Файл: Проектирование здания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Магазины являются основным видом предприятий розничной торговой сети. Их проектируют как элементы общей системы обслуживания населения и размещают на улицах, магистралях, площадях, вблизи остановок городского транспорта, на путях движения основного потока населения.

Цели курсового проекта:

1) Усвоение профессиональных навыков проектирования общественного здания посредством изучения общих правил и закономерностей, их объемно-пространственной и функциональной организации.

2) Формирование образно-художественной характеристики.

3) Освоение основных приемов конструктивных решений и инженерного оборудования.

Предметом исследования является создание проекта одноэтажного общественного здания в стиле модерн, в котором будет находиться книжный магазин.

Таким образом, из вышесказанного вытекают следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать историю возникновения и этапы развития стиля модерн, характерные особенности, которые могли бы использоваться в проекте.
  2. Создать объёмно-планировочное и архитектурно-композиционное решения, опираясь на нужды заказчика.
  3. Проанализировать конструктивные составляющие здания.

Для создания настоящей курсовой работы были использованы источники, которые можно охарактеризовать надежными.

Первая глава составлена на основе монографии В. С. Горюнова и М. П. Тубли «Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера.», которая была опубликована в 1994 году в Санкт-Петербурге научно-техническим издательством Стройиздат СПб, специализирующемся по вопросам архитектуры, строительства и сопряженными с ними. Здесь дан наиболее исчерпывающий анализ тенденций и особенностей эпохи модерна.

Написание последующих глав опиралось на несколько источников. Построение объемно-планировочного решения строилось на учебном пособии А.Л. Гельфонд «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений», выпущенным в 2006 году издательством «Архитектура-С» в Москве. Автор издания – известный доктор архитектуры, профессор, лицензированный архитектор. Данная работа обладает высокой степенью освещения вопросов практического характера, возникающих при проектировании общественных зданий.

Также было использовано учебное пособие преподавателей кафедры Архитектуры гражданских и промышленных зданий МГСУ Т.Г. Маклаковой, С.М. Нанасовой, В.Г. Шарапенко и А.Е. Балакиной «Архитектура: учебник», опубликованное в 2004 году издательством АСВ. В учебнике рассмотрены и проанализированы основы и методы проектирования различных типов зданий, в том числе общественных и торговых.


Для корректного использования терминов конструктивной составляющей здания, описанной в третьей главе, был использован «Краткий справочник архитектора (Гражданские здания и сооружения)» Ю.Н. Коваленко,

В.П. Шевченко, И.Д. Михайленко, выпущенный в 1975 году издательством «Будiвельник» в Киеве.

Для разработки композиции витража на одном из фасадов здания за основу была взята иллюстрация М.П. Вернейя, выполненная в цвете и эстетике, свойственной периоду ар-нуво, из книги У. Вилера «Декоративные цветы», который является почетным академиком Тюльского и Йельского университетов.

Для уточнения информации по типам и проектированию фундамента здания информация была взята из «Справочника проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Основания и фундаменты», написанного коллективом авторов Ю.М. Абедевым, М.Ю. Абедевым, Б.В. Бахолдиным и др. под редакцией М.И. Горбунова-Посадова, доктора технических наук и профессора. Данное издание было выбрано за счет своей полноты и детализированного анализа грунтов и фундаментов.

ГЛАВА 1 Исторические и культурные изменения эпохи модерна

«Развитие классицизма в условиях роста городов и дефицита городского пространства вело к отказу от важнейшего его принципа — единства плана и фасада и, в конечном итоге, к упадку» [Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. /

В.С. Горюнов, М.П. Тубли – 2-е изд. С.-Петербург: Стройиздат СПб, 1994. – с.25]. Появление новых типов зданий, таких как пассажи, банковские дома и др. ускорило этот процесс, так как устаревшие архитектурные решения не могли отвечать новым задачам.

Конец XIX - нач.XX века характеризуется бурным ростом металлургической промышленности, большими объемами производства кирпича и бетона, что позволяет использовать металло-бетонные конструкции в массовом жилом стрительстве. Также это положительно влияет на качество и количество застройки.

