Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме показателей поступления налоговых платежей в бюджетную систему России, не менее значимо число неуплаченных налогов. Таким образом, видно, что за период 2014 – 2017 гг. прослеживается отрицательная тенденция по росту общей задолженности по налоговым платежам, так задолженность за данный период выросла на 14, 1 %. в том числе по местным налогам на 47, 2 %, по налогам со специальным налоговым режимом на 37, 3 %, по региональным налогам на 24, 2 %, по федеральным налогам на 10, 3 %.

В таблице 5 представлена величина задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему

Таблица 5

Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему России по видам налогов

Вид налогов

2015г.

2016г.

2017г.

Темп роста, %

(2017г. к 2015 г.)

Всего

675, 3

728, 1

770, 3

114, 1

в том числе:

по федеральным налогам и сборам

553, 2

591, 6

610, 2

110, 3

из них:

налог на прибыль организаций

160, 8

174, 9

165, 6

103, 0

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

303, 9

318, 4

332, 6

109, 4

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

33 ,5

44, 7

60, 9

181, 8

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

5, 1

5

4, 6

90, 2

остальные федеральные налоги и сборы

48, 8

47, 4

45, 6

93, 4

по региональным налогам и сборам

77, 8

83, 7

96, 6

124, 2

по местным налогам и сборам

26, 7

32, 5

39, 3

147, 2

по налогам со специальным налоговым режимом

17, 7

20, 3

24, 3

137, 3

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения, в консолидированный бюджет РФ на 2017г. составляет 831, 3 миллиарда руб. По сравнению с 2016г. она увеличилась на 7, 9 %, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 18, 2 %, налогу на добавленную стоимость - на 13, 0 %, налогу на прибыль организаций и акцизам - уменьшилась на 14, 3 % и 9, 9 %.


Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 2017г. составляет 338, 6 миллиарда руб.,и увеличилась в сравнении с 2016г. на 2, 9 %. [19]

Рассмотрим показатели исполнения консолидированного бюджета, в млн. руб. Московской области. Наибольшее сокращение объёма поступлений произошло по единому налогу на вменённый доход для отдельного вида деятельности. Так темп роста объёма поступлений по данному налогу в 2017 году составил всего 84, 3 %, что на 15, 7 % меньше чем в 2015 году. Поступления по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимыми на территории Российской Федерации уменьшились на 2, 9 %.

Таким образом, в целом работу по исполнению консолидированного бюджета за рассматриваемый период можно оценить позитивно.

Множество льгот по видам налогов для разных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, а также поправок и изменений, которые вносятся законодательными органами и ведомствами, порождает много актов и инструкций.

2.2 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в 2015-2017 гг.

Налоговые поступления являются основным источником доходов любого современного государства, так как они позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а так же способствует постоянному социальному и экономическому росту страны.

Общий размер задолженности ежегодно увеличивается и максимальной величины достигает в 2017 году - 3 908,94 млн. руб.

Таблица 6 [19]

Задолженность в федеральный бюджет по видам налогов за 2015-2017 гг.

Вид налога

Задолженность, млн. руб.

2015

2016

В % к 2015

2017

В % к 2016

всего

3 023,30

3 279,13

108,46

3 908,94

119,21

налоги на прибыль, доходы

1 576,33

1 759,42

111,61

2 136,75

121,45

налоги на товары, реализуемые на территории РФ

532,2

544,61

102,33

632,39

116,12

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1,22

0,93

76,23

0,37

39,78

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ

0,23

0,03

13,04

0,02

66,67

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

28,77

16,67

57,94

55,27

331,55

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,85

0,88

103,53

0,96

109,09

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1,13

1,26

111,50

1,29

102,38

Прочие налоговые поступления

882,54

955,33

108,25

1 081,90

113,25


Таблица составлена авторами на основе данных источника.

2.3 Сравнительный анализ видов налоговых систем и налоговой политики

Изначально в 1952 г. - Европейский Союз возник как Европейское сообщество угля и стали (ЕСУС). В его состав входило шесть стран-основательниц: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1958 г. Эти же страны основали Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ). Но Европейское Сообщество, как называет себя объединение трех сообществ с 1960-х годов, никогда не подразумевало собой эксклюзивный клуб, а всегда раскрывало двери для стран всей Европы.

Несколько лет спустя к ЕС присоединились другие государства. В расширении Европейского Союза можно выделить четыре этапа: [15, с.371]

· Расширение в западном направлении с 1973 г. за счет присоединения Дании, Ирландии и Великобритании;

· Расширение в южном направлении с 1981 и 1986 гг. за сет присоединения Испании, Португалии и Греции;

· Расширение в северном направлении с 1995 г. за счет присоединения Австрии, Финляндии и Швеции;

· Расширение в восточном направлении с 2004-2007 гг. за счет присоединения: Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Кипра, Мальты, Латвии, Румынии, Эстонии, Литвы и Болгарии.

С 1 июля 2014 года в состав Европейского Союза вступила Хорватия.

