Файл: Проектирование здания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России чувствовалось сильное влияние венского модерна, что можно увидеть в Здании Академии Генерального штаба, которое выполнил в 1900  году в Петербурге А. И. фон Гоген. 

К модернизированному неоклассицизму можно причислить особняк Стахеева в Москве, построенный в 1898-1900гг. М. Бугровским. 

Традиции русского классицизма воплотил в проекте дачи Половцева

И. Фомин

Взаимодействие западноевропейского классицизма с неоромантизмом можно увидеть в здании Русского торгово-промышленного банка, построенного М. М. Перетятковичем с такими характерными особенностями, как монументальность, гранитная облицовка, «рваная поверхность» каменной кладки. «В России этот вариант неоклассицизма был близок возрождающемуся в европейской архитектуре начала XX в. палладианству» [4, с. 222].

Синтез классицизма и рационализма представлен в доме А. Лооса на Михаэлплаце в Вене. Здесь архитектор не объединяет два начала, а  сталкивает их в гротескной форме с элементами коллажного соединения.

Объединения в разных странах

Главные центры распространения модерна можно также охарактеризовать антиэклетичными.

В Англии это «Движение искусств и ремесел», которое возглавлял Моррис и «Эстетическое движение» О.Уальда. Также в это время работали такие мастера как Н. Шоу, Ф. Уэбб, Ч. Таунсенд, М. Бейли Скотт, Ч. Войси, У. Летаби, Ч. Эшби, Э. Ньютон, Э. Вуд, А. Макмурдо, Э. Латиенс.

Шотландские архитекторы под управлением Ч.Р. Макинтоша основали «Школу Глазго», которая взаимодействовала с английскими коллегами из «Движение искусств и ремесел». Именно так «осуществлялось английское влияние на крупнейшую архитектурную школу модерна — венскую школу» [4, с. 77].

В Бельгии В. Орта, скомбинировав в своих работах идеи Виолле-ле-Дюка и современные понятия, разработал «декор, основанный на переработке стилистического языка новейшего декоративного искусства» [4, с. 77]. Соединив в своем творчестве черты моррисовского движения и постимпрессионизма, бельгийский архитектор Хенри Ван де Велде разработал стилистику форм, что сильно повлияло на декоративное направление в модерне. Название одного из проектов магазина художественных изделий

С. Бинга в Париже «Art Nouveau» стало термином, обозначающим искусство модерна во Франции и Бельгии. «С образованием в 1907 г. Немецкого Веркбунда он стал одним из наиболее активных и авторитетных членов этой организации» [4, с. 77].


Одним из самых ярких французских архитекторов Парижа был Г.Гимар.

Позже павильоны Гимара дадут еще одно название французскому модерну — «стиль Метро». В Нанси работали такие архитекторы как Э. Андре, Л. Вейсенбурже, Ж. Бие. К рационалистам можно отнести О. Перре, Т. Гарнье, А. Бодо.

Активная борьба за восстановление немецкой художественной культуры дала толчок к формированию в 1892 году в Мюнхине Сецессиона, в котором состояли П. Беренс, А. Эндель, Б. Пауль, Р. Римершмидт, Б. Панкок,

Т. Фишер, М. Дюлфер. Искусство модерна получило здесь название «югенд-стиль».

В Австро-Венгрии возникли объединение венский Сецессион и архитектурная школа под предводительством О. Вагнера. Венский модерн, представленный Й. Ольбрихом, Й. Хоффманом, М. Фабиани,

Л. Бауэром, К. Мозером, в свою очередь, имел широкое влияние в других странах, например Италии, где был назван либерти. Для сооружения павильонов выставки 1902 года в Турине был выбран Раймондо Д'Аронко. Также другими архитекторами этого времени можно назвать Антонио Сант-Элиа и Марио Кьятоне. «Однако наиболее значительный вклад Италии в развитие европейской архитектуры на этом этапе был внесен уже на рубеже эпохи модерна архитекторами-футуристами Антонио Сант-Элиа и Марио Кьятоне» [4, с. 79].

