Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций. Сущность и значение налога на имущество организаций.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и значение налога на имущество организаций
1.1 Характеристика налога на имущество организаций
1.2 Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество
1.3 Налоговая база по налогу на имущество организаций
1.4 Ставки и льготы по налогу на имущество
2. Особенности порядка исчисления и уплаты налога в бюджет
2.1 Исчисление и уплата налога на имущество организаций
2.2 Краткая характеристика ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура»
Введение
Государственные налоги возникли вместе с появлением государства как средство по покрытию расходов на выполнение его основных задач и функций. Первоначально налоги взимались в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер.
Налог на имущество – это налог на недвижимое имущество, законодательно признаваемое объектом налогообложения.
В Российской Федерации налог был введен в 1992 г. с целью побуждения использования имущества предприятий, уменьшения излишних запасов сырья и материалов и квалифицирован как плата за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств.
Следующей важной ступенью развития имущественного налогообложения стало введение с 1 января 2004 г. гл. 30 Налогового Кодекса (далее - НК) Российской Федерации «Налог на имущество организаций». Выдержав немало поправок, этот законодательный акт и по сей день служит основой для исчисления и предоставления налоговых льгот по налогу на имущество.
Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует внимательного подхода при его рассмотрении.
Налог на имущество организации занимает значимое место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в сфере возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога.
Тема курсовой работы представляется актуальной, так как изучение порядка исчисления и уплаты налога на имущество организаций позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующих субъектов, оценить методы государства, которое путем применения налоговых льгот стремится стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства.
Целью курсовой работы является теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения.
Основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты имущественного налогообложения;
-изучить законодательную базу имущественного налогообложения;
- изучить практику оперирования налогом на имущество.
Объектом исследования являются налогообложение имущества организаций как один из источников налоговых доходов региональных бюджетов в Российской Федерации.
Предметом исследования является особенность налоговых отношений, финансово-экономических взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе имущественного налогообложения.
При написании данной работы были использованы учебные пособия отечественных авторов и нормативно-правовые акты Российской Федерации из электронной университетской библиотеки.
Курсовая работа состоит из 2 глав.
В первой главе представлены теоретические аспекты имущественного налогообложения, рассматривается сущностное понятие «налог» и его особенности при формировании налоговой базы.
Вторая глава посвящена практике начисления и уплаты налога на имущество.
В приложениях содержатся дополнение к практическому примеру.
1. Сущность и значение налога на имущество организаций
1.1 Характеристика налога на имущество организаций
В соответствии с НК под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1].
Наиболее полно сущность и роль налогов и сборов проявляются в их функциях. Функции налогов раскрывают их сущностные свойства и внутреннее содержание, позволяя отражать назначение налогообложения в государстве как базовых отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.
При рассмотрении различных подходов к функциям налогов наиболее часто выделяют следующие функции:
1) фискальную;
2) перераспределительную;
3) контрольную;
4) регулирующую.
Фискальная функция (от лат. fiscus — корзина, казна) — это одна из основных функций налогов и сборов, которая отражает фундаментальное предназначение налогов — изъятие части доходов физических и юридических лиц в бюджет для финансирования выполнения социально-экономических задач государства и местного самоуправления. Усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта.
Перераспределительная (социальная, распределительная) функция раскрывает социально-экономическую сущность налогов, при этом налог выступает в качестве особого инструмента, позволяющего перераспределять общественный продукт между различными категориями населения для поддержания социальной стабильности в государстве, минимизации социального неравенства, решения различных социально-экономических задач. Данная функция выполняется за счет использования льгот, разных ставок налогов, наличия различных режимов налогообложения и т. д.
Контрольная функция за счет отслеживания количественных и качественных параметров налогообложения обеспечивает государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц (легитимностью получения доходов и направлениями расходов). Основное назначение данной функции — контроль за полнотой и своевременностью исполнения налогоплательщиками свих обязанностей по уплате налогов.
Контрольная функция позволяет оценить эффективность налоговой системы и налогового механизма, функционирующих в государстве, а следовательно, и определить необходимость проведения налоговых реформ.
Регулирующая функция налогов отражает влияние государства на экономическое развитие страны, при этом налоги выступают в качестве инструмента — регулятора различных экономических и социальных процессов, научно-технического прогресса, инвестиционной деятельности, конъюнктуры рынка и т. д.
Посредством системы налогообложения государство может влиять не только на поведение отдельных групп лиц, но и на все население в целом.
Рассматривая регулирующую функцию налогов, можно вы-
делить ее три подфункции:
1) стимулирующую — проявляется через различные налоговые преференции для отдельных физических и юридических лиц, например, специальные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые льготы, вычеты и т. д. Применение данных налоговых преференций позволяет снизить уровень налоговой нагрузки на данные категории лиц, что способствует их экономическому и социальному развитию;
2) дестимулирующую — направлена на сдерживание различных категорий лиц за счет повышенных налоговых ставок и ограничений;
3) воспроизводственную — проявляется в ресурсных налогах, которые позволяют аккумулировать финансовые ресурсы для дальнейшего воспроизводства общественных ресурсов[2].
Налог на имущество является прямым региональным налогом и регулируется главой 30 НК РФ. Налог на имущество организаций устанавливается налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками[3].
Налог на имущество организаций - региональный и он важен своей фискальной функцией именно для региональных бюджетов. Данный налог в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации отличается своей стабильностью, поскольку у организаций для ведения экономической деятельности имеется значительный производственный и непроизводственный имущественный фонд, к которому в целях налогообложения относится недвижимое имущество.
При его взимании реализуются также стимулирующая и контрольная функции через заинтересованность организаций в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества, и обновлении основных фондов.
В целом налог на имущество организаций имеет ряд особенностей:
- объектом налогообложения являются основные средства;
- налоговая база формируется как остаточная (балансовая) стоимость имущества, то есть по данным бухгалтерского учета.
- предусмотрен порядок исчисления налоговой базы и зачисления налога в бюджет по месту фактического нахождения недвижимого имущества и по месту учета на балансе движимого имущества;
- установлен порядок исчисления налоговой базы по единому объекту, находящемуся в разных субъектах Российской Федерации;
- установлено минимальное количество льгот;
- установлены особенности налогообложения имущества иностранных организаций, находящегося на территории Российской Федерации;
- установлен порядок налогообложения имущества российской организации, находящегося за пределами Российской Федерации[4].
1.2 Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество
Налогоплательщиками признаются организации, на которых в соответствии с НК Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В порядке, предусмотренном НК Российской Федерации филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В случаях, предусмотренных НК Российской Федерации, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица[5].
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК Российской Федерации[6].
Плательщиков налога можно объединить в три группы:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации;
- иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации[7].
Таким образом, платить налог на имущество должны все российские организации. Равным образом должны платить налог на имущество иностранные фирмы в том случае, если они осуществляют деятельность на российской территории через постоянные представительства и имеют в собственности недвижимость на территории России.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности[8].