Европейские законодательные органы исходят из принципа признания суверенитета государств-членов на сбор на своей территории налогов и формировании собственного бюджета.

Рассмотрим налог на добавленную стоимость (НДС).

Ниже размещена таблица со ставками НДС для большинства европейских стран.

Таблица 7 [13, с. 105]

Ставки НДС в странах-участницах ЕС 2017 год

Страна

Основная ставка, %

Сниженная ставка, %

Сверхсниженная ставка, %

Компромиссная ставка, %

Венгрия

27

18

5

-

Дания

25

-

-

-

Хорватия

25

13

5

-

Норвегия

25

15

8

-

Румыния

24

9

5

-

Финляндия

24

14

10

-

Ирландия

23

13,5

9

4,8

Португалия

23

13

6

-

Италия

22

10

4

-

Словения

22

9,5

-

-

Бельгия

21

12

6

-

Нидерланды

21

6

-

-

Латвия

21

12

-

-

Литва

21

9

5

-

Чехия

21

15

10

-

Испания

21

10

4

-

Франция

20

10

5,5

2,1

Австрия

20

12

10

-

Великобритания

20

5

0

-

Болгария

20

9

-

-

Словакия

20

10

-

-

Германия

19

7

-

-

Кипр

19

9

5

-

Мальта

18

7

5

-

Люксембург

15

12

6

3


В таблице 7 заметно, что самые высокие ставки НДС в Венгрии (27%). Второе место делят Хорватия, Норвегия и Дания (25%). Третье место занимают Румыния и Финляндия (24%).

Самая низкая ставка НДС в Люксембурге (15%).

Очевидным является тот факт, что в мире самые высокие ставки НДС имеют страны, в которых уровень жизни населения наиболее высокий. Учитывая это, необходимо знать, что НДС изначально увеличивает цены на продукты и услуги, и оказывает основную тяжесть на малообеспеченные слои населения. Не случайно, что на сегодняшний день в большинстве государств региона национальным законодательством предусмотрены льготы на ряд товаров и услуг, относящихся к социально значимым.

В большинстве стран Евросоюза в налоговом законодательстве присутствуют пониженные, очень пониженные и компромиссные ставки.

В Германии допустимо применение пониженных ставок размером до 7% (в отношении прибыли от реализации товаров первой необходимости и гостиничных услуг) и 0% (в отношении прибыли от экспорта или внутрисоюзных поставок).

В Чехии пониженная ставка НДС предусмотрена для основных продуктов питания, лекарств, печатной продукции, медицинского оборудования, отопления, социального жилья. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта товаров, поставок внутри Евросоюза, международные транспортные услуги.

Налог на доходы с физических лиц

В этой области налоговая политика должна способствовать развитию экономики и человека, обеспечивать сбалансированность частных интересов и интересов государства, созданию действенной системы социальных гарантий для населения, сокращению образовавшегося за последние два десятилетия значительного разрыва между уровнем потребления наиболее богатой и менее обеспеченной группами населения.

Если рассматривать шкалу налогообложения, то можно отметить плоскую и прогрессивную.

Единая (плоская) шкала налогообложения означает налог, который взимается по единой ставке при любом уровне дохода -- единая ставка подоходного налога. Такая налоговая система часто обсуждается в качестве альтернативы прогрессивному налогообложению.

Подоходный налог был введен в 1842 году в Великобритании, в 1891 году -- в Германии, в 1914 году -- во Франции.

Среди государств, которые входят в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или ведут переговоры о вступлении, плоская шкала налогообложения действует в Венгрии и странах Балтики. Словакия также имела плоскую шкалу, однако ввела прогрессивный налог с 2014 года. Эта система налогообложения используется в основном в небогатых странах Европы и бывших советских республиках, а также в некоторых развивающихся странах.


Плоская шкала подоходного налога существует в Латвии, Чехии, Литве, Эстонии, Болгарии, Румынии.

В разгар президентской предвыборной кампании во Франции лидер социалистов Франсуа Олланд предложил в целях преодоления дефицита бюджета повысить с 2014 года ставку подоходного налога до 75% для граждан, зарабатывающих более миллиона евро в год. Новые нормы налогообложения были включены в бюджет на 2014 год [16, с.33].

Проект Олланда спровоцировал настоящий "исход" состоятельных людей из Франции. Великобритания по подоходному налогу уступает только Швеции (56,6%), Бельгии (53,7%), Дании (52,2%), Нидерландам (52%) и Франции (75%).

Небольшие колебания по ставкам подоходного налога произошли в Швеции (0,2%), Дании (0,3%), Италии (0,6%) Налоги на прибыль компаний

Налог на прибыль (в ряде стран - корпоративный налог), является, наряду с другими налогами, средством для наполнения государственного бюджета, также исполняет роль одного из главных инструментов регулирования развития приоритетных для государства экономических отраслей.

Таблица 8

Рейтинг государств, входящих в состав Евросоюза, по уровню ставок налога на прибыль компаний 2017 год

Страна

Максимальная ставка подоходного налога в 2017 году,%

Изменения за последние 3 года

Чистый доход жителей в 2016