Файл: Россия в системе международных кредитных отношений (Кредит на современном этапе процесса глобализации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка внешних финансовых активов СССР в начале 90-х годов составила 140-160 млрд. долл. США, при общей сумме советского внешнего долга - 96,6 млрд. долл. США. Такое соотношение между требованиями и обязательствами России в случае эквивалентного зачета могло казаться решением проблем внешних долгов и активов, что, как отмечено в главе первой, послужило одним из недостаточно обоснованных аргументов принятия Россией всех внешних долгов и активов, бывших республик СССР. 
Однако, с точки зрения валютной эффективности, результаты кредитных отношений СССР с развивающимися странами неоднозначны для России. Перспектив возврата долгов развивающихся стран практически нет. Следовательно, российская кредитная политика, направленная на использование зарубежных активов для покрытия расходов по обслуживанию внешнего долга, а также крупных взаимозачетов, оказалась несостоятельной. Структура советских кредитов в 60-80-х годах, показывает, что преобладающая их часть - 90% - обеспечивала экономическое, военное и техническое сотрудничество. В их числе на межправительственные экономические кредиты (53%) (предоставлявшиеся на осуществление проектов на генподрядных условиях или условиях технического содействия), специальные кредиты, предназначенные для военно-технического сотрудничества (37%), коммерческие кредиты составляли лишь незначительную долю (6%).

Среди получателей кредитов СССР - Куба (около 20% кредитов), Монголия, Вьетнам, КНДР, Ангола, Эфиопия, Индия, Сирия, Ирак, Афганистан, всего около 100 стран. Из них около 50 остались должниками России в настоящее время. Наименьший оптимизм с точки зрения погашения долга и компенсации затрат нашей страны вызывают бывшие развивающиеся страны социалистической ориентации. Это подтверждает вывод о том, что преобладание политических факторов при принятии решений редко оставляет возможность экономического обоснования и страхования страны-кредитора от дефолта со стороны стран-должников. Руководство СССР, очевидно, предполагало списание большей части долгов развивающихся стран социалистической ориентации за счет снижения жизненного уровня советского народа. По существовавшей в СССР схеме рублевые расходы советских предприятий-экспортеров на предоставление кредитов компенсировались за счет бюджета в плановом порядке независимо от погашения странами-партнерами. Теоретическим обоснованием такой практики был ошибочный постулат о том, что "действительный народнохозяйственный эффект в этой отрасли реализуется только на стадии закупки и сдачи народному хозяйству импортных товаров". Поскольку экономическое и техническое содействие представляет первый этап экспортно-импортной операции, "связанной с изъятием из народного хозяйства материальных, трудовых и финансовых ресурсов, и поэтому оценку конечного результата деятельности организаций системы ГКЭС приходится выполнять на промежуточном этапе этой операции и выражать в показателях валютных поступлений с учетом их реальной ценнности.
Итак, в соответствии с этой концепцией, экспорт во всех формах был направлен на обеспечение валютных поступлений для оплаты импортной продукции и "призван способствовать активному достижению таких важных политических целей, как участие в материально-техническом обеспечении потребностей капитального строительства и производства дружественных стран. Экспортные поставки выступали как форма материального наполнения той финансовой, в т.ч. кредитной помощи, которая представляется зарубежным странам". С целью прикрытия реальных народнохозяйственных потерь, связанных с такой кредитной политикой при осуществлении поставок с отсрочкой платежа, была создана искусственная система учета, сформулированная в Методике определения экономической эффективности оказания Советским Союзом экономического и технического содействия зарубежным странам. Лишь к 1985 г. показатель расширения экспорта в страны с использованием международных расчетов в свободно конвертируемой валюте стал использоваться при оценке приоритетности развития сотрудничества. Большое влияние на искажение показателей эффективности экспорта оказывал завышенный курс рубля. Концепция того периода изложена А.Качановым, который отмечал, что "...для количественной оценки степени достижения ... конечного результата необходимо исходить из тех соотношений между валютными поступлениями и реализованными ресурсами, которые устанавливаются в плановом порядке директивными организациями". 


Кредиты СССР развивающимся странам в большей части, в зависимости от страны-заемщика, либо списывались, либо погашались ее традиционными экспортными товарами. Политизация международных кредитных отношений в итоге деятельность ГКЭС-МВЭС СССР привела к накоплению международных требований СССР по предоставленным кредитам. 

