Файл: Россия в системе международных кредитных отношений (Кредит на современном этапе процесса глобализации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 1

Страны мира

Объем внешнего долга

млрд. дол. США

на душу
населения, долл.

% к ВВП

21

Дания

627

101

180

22

Греция

583

48

174

23

Португалия

549

48

223

24

Россия

501

4

23

Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что последние годы Европейского Союза прошли в напряженной борьбе с кризисом Еврозоны. Началом этого кризиса стал резкий рост суверенных долгов в Греции и Ирландии («периферийных» странах Евросоюза) в 2010 г. Далее долговой кризис охватил Испанию и Португалию. В активную стадию системного финансового кризиса Еврозона вошла в 2011 г., в тот момент, когда Италия (третья страна по уровню экономики Еврозоны) столкнулась с проблемой дефицита госбюджета (около 4% ВВП), который она не могла обслуживать самостоятельно, без внешней помощи. Возникновение долгового кризиса было обусловлено в первую очередь отсутствием ведения бюджетной дисциплины в зоне евро.

Глава 2. Россия в международных кредитнх отношениях

2.1 Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений

Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.[28]

Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:


  • прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;
  • восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

В итоге, мы приходим к выводу, что особую актуальность приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, РФ обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся:

  • огромные сырьевые богатства;
  • квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила;
  • долговременное присутствие российской машинной и технической продукции на ряде рынков разных стран;
  • большие масштабы накопленных основных фондов;
  • мощный научно-технический потенциал, наличие передовых и даже уникальных технологий в ряде отраслей промышленности (авиакосмической, лазерной, приборостроении, судостроении и др.).

Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики, снижающие эффект от конкурентных преимуществ. К данным слабостям следует отнести[29]:

  • отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров;
  • изменившаяся геополитическая структура современного мира, приведшая к резкой переориентации российских внешнеэкономических связей на промышленно развитые страны, что привело к усилению сырьевой направленности российского экспорта;
  • нерациональная структура экспорта и импорта;
  • долговременный спад производства, непродуманная конверсия ВПК, что привело к потере традиционных рынков;
  • ориентация НИОКР на военные исследования, свертывание государственного заказа на наукоемкую продукцию;
  • изношенность и моральное устаревание основных фондов;
  • нестабильность в экономике и политике.

Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо:


  • развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования и рыночной инфраструктуры;
  • всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата;
  • проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с импортозамещением;
  • стимулирование экономического развития по пути НТП;
  • вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.

2.2 Роль международных кредитов в развитии экономики России

Большое место в международных кредитах принадлежит беспроцентным или низкопроцентным кредитам развитых стран, стран так называемого «золотого миллиарда», предоставляемым в порядке помощи беднейшим странам мира. Немалую роль играют кредиты МВФ своим членам для поддержания национальных валютных систем.

Кредитные операции неизбежно порождают и такие явления, как задолженность по кредитам и их невозврат, что породило, в свою очередь, рынок просроченных кредитов. На этом рынке просроченные или невозвращаемые займы продаются за сумму ниже номинала займа тем, кто готов рискнуть и покупает их для взыскания.

На рубеже столетий накопилось немало стран-должников, особенно, среди беднейших стран, бывших колоний и зависимых территорий. В порядке оказания им помощи в 2005 году на саммите большой восьмерки было решено списать их долги. Списание этих безнадежных долгов продолжается и по сей день.

В мире международного кредита Россия выступает и заемщиком и кредитором. Россия, как правопреемница СССР, унаследовала государственные долги (таблица 2)[30].

Выросшие доходы от высоких цен на энергоносители позволили России досрочно рассчитаться по долгам в рамках Парижского клуба, где главным кредитором России была Германия. Остались неурегулированными дореволюционные займы и задолженность США.

Таблица 2 - Структура государственного внешнего долга но состоянию на 1 декабря 2018 года

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. евро

Государственный внешний долг России (обязательства бывшею СССР, принятые Российской Федерацией)

50 128,6

47 175,4

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11 976,3

11 270,7

Задолженность по внешним облигационным займам

35 888,0

33 773,8

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами (За исключением Парижскою клуба)

840,3

790,7

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — бывшими странами СЭВ

422,8

397,9

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами

976,3

918,8

Задолженность по облиг ациям внутреннего государственною валютною займа

5,4

5,1

Прочая задолженность

19,5

18,4


Вся оставшаяся задолженность была реструктуризирована путем консолидации в государственные обязательства под установленные процент с различными сроками выплаты основного долга. Динамика внешнего долга России представлена в таблице 3[31].