В Испании, «родине так называемого «каталонского модернизма» [4,

с. 79]. в это время лидирующей фигурой выступал Антонио Гауди-и-Корнет.

Под понятием «северный модерн» обобщают искусство скандинавских стран и Финляндии. Характерными чертами можно назвать использование бревенчатого сруба, каменной облицовки на цокольном этаже и стенах. Видными архитекторами этого времени можно назвать датчанина

О. Нордхагена, Ф. Боберга и Р. Эстберга, финов Э. Сааринена, Г. Гизеллиуса, А. Линдгрена и Л. Сонка.

В США идеи моррисовского движения также получили свое развитие.

Г. Г. Ричардсон привнес в отечественную архитектуру такие понятия как «романское возрождение», «гонтовый стиль». Среди американских архитекторов можно выделить Л. Салливена и его ученика Ф. Л. Райта, который «поисках новой трактовки загородного жилого дома во многом опирался на традицию, «гонтового стиля» [4, с.80].

В России архитектура модерна в большинстве своем концентрировалась в Петербурге и Москве. В 70-е годы возник абрамцевский кружок, идеи которого проявились в московской архитектуре, более тяготевшей к национальным традициям, переработанным в соответствии с эстетикой модерна. В 90-х годах было создано «Московское товарищество художников», куда входили такие деятели как К. А. Коровин, С. В. Малютин, М. А. Врубель.


Самым известным архитектором московского модерна является

Ф. О. Шехтель, павильоны которого на Международной выставке в Глазго в 1901 г. «стали заметным явлением на фоне развития новейших тенденций европейской архитектуры» [4, с.80].

В Петербурге в это же время формируется объединение «Мир искусства». Члены позиционировали себя частью движения Сецессион. С деятельностью этого объединенения связаны именя таких архитекторов как С. П. Дягилев,

И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль, Г. В. Барановский, Н. В. Васильев.

Таким образом, можно сказать, что тенденции и особенности, присущие данному стилю, сложно охарактеризовать однозначно. Прежде всего это связано с многообразием теорий, принципов, исторических референсов, используемых архитекторами. Главной задачей было преодоление эклектики, которая вышла далеко за рамки модерна, органически трансформировавшись в идею синтеза всего предыдущего художественного знания.

ГЛАВА 2 Требуемые параметры проектируемого здания

Заказчик – это небольшая сеть книжных магазинов, которые хотели сделать проект филиала розничной сети, не упуская «красоту, как обещание функции, а действие как ее осуществление» [Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб.пособие. /

А.Л. Гельфонд – М.: Архитектура-С, 2006. – с. 6], имел следующие требования:

  • необходимо создать проект магазина;
  • участок для постройки составляет метров;
  • здание должно быть одноэтажным, возможны небольшие колебания высот внутри помещений;
  •  для строительства предпочтительнее выбирать бетон, кирпич и стекло;
  • проект необходимо выполнить в стиле модерн, но при этом он  должен удачно вписываться в современный облик фасадов офисных центров, которые расположены поблизости, и гармонировать с окружающими зданиями;
  • это здание должно включать в себя два зала, подсобное помещение, при этом, чтобы вход и выход находились в разных сторонах, направляя путь покупателя таким образом, чтобы, однажды зайдя, он мог выйти только через кассы;
  • снаружи здания необходимо было оформить пешеходные дорожки и парковку для посетителей.

Объёмно-планировочное решение


«Участок магазина или торгового центра включает две функциональные зоны: зону покупателей и хозяйственную зону для подъезда и разгрузки автомобилей» [3, с. 172].

Исходя из требований заказчика, был сделан план помещений книжного магазина, который включает в себя всё вышеназванное: вход, два книжных зала, техническое помещение (см. рисунок 1).