Делая вывод, можно прийти к тому, что перехода России к рыночной экономике и отказа от наследия идей социализма накопление международных требований переросло в проблему невозврата предоставленных нашей страной кредитов зарубежными партнерами. Обострение этой проблемы произошло в первой половине 90-х гг., когда наступил срок погашения по графику. 
В соответствии с действующими нормативными документами, "государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором".
Государственные внешние (зарубежные) финансовые активы России в основном состоят из средне- и долгосрочных кредитов, предоставленных в соответствии с межправительственными соглашениями между бывшим Советским Союзом, а также современной Россией с развивающимися и бывшими социалистическими странами, а также краткосрочных коммерческих кредитов.

3.2 Пути возврата кредитов

Так почему же долги не возвращают? На этот вопрос существует достаточно много мнений. Во-первых, у стран-должников, а именно стран бывшего СССР закрепилось мнение о том, что Россия может списать им долги. Это мнение довольно обоснованное, так как после распада Советского Союза Россия взяла часть кредитов на себя, тем самым показав, какие мы «заботливые». Специалисты до сих пор не могут придти к единому мнению о том, почему Россия так поступила. Казалось бы, страна, которая только что распалась, должна была поддерживать свою экономику и держать свои средства при себе, на что Россия среагировала прямопротивоположным образом. В основном взятие обязательств других стран на себя было продиктовано политикой и тщеславием правительства. Так как на тот момент они пытались доказать всему миру, что мы по-прежнему остаемся великой державой. Это и привело нас к большому внешнему долгу в настоящем.


Во-вторых, кроме стран третьего мира, мы являемся кредиторами Китая, Индии, США, Кубы. Это страны, которые имеют достаточно развитую экономику, но которые не торопятся возвращать долги, из-за того, что Россия не достаточно сильно давит на эти страны. Как утверждают ведущие экономисты страны, все это происходит потому, что Россия не имеет достаточного влияния в Европе. Нашу страну больше всего ассоциируют как страну-заемщицу, но отнюдь не как кредитора.

В-третьих, имея достаточно малый опыт в предоставлении кредитов другим странам, мы не проработали до конца схемы их возврата. Когда появились лишние средства, их сразу же переправили на кредиты, до конца не закрепив условия их возвратности, что является неотъемлемой частью кредита. Тем самым, большинство стран предлагают вместо денег бартер, что намного хуже «живых денег».

Сейчас специалисты всерьез задумались над тем, как вернуть долги, «все и всем» прощать уже не выход. На текущий момент сформулировались несколько путей решения этой проблемы.

Во-первых, нужно как можно быстрее избавляться от бартера, так как приобретение иностранных товаров, будь то вещи, продовольствие или промышленные средства, создают конкуренцию отечественному товару, что негативно сказывается на экономике страны. Конечно, избавиться от бартера сразу невозможно, и не многие страны, кроме бартера могут предложить что-то взамен. Поэтому, в прядке бартера нужно зачислять промышленные здания или активы (акции) предприятий. 

Во-вторых, нужно ужесточить условия кредитования, а именно, при невозвращении кредита в установленный срок, следует поднимать процентную ставку, и вводить штрафные санкции, что, по мнению экономистов, должны стимулировать кредиторов на возвращение долга.

В-третьих, нужно выбирать страны, которые кредитуешь, что бы точно иметь представление об их платежеспособности. Кроме этого надо ограничивать круг кредитуемых. РФ предоставляет кредиты, более десяткам стран, многих из которых отказалась кредитовать Европа. Что наводит на мысль о том, что-либо эти страны предлагают неприемлемые условия для возврата в Европе или же они являются неплатежеспособными на данные момент.

Делая выводы, можно придти к мнению, что в России достаточно плохо развиты кредитные отношения, что говорит о несовершенстве российской экономике.

Кроме этого существует коррупция в стране, благодаря которой, страны-должники получают новые кредиты, а старые списываются. Все это говорит о том, что как бы России не хотелось выйти на международный уровень и быть признанной в Европе, ей сначала нужно урегулировать свою денежно-кредитную политику.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для определения места России в международных кредитных отношениях было проведено следующее:

  • изучены понятия кредитования;
  • разобрана система кредиторский взаимоотношений на государственном уровне.