Дж. Коуэн отмечает, что происходит разделение профессий архитектора и инженера, что было связано с появлением сложных математических расчетов. Но в то же время для некоторых проектов отдельно приглашался художник для проектирования интерьеров и мебели. Изменились и отношения с заказчиками: теперь все чаще ими становились крупные фирмы или акционерные общества. Ранее к архитектору обращались за проектом домов, которые впоследствии сдавались внаем, и задачей было создание здания, выгодно выделяющегося на фоне соседних для привлечения съемщиков и отвечающего вкусам индивидуального заказчика. Теперь архитекторы могли проявить свое новаторство в пределах больших застроек «напротив, вставала задача создать единство архитектурной формы многих зданий» [4, с. 60].Массово стали строиться большие комплексы домов для рабочих,что открывало дорогу для типовых, повторяющихся архитектурных решений.


Благодаря образованию мирового рынка все больше преобладают космополитические тенденции: начинают создаваться универсальные формы продукции для любой нации. «Теперь становится возможным реконструировать процесс «преобразования полезного в изящное» [4, с.47].

Большие изменения происходят и в духовной культуре в это время, рушатся старые догмы. Публикуются теория Дарвина и общая теория относительности Эйнштейна, что вызывает большой резонанас в обществе. Также появляется такое понятие как «философия жизни», которое активно продвигают Ницше в Германии, А. Бергсон во Франции и В.Соловьев в России. Художественный символ здесь выступает как единица познания жизни. Искусство (по Ницше) состоит из двух частей — апполонической, т.е. ясности, закончености; и дионистической т.е. стихийности и спонтанности. Между ними идет нескончаемая борьба. Виден «культ силы, волевого начала, возникающий в искусстве рубежа веков и образующий полюс, противоположный созерцательности и декадансу» [4, с.65].

Также появляется концепция «вчувствования» Т.Л. Липпса, которая описывает процесс перенесения человеческих переживаний на неодушевленный объект (мрачное море, грустный пейзаж).

В символизме, который берет свое начало от произведений Э. По, символ — это проявление мистического в каждом отдельном объекте материального мира. По своей сути это не толко мисточеская, но и иррациональная доктрина. В то же время, рациональное начало проявило себя в прикладном искусстве и архитектуре.

Романтизм этого времени выглядит как проявление своеобразного протеста буржуазной действительности и проявляется наиболее ярко в Англии. Взгляды течения подразделялись в большинстве своем на моралистов и эстетов. Лидером морализма принято считать Д. Рескина. Как и его ученик и последователь У. Моррис, он основывает свою доктрину на понятии народности, предлагает возрождать ремесленичество, считает, что истинное искуство можно найти в народной среде.

Принципы эстетизма отделились от учения Рескина и окончательно сформировались к 60-м годам. У. Пейтор и впоследствии О. Уальд разрабатывали принципы движения, с которым через некоторое время сблизились прерафаэлиты. «От религиозной экзальтации и ханжеского морализма ранних работ Россетти до «демонической эротики» О. Бердсли, «...» от натурализма к орнаментализму и условности, от иллюстративности и повествовательности сюжета, к символизму линии и пятна» [4, с.36] можно охарактеризовать путь эстетов.


Рационалистическое направление в искусстве развивалось под началом позитивизма и эмпирического научного метода. Ярким представителем можно назвать Г. Земпера, который не отвергает технические возможности этого времени, а видит в них новые инструменты для искусства, которое характеризуется симметричностью и пропорциональностью. Кортезианец Виоле-ле-Дюк расматривал архитектуру с точки зрения рационализма красоты и пользы.