Покупатель, войдя в зал книжного магазина, попадает в первое помещение, помеченое коричневым цветом. Слева от входа находится большое окно, выполненное в витражной технике. Далее, поднявшись по небольшой лестнице, покупатель попадает во второе помещение магазина. Здесь находятся кассы и непосредственно выход. Под этим залом имеется подсобное помещение для работников магазина, где также располагается место для приема товаров. Выход в зал снабжен лестницей, недалеко от лестницы в торговой зоне. Служебный вход располагается напротив входа для покупателей и в непосредственной близости от парковки. Но спроектирован таким образом, чтобы их транспортные пути не пересекались.

Архитектурно-композиционное решение

По желанию заказчика фасады были оформлены деталями характерными для стиля модерн ар-деко, в композиции главенствует линия. 

Фасад входа состоит из трех частей: витраж и непосредственно сам вход с козырьком, оформленным арочным орнаментом, выступающие вперед, и полукруг ниши, относящийся к крыше, куда помещена вывеска магазина. 

Фасад выхода включает в себя сложную композицию, состоящую из нескольких объемов. Наибольшую площадь составляет широкая полоса белого цвета. Именно здесь можно увидеть вывеску магазина и дверной проем с лестницей, выполненой в виде раскрученной спирали. Также присутствует часть застекленной крыши. Нижняя полоса включает в себя кирпичную кладку, декорированную орнаментом.

Следующие два фасада обращаются к парковке. Третий представляет собой вытянутую композицию из полукруга и фигуры из плавных линий белого и бордового цвета. Завершает композицию полоса кирпичной кладки. Также здесь присутствует вход для приема товаров, ведущий в подсобное помещение.

Четвертый фасад представляет собой вытянутую композицию из прямоугольников. Также можно увидеть небольшую декоративную полосу орнамента, которые разбавляет монотонность кирпичной кладки. Тут же находится парковка для посетителей, так как «стоянки для легковых автомобилей покупателей следует предусматривать удаленными от учереждений торговли не более чем на 150 м» [3, с. 172].


Из всего вышесказанного следует, что объемно-планировочное решение и архитектурная композиция здания вытекает из функциональной составляющей здания, локации и стилистической направленности строений, расположенных в непосредственной близости. Необходимо также учитывать предпочтения заказчика и общий бюджет проекта.

ГЛАВА 3 1. Фундамент

«Фундаментом сооружения называется подземная или подводная конструкция, предназначенная для передачи давления на грунт основания и распределения этого давления на такую площадь, при которой последующие осадки не превосходят предельных значений и обеспечивается устойчивость сооружения» [Абедев Ю.М., Абедев М.Ю., Бахолдин Б.В. и др. Справочник проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Основания и фундаменты. / под ред. п/р Горбунова-Посадова М.И. –Лениниград: Стройиздат, 1964. – c. 31]. Как правило, изготавливаются из бетона, камня или дерева.

Железобетонный монолитный фундамент, который используется для строительства данного здания, представляет собой сплошную железобетонную плиту, которая заглублена в грунт. Для этой цели обычно используется бетон марки 150-200 и выше. Как арматуру применяют сталь периодического профиля. Благодаря равномерному распределению всей нагрузки на площадь плиты давление на грунт минимизировано. Конструкция плиты настолько универсальна, что подходит даже для торфяников и болот.

2. Наружные и внутренние стены

Наружные и внутренние стены данного здания частично выполнены из керамического кирпича толщиной 640 мм и 380 мм и металопластика.

Кирпичная кладка выполняется с применением двух материалов: раствора и кирпича, «уложенного горизонтальными рядами на цементно-песчаном или известковом растворе с взаимной перевязкой вертикальных швов» [Маклакова Т.Г., Нанасова С.М., Шарапенко В.Г. и др. Архитектура: Учебник. – М.: Издательство АСВ, 2004. – с. 315]. Керамический (глиняный) имеет параметры: 250 х 120 х 65 мм. Все грани кирпича имеют отдельные названия: ложок – грань 250 х 65 мм; тычок – грань 120 х 65 мм; постель – с гранью 250-120 мм.

Марка – это главный показатель прочности кирпича, она свидетельствует о его крепости при сжатии. Для строительства наружных стен небольшой конструкции, подойдет марка кирпича 100 или 75.