Помимо вышеописанного, были выявлены такие принципы, как:

  • платежеспособность, которая говорит о целесообразности взятия кредита у другой страны
  • срочность погашения, указывающая на четкий срок выплаты кредита

Международные кредитные отношения дают слабо развитым странам возможность увеличить объем производства. Кредит все это время способствует ускорению производства и обмена, служит источником финансирования внешней торговли, способствует бесперебойности международных расчетов, ускоряет оборачиваемость средств во внешней торговле. Поэтому система кредитования не является чем-то плохим и очень помогает в развитии внешнего и внутреннего положения страны.

Россия, несмотря на наличие государственного долга, избавилась от него к 2015 году. Так же занимает наиболее стратегически грамотное положение в современной финансовой кредитной системе, за счет отсутствия государственного долга, при этом имея возможность получить кредит у других стран, что, в случае необходимости, может подтолкнуть нашу внутреннюю экономику к какому-то прогрессу, так и активизировать рыночные отношения с другими странами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения. – М.: Юристь, 2016
  2. Андросова Л.Д., Дробозина Л.А., Окунева Л.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 2017
  3. Афанасьева Е. В. Проектное финансирование как источник привлечения капитала // Вестник. – 2016. – №. 3. – С. 27
  4. Беляева Е.Д., Гурнович Т.Г. Экономическое значение международного кредита / Cборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах – Курск, 2017
  5. Бутакова М.И. Целесообразность международных кредитов для России / сборник трудов Международной заочной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Редколлегия: Якушев А.А., Салита С.В, Максимова Т.В., Куценко Н.А., Дубынина А.В. – Челябинск, 2016
  6. Быкова Н.С. Роль международных кредитов в развитии экономики России / Сборник статей и тезисов докладов III международной научно-практической конференции – Омск, 2017
  7. Губанова Е.С. Международные финансы: Учебное пособие. – Вологда, 2016
  8. Забелин В. Г. Международные экономические отношения: учебное пособие – М.: МГАВТ, 2015
  9. Кечеджиян Н.В «Государственный кредит в современной России» // Проблемы современной экономики (Новосибирск) // ООО «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск) - № 15 – 2015
  10. Кибанова, А.Я. Государственные и муниципальные финансы (для бакалавров) / А.Я. Кибанова. – М.: КноРус, 2016
  11. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник для вузов / под ред. Л.Н. Красавиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016
  12. Макогон Ю.В., Пахомова О.А. Развитие и современное состояние международного кредита в условиях экономического кризиса // Евразийский союз ученых. – 2016. - № 2-3 (23). – С. 76-78
  13. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: КноРус, 2017
  14. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. Инвестиционный менеджмент. – Омск, 2015
  15. Спиридонова Т.С. Новый этап взаимоотношений России с Международным валютным фондом: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.А. СЕРГЕЕВОЙ. – Пенза, 2015
  16. Тимощенко М.А. Современные формы международных кредитов // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2015. - № 4-1. – С. 223-225
  17. Труфанова Д.О., Конова В.С. Кредит и его роль в международном бизнесе // Научно-методический электронный журнал КОНЦЕПТ. – 2017. –Т. 39. – С 4086-4090
  18. Хадарцева Л.С., Саркисян А.А. Основные аспекты деятельности Международного валютного фонда // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. – 2015. – № 3. – С. 108-111
  19. Внешний долг российской Федерации. https://www.minfin.ru (дата обращения 22.05.2019)
  20. Данные внешнего долга стран мира. http://finbazis.ru ( дата обращения 22.05.2019)
  21. Международные валютно-кредитные организации. https://answr.pro (дата обращения 22.05.2019)
  22. Международный валютный фонд http://www.imf.org ( дата обращения 22.05.2019)
  23. Официальный сайт Мирового банка http://www.vsemirnyjbank.org/ru/about (дата обращения 22.05.2019)

Приложение 1

Рис.1

Долги

Источник рисунка: Официальный сайт Центрального Банка РФ http://www.cbr.ru ( дата обращения 22.05.2019)

  1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения. – М.: Юристь, 2016- с. 56

  2. Андросова Л.Д., Дробозина Л.А., Окунева Л.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 2017- с. 78

  3. Афанасьева Е. В. Проектное финансирование как источник привлечения капитала // Вестник. – 2016. – №. 3. – С. 27

  4. Беляева Е.Д., Гурнович Т.Г. Экономическое значение международного кредита / Cборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах – Курск, 2017