Главные направления в искусстве модерна

2.1. Неоромантизм

В Англии этого времени было ярко развито романтическое направление. Неоромантики сохраняли традиции средневековой народной архитектуры, то есть присутствовала упрощенность формы, обобщенные детали и целостность образа. Изобразительное искусство находилось в симбиозе с декоративно-прикладным и архитектурой. Художники интерпретировали истории, легенды и мифы, напрмер, М. В. Нестеров и М.Лехтер. В России открываются художественно-ремесленные мастерские М.К. Тенишевой в имении Талашкино, где также был известен Н.К. Рерих.

В Англии XIX века можно было увидеть дома особняки двух типов: коттедж и итальянская вилла. В это время Д. Пьюджин создает «Дом сан-мари Гранж», что являет собой образец упрощения готики в коттеджной архитектуре. «Принцип «живописности» был сформулирован заново на основе «правдивости» [4, с.87]. Ф. Уэбб проектирует «Красный дом», где соединяются простота и органичность, которые помогают слиться зданию с природой.

Именно в это время возникает новый тип здания – «дом художника» или «дом для любителя искусства», когда начинается сближение с элитарной концепцией искусства. Ярким представителем этого направления является Макинтош, который «как архитектор он был неоромантиком, склоняющимся в ряде случаев к рационализму, а как график и художник интерьера — представителем «ар нуво» [4, с.92].

Ричардсон, здания которого представляют собой монументальность и прочность, «уделял большое внимание функциональной стороне своих построек, однако сохранял предубеждение романтика против индустриализма» [4, с.96].

 В России представители, среди которых были Н.В. Васильев и

А.Ф.Бубырь, этого направления основываясь на финском неоромантизме, решительнее шли к рационализму в архитектуре.


Символизм

Символизм, как и романтизм, также берет свое начало в творчестве прерафаэлитов и движение Морриса.

В этом направлении очень сильны линеарное и орнаментальное начала. «Иногда к истокам «ар нуво» относят творчество английского художника Уильяма Хогарта, который считал волнообразную линию воплощением красоты» [4, с. 158]. Предполагалось создать новый язык, не опирающийся на реминисценции.

В творчестве многих архитекторов, в том числе Виоле-ле-Дюка и Орта, использовались прогрессивные приемы: металлические конструкции, широкое остекление и металлический каркас, стилизация лишена буквальной изобразительности, как это было сделано в особняке Тасселя  и Народном доме в Брюсселе.

Одним из первых архитекторов который старался включить все конструктивные элементы в оформление здания был Гектор Гимар,  старавшийся интерпретировать готику в романтическом и символическом ключе; «органическое» начало здесь тесно связано с романтическим культом растительной жизни» [4, с. 161].

Одним из ответвлений этого направления, основателем и лидером которого можно назвать Антонио Гауди-и-Корнета, был пластицизм. Пластический язык выражался с помощью изобразительных элементов, тектонического декора, традиционных и экзотических форм эклетизма. В целом, пластицизм можно назвать крайней формой иррационализма. Ещё один представитель этого направления, который вложил идею взаимопревращений форм в свое творение Гетеанум был Р. Штейнер.

Для символизма характерны черты элитарности, декаданса и роскоши, которые противоположны учению Морриса.

Апофеозом вычурности можно назвать павильон для Международной выставки в Турине в 1902 году.

Неоклассицизм

Третьим направлением модерна можно назвать неоклассицизм. Первой стадией, ещё романтически окрашенной национальными традициями, становится время необидермейера  Германии и в Англии «стиль Королевы Анны», что включает в себя такие особености, как наличие красного кирпича, белые оконные проемы, симметрию, элементы ордера и портик. Несмотря на это здания «несли на себе сильный отпечаток романтической традиции», как пишут В. С. Горюнов и М. П. Тубли [4, с. 220]. Множество зданий в это время создали Ф.Уэбб, Н. Шоу, Э. Несфильд и Э. Годвин. 

Через какое-то время была создана Вилла Штука в Мюнхене, что означало новую стадию неоклассицизма, благодаря своей геометрически ясной упрощенностии, помпезности и монументальной мощи, которая была «образцом того направления немецкой архитектуры, которое ориентировалось не на «народный» немецкий классицизм, а непосредственно на греческую классику» [4, с. 220].