Таблица 3 - Динамика внешнего долга России за 2008 - 2015 годы

Дата

Сумма, млрд, долл. США

Абсолютный прирост, млрд. долл. США

Темп
роста, %

1 января 2008 г

471

8,9

101,9

1 января 2009 г

479,9

156,5

132,6

1 января 2013 г

636,4

90,7

114,2

1 января 2014 г

727,1

-127,6

82,4

1 января 2015 г

599,5

Из таблицы 3 видно, что внешний долг России с 2008 по 2014 гг. постоянно увеличивался и только в 2015 году ситуация улучшилась, и на 1 января внешний долг России составил 599,5 млн. долл. США (что на 127,6 млн. долл. США меньше, чем в 2014 году).

Россия постепенно становится кредитором. Например в 2011 году Кипр получил от Российской Федерации займ в размере 2,5 млрд евро на 4,5 % годовых, в го время как страны Европы не предоставляли займ менее чем 15% годовых. В августе 2007 года Россия стала владельцем долговых обязательств правительства США. За 5 лет доля Российской Федерации на этом рынке увеличилась с 0 до 3 %. Россия занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным делового журнала «Финанс» (приложение 1).

Большинство крупных стран имеют займы в разы больше чем у России. Например, в США займы составляют 17 триллионов долларов, а кредит Японии вдвое превышает ВВП этой страны.

Таким образом мы приходим к выводу, что международные кредиты играют огромную роль в мировой экономике. Множество стран не способно осуществлять внутренние вложения, покрытия дефицита государственного бюджета, осуществления преобразований и выполнение долговых обязательств по внешним займам, за счет собственных средств. Почти во всех странах сложилась долговая экономическая система, одни являются больше заемщиками, чем кредиторами, и наоборот. Поэтому важно знать причины и последствия государственного долга, чтобы не подвергнуть страну кризисным ситуациям.


2.3 Особенности взаимодействия России с Международным
валютным фондом

Российская Федерация вступила в МВФ 1 июня 1992 года. С начала вступления в Фонд Россия коренным образом изменила свой статус, перейдя от роли заемщика средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот по состоянию на октябрь 2011 г. составляет 5,9 млрд. СДР (2,5 %). Доля голосов России в Фонде – 60,1 или 2,4 % от общего числа голосов в Фонде (десятое место после семерки индустриальных стран, КНР и Саудовской Аравии).

Управляющим в МВФ от Российской Федерации в настоящее время является заместитель министра финансов Серггей Сторчак, Заместителем управляющего является председатель Банка России Эльвира Набиуллина, Исполнительным директором от России – Алексей Можин.

С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами, предоставленными МВФ, на общую сумму около 22 млрд. долл. США.

Достигнутые в 1998 и 1999 годах договоренности о предоставлении антикризисного кредитного пакета (11,2 млрд. дол. США) и резервного кредита (4,5 млрд. дол. США) были реализованы частично, так как, по мнению Фонда, Российская Федерация не выполнила выдвигаемые требования относительно реформирования своей экономики.

Выдвигаемые Фондом довольно жесткие требования, официально призванные устранить разбалансированность экономики, денежного обращения, обеспечить погашение внешнего долга, не всегда достигают поставленной цели и иногда даже усугубляют негативные процессы в стране-заемщице. Так, в соответствии с условиями первого кредита Фонда (1992 год) в России была поспешно введена либерализация цен. Либерализация цен позволяла в кратчайшие сроки хотя бы частично снабдить рынок товарами. В то же время она была вынужденной реакцией на сложившуюся ситуацию. Однако, это привело к росту цен в 26 раз за год и,соответственно, к усилению инфляции. Рекомендованные Фондом дефляционные меры усилили экономический спад, свертывание инвестиций в стране. Ограничение денежной эмиссии вызвало денежный «голод» и неплатежи. Под давлением Международного Валютного Фонда Россия в 1992 году ввела частичную конвертируемость рубля без создания необходимых на то условий, что повлекло за собой снижение его валютного курса. Постоянный надзор за макроэкономической и валютной ситуацией в России осуществлял представитель Фонда при Центральном банке РФ.