  5. Бутакова М.И. Целесообразность международных кредитов для России / сборник трудов Международной заочной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Редколлегия: Якушев А.А., Салита С.В, Максимова Т.В., Куценко Н.А., Дубынина А.В. – Челябинск, 2016

  6. Быкова Н.С. Роль международных кредитов в развитии экономики России / Сборник статей и тезисов докладов III международной научно-практической конференции – Омск, 2017

  7. Губанова Е.С. Международные финансы: Учебное пособие. – Вологда, 2016

  8. Забелин В. Г. Международные экономические отношения: учебное пособие – М.: МГАВТ, 2015

  9. Кечеджиян Н.В «Государственный кредит в современной России» // Проблемы современной экономики (Новосибирск) // ООО «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск) - № 15 – 2015

  10. Кибанова, А.Я. Государственные и муниципальные финансы (для бакалавров) / А.Я. Кибанова. – М.: КноРус, 2016

  11. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник для вузов / под ред. Л.Н. Красавиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016

  12. Макогон Ю.В., Пахомова О.А. Развитие и современное состояние международного кредита в условиях экономического кризиса // Евразийский союз ученых. – 2016. - № 2-3 (23). – С. 76-78

  13. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: КноРус, 2017

  14. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. Инвестиционный менеджмент. – Омск, 2015

  15. Спиридонова Т.С. Новый этап взаимоотношений России с Международным валютным фондом: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.А. СЕРГЕЕВОЙ. – Пенза, 2015

  16. Тимощенко М.А. Современные формы международных кредитов // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2015. - № 4-1. – С. 223-225

  17. Труфанова Д.О., Конова В.С. Кредит и его роль в международном бизнесе // Научно-методический электронный журнал КОНЦЕПТ. – 2017. –Т. 39. – С 4086-4090

  18. Хадарцева Л.С., Саркисян А.А. Основные аспекты деятельности Международного валютного фонда // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. – 2015. – № 3. – С. 108-111

  19. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2017

  20. Цареградская Ю.К. Долговые отношения России с международными финансовыми организациями: региональные аспекты финансово-правового регулирования // Вопросы экономики и права. 2016. № 3

  21. Афанасьева Е. В. Проектное финансирование как источник привлечения капитала // Вестник. – 2014. – №. 3. – С. 27

  22. Довбий И. П. Методологические принципы и механизм кредитного обеспечения инвестиционно-инновационных процессов // Москва. – 2012

  23. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб: Питер, 2016.

  24. Банки и банковские операции: учебник / под ред. Е. Ф. Жуков – М.: Банки и биржи, "ЮНИТИ", 2017- 248 с.

  25. Рулинская А.Г., Беспалов Р.А., Беспалова О.В. и др. Финансовый рынок России: современные характеристики, инструменты, регуляторы: монография / под общ. ред. А.Г. Рулинской. – М., 2015.

  26. Макогон Ю.В., Пахомова О.А. Развитие и современное состояние международного кредита в условиях экономического кризиса // Евразийский союз ученых. – 2016. - № 2-3 (23). –С. 76-78

  27. Данные внешнего долга стран мира. http://finbazis.ru ( дата обращения 22.05.2019)

  28. Баранова И.А. Подходы к анализу эффективности управления в сфере туристского бизнеса // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2017. — 27.

  29. Рулинская А.Г., Беспалов Р.А., Беспалова О.В. и др. Финансовый рынок России: современные характеристики, инструменты, регуляторы: монография / под общ. ред. А.Г. Рулинской. – М., 2015.

  30. Внешний долг российской Федерации. https://www.minfin.ru (дата обращения 22.05.2019)

  31. Забелин В. Г. Международные экономические отношения: учебное пособие – М.: МГАВТ, 2015

  32. Thimann C. Strengthening the governance of the International Monetary Fund: how a dual board structure could raise the effectiveness and legitimacy of a key global institution / C. Thimann, C. Just, R. Ritter // Global governance. – 2016. – Vol. 15, № 2.

  33. Шмелев В.В. О реформе мировой финансовой архитектуры // Финансы. – 2010. – № 8

  34. Савинова Е.А., Гавриченко Н.В. Регулирование международных валютно-финансовых отноше- ний в Евразийском экономическом союзе // Наука сегодня: глобальные вызовы- 2016- 234 с.

  35. Официальный сайт Мирового банка http://www.vsemirnyjbank.org/ru/about (дата обращения 22.05.2019)