Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы значения налоговой системы как фактора экономической стабилизации
1.1 Особенности эволюции роли налогов в экономической системе
1.3 Принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
2 Анализ особенностей построения и проблем реформирования налоговой системы России
2.1 Особенности действующей системы налогообложения и задачи налоговой системы России
2.3 Сравнительный анализ видов налоговых систем и налоговой политики
3 Задачи и особенности современной налоговой политики в России
ВВЕДЕНИЕ
История зарождения налоговой системы исходит с момента возникновения первых крупных государства Древнего мира, где вводились налоги на имущество и доходы подданных. Это объяснялось необходимостью средств на содержание войск, строительство храмов, возведение укреплений. Немного позже, в Римской империи средства начали расходоваться в значительной степени на общественные цели.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы, что объясняется упрощением работы налоговых органов, юридических и физических лиц. Но в нашей стране такую тенденцию сложно заметить, так как налоговая система России сложна и проявляется в нестабильном положении экономики страны.
На сегодняшний день проблемы совершенствования налоговой системы достаточно значимы, она нуждается в еще большем развитии. И актуальность темы объясняется препятствием выбранной системы к эффективному развитию рыночных отношений.
Объект курсовой работы: налоговая система Российской Федерации.
Предмет курсовой работы: современное развитие налоговой системы и налоговой политики России как фактор экономической стабилизации.
Цель курсовой работы: раскрыть особенности видов, классификации налоговой, построения налоговой системы и налоговой политики.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть особенности эволюции роли налогов в экономической системе;
- охарактеризовать понятие и функции налогов;
- раскрыть принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
- отметить особенности действующей системы налогообложения и задачи налоговой системы России;
- дать характеристику и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в 2015-2017 гг. ;
- провести сравнительный анализ видов налоговых систем и налоговой политики;
- отметить задачи и особенности современной налоговой политики в России.
При написании курсовой работы использовались статистические данные и научная литература.
Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении основ и условий реализации налоговой политики государства на макроуровне. Практическая значимость работы состоит в том, что в современной России в условиях падения доходов от продажи природных ресурсов встает необходимость оптимизации налоговой политики с целью повышения налоговых доходов консолидированного бюджета страны.
1 Теоретические основы значения налоговой системы как фактора экономической стабилизации
1.1 Особенности эволюции роли налогов в экономической системе
В начале изучения основ налоговой системы большое внимание при изучении проблем налоговой системе следует уделить научно обоснованному учению о налогах Адама Смита, который в своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» отметил, что формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства и что налоговая система - это наиболее или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов в пользу государства. Но самым весомым являются сформулированные Смитом четыре принципа налогообложения. Во-первых, принцип справедливости, характеризующий всеобщность обложения и равномерность распределения налогов соразмерно доходам граждан. Во-вторых, принцип определенности, который предполагает, что налогоплательщику точно заранее известны сумма, способ и время платежа. В-третьих, принцип удобства взимания платежа в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика налогов и сборов. И, в-четвертых, принцип экономичности, суть которого минимизировать издержки взимания налога и тем самым рационализировать систему налогообложения [41, с.33].
Как правило, любое государство задается целью сформировать налоговую политику, способную отвечать двум главным требованиям - это достаточное, стабильное финансирование бюджета, необходимое для осуществления своих функций максимально эффективно и стимулирование предпринимательской активности.
В настоящее время ученые придерживаются различных точек зрения на историю становления налогообложения. По нашему мнению, для выяснения подлинной истории налогообложения целесообразно проанализировать складывающиеся формы связи налоговой системы с системой власти и традициями. Причем установленная система налогообложения может способствовать развитию страны, а может служить одной из причин краха властных структур Причем как высокое, так низкое налоговое бремя может сопровождаться нерациональным использованием бюджетных средств, а то и просто воровством.
Для целей нашего исследования можно выдвинуть следующие гипотезы: 1) на каждом историческом этапе развития государства складывается определенная налоговая система, что позволяет формулировать принцип, согласно которому государственному устройству соответствует определенная налоговая система; 2) каждому этапу государственного устройства может подходить альтернативная налоговая система, в большей степени способствующая достижению целей общественного прогресса, если соблюдать принцип прогрессивности налоговой системы. Для проверки этих гипотез рассмотрим историю российского государства как цепь взаимосвязанных этапов развития со свойственными им налоговыми отношениями [48, с.261].
Как известно, славянские племена переместилась с Запада на Восток в ходе Великого переселения народов. Рюрик (862-879) — летописный варяг, первый новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей, основатель древнерусского государства, пришел также с Запада. Россия была изначально неразрывно связана с Европой. Крещение короля франков Хлодвига произошло в 496 г. в то время, когда христианство уже обрело в Европе великую духовную силу. Крещение Руси случилось намного позже — в 988 г. и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим. Оно положило конец языческой и стало началом христианской истории России.
Таблица 1 [40, с.150]
Основные характеристики налогов в России IX — начала XX в.
Модель государственного устройства |
Объекты и принципы налогообложения |
1. Новгородско-Киевская Русь, княжеско-вечевая (882-1155) |
Полюдье; погосты, двор, плуг, «с человека» |
2. Северо-Восточная Русь (Ростово-Суздальская, затем Владимирская Русь), удельная, вольно-земледельческая (1155-1426) |
Соха, размеры различались по территориям. Выть, обжа. Сбор дани баскаками, попытки проведения переписи населения |
3. Великое княжество Московское, поместное, царско-боярское, военно-земледельческое (1424-1613) |
Сбор дани («выхода») великим князем, обладавшим ярлыком. Московская соха. Сошное письмо |
4. Московское государство, сословно-соборное общество (1613-1682) |
Живущая четверть. Подворная перепись. Закрепление крепостного права |
5. Регулярное общество императорской России (1682-1855) |
Ревизская душа, круговая порука |
6. На пути к конституционной монархии (1855-1917) |
Регрессивная налоговая система. Отсутствие современных прогрессивных налогов |
В истории налогообложения внешняя причина является одной из основных; государство средних веков — это армия плюс взимание налогов. Таким внешними причинами обычно называются войны. В 1237-1238 гг. произошло нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь. Необходимость выплаты дани (выхода) стало внешней причиной усиления роли налогов первоначально в Северо-Восточной Руси, позднее — в Московском княжестве.
Налоговые отношения с Ордой прошли свои этапы. Первоначально Орда занималась грабежом. Из 74 русских городов, существовавших в XII-XIII вв., 19 были разорены Батыем, 14 из которых так и не поднялись из пепла Затем была попытка организации сбора дани баскаками1 и откупщиками. В 1357 г. состоялась перепись населения, но эта практика не закрепилась. Вольный царь2 послал на Русь в качества баскака своего родственника, Чол-хана. Бесчинства ордынского отряда вызвали восстание горожан, великий князь Александр Михайлович (Тверской) его поддержал. Восстание в Твери и других городах вынудили Орду окончательно отказаться от системы баскаков. Выдача ярлыка на великое княжение была соединена со сбором дани. Одновременно налоги становятся дополнительным источником доходов великого князя. В 1389 г. в договоре между князьями встречается условие: если Бог переменит Орду, то дань идет в собственную казну каждого из договаривающихся князей.
Постоянным спутником фискальной политики государства была неравномерность налогообложения. Государственные крестьяне платили оброк государству, а крепостные — помещику. Правящий класс освободил своих крепостных от оброчных платежей в бюджет, присвоив земельную ренту, не обремененную, заметим, налогами. Военная реформа конца XVII — начала XVIII в. имела целью создание профессиональной армии. Параллельно с этим необходимо было вводить всеобщую налоговую обязанность, подоходный налог, модернизировать земельный налог. Но этого, а значит, и полноценного поворота к новому обществу сделано не было. Во-первых, не был сделан решительный шаг к всеобщему налогообложению. Во-вторых, политика Петра I на разделение властей была прервана, когда городовые магистратуры подчинили, как и суды, губернаторам и воеводам. Появление огнестрельного оружия, наемная армия, рост доходов шляхты создавали мощный источник доходов бюджета. Однако все попытки введения налогов с дохода дворян заканчивались провалом.
Передача земель в частную собственность шляхте превратила помещика в своего рода налогового агента. Но это оказалось административной ловушкой. Недоимки постоянно списывались, хотя правительство понимало, что помещики «увертываются» от платежа. При Петре I и в последующие годы растущая недоимка — постоянный спутник налоговой системы. Помещик должен быть стать и эффективным собственником, и ответственным налоговым агентом. Практика показала, что он не справился ни с тем, ни с другим, утвердился застой как форма жизни.
При Николае I восстанавливается питейный откуп, устанавливается табачный налог в бандерольной форме, налог на свекловичный сахар и т.д. Правительство находилось в трудном положении выбора: если установить акцизы на алкоголь, обогатится чиновничество; если привлечь откупщика, то обогатится купец, в обоих случаях проиграет бюджет. Необходимы были нетрадиционные решения в налоговой политике, которые принял С. Ю. Витте.
Поворот к рациональной налоговой политике начался при императоре Павле I (1796-1801), который ограничил барщину тремя днями в неделю. Николай I (1825-1855) открыто не выступал за свержение крепостного права, но многое сделал для его смягчения. За 26 лет царствования Александра II государственные обыкновенные доходы увеличились с 264 млн руб. в 1855 г. до 651 млн руб. в 1880 г. В 1884-1887 гг. вносятся изменения в налоговое законодательство. Отменяется подушная подать, что уничтожило деление сословий на податное и неподатное, облегчило налоговое бремя крестьян. Одновременно все больше привлекаются к уплате налогов другие слои населения. Тем не менее в сравнении с другими государствами Россия проигрывала и по составу налогов, и по справедливости распределения тяжести налогообложения. Исследования А. Вебера показали, что налоговая система России являлась худшей из систем ведущих европейских стран. В этих странах сумма налогов на душу населения была выше, чем в России. Тем не менее налоговое бремя в России было выше, чем в развитых странах Европы, поскольку производительность труда была ниже. Хотя теория налогообложения в то время успешно развивалась, но новая парадигма налогообложения только завоевывала своих сторонников. Министр финансов В. Н. Коковцев словно уговаривал Госдуму: «Россия, по моему личному убеждению, должна стать на путь испытания этого налога хотя бы для того, чтобы показать, что мы строим наш бюджет не по одной податной недостаточности, а и на обложении тех, кто располагает большим достатком». Речь шла о личном подоходном налоге, который отсутствовал в России, так же как и прогрессивный налог на наследство, налог на прирост ценностей и т.д [35, с.234].
Таким образом, ппыт показывает, что судьба государства зависит от того, какой сложится власть, какими будут социальные институты, какие традиции укоренятся. Налоговая система отражает эти институты и традиции, но и сама влияет на развитие государственности. Это влияние было бы больше, если бы не преобладание объектных налогов, приоритет целей налогового контроля, в ущерб целям развития экономики. По мере развития платежной базы необходимо было переходить к всеобщему налогообложению, использованию личных прогрессивных налогов. Однако преобразования в социально-политической сфере происходили медленно и не всегда справедливо. России не хватило исторического времени для перехода на полноценный интенсивный путь развития с прогрессивной налоговой системой. Тем не менее характер российской экономики таков, что и сегодня является актуальным развитие объектно-ориентированной методологии налогообложения.