В России открываются художественно-ремесленные мастерские М.К. Тенишевой в имении Талашкино, где также был известен Н.К. Рерих.
В Англии XIX века можно было увидеть дома особняки двух типов: коттедж и итальянская вилла. В это время Д. Пьюджин создает «Дом сан-мари Гранж», что являет собой образец упрощения готики в коттеджной архитектуре. «Принцип «живописности» был сформулирован заново на основе «правдивости» [4, с.87]. Ф. Уэбб проектирует «Красный дом», где соединяются простота и органичность, которые помогают слиться зданию с природой.
Именно в это время возникает новый тип здания – «дом художника» или «дом для любителя искусства», когда начинается сближение с элитарной концепцией искусства. Ярким представителем этого направления является Макинтош, который «как архитектор он был неоромантиком, склоняющимся в ряде случаев к рационализму, а как график и художник интерьера — представителем «ар нуво» [4, с.92].
Ричардсон, здания которого представляют собой монументальность и прочность, «уделял большое внимание функциональной стороне своих построек, однако сохранял предубеждение романтика против индустриализма» [4, с.96].
В России представители, среди которых были Н.В. Васильев и
А.Ф.Бубырь, этого направления основываясь на финском неоромантизме, решительнее шли к рационализму в архитектуре.
Символизм
Символизм, как и романтизм, также берет свое начало в творчестве прерафаэлитов и движение Морриса.
В этом направлении очень сильны линеарное и орнаментальное начала. «Иногда к истокам «ар нуво» относят творчество английского художника Уильяма Хогарта, который считал волнообразную линию воплощением красоты» [4, с. 158]. Предполагалось создать новый язык, не опирающийся на реминисценции.
В творчестве многих архитекторов, в том числе Виоле-ле-Дюка и Орта, использовались прогрессивные приемы: металлические конструкции, широкое остекление и металлический каркас, стилизация лишена буквальной изобразительности, как это было сделано в особняке Тасселя и Народном доме в Брюсселе.
Одним из первых архитекторов который старался включить все конструктивные элементы в оформление здания был Гектор Гимар, старавшийся интерпретировать готику в романтическом и символическом ключе; «органическое» начало здесь тесно связано с романтическим культом растительной жизни» [4, с. 161].
Одним из ответвлений этого направления, основателем и лидером которого можно назвать Антонио Гауди-и-Корнета, был пластицизм. Пластический язык выражался с помощью изобразительных элементов, тектонического декора, традиционных и экзотических форм эклетизма. В целом, пластицизм можно назвать крайней формой иррационализма. Ещё один представитель этого направления, который вложил идею взаимопревращений форм в свое творение Гетеанум был Р. Штейнер.
Для символизма характерны черты элитарности, декаданса и роскоши, которые противоположны учению Морриса.
Апофеозом вычурности можно назвать павильон для Международной выставки в Турине в 1902 году.
Неоклассицизм
Третьим направлением модерна можно назвать неоклассицизм. Первой стадией, ещё романтически окрашенной национальными традициями, становится время необидермейера Германии и в Англии «стиль Королевы Анны», что включает в себя такие особености, как наличие красного кирпича, белые оконные проемы, симметрию, элементы ордера и портик. Несмотря на это здания «несли на себе сильный отпечаток романтической традиции», как пишут В. С. Горюнов и М. П. Тубли [4, с. 220]. Множество зданий в это время создали Ф.Уэбб, Н. Шоу, Э. Несфильд и Э. Годвин.
Через какое-то время была создана Вилла Штука в Мюнхене, что означало новую стадию неоклассицизма, благодаря своей геометрически ясной упрощенностии, помпезности и монументальной мощи, которая была «образцом того направления немецкой архитектуры, которое ориентировалось не на «народный» немецкий классицизм, а непосредственно на греческую классику» [4, с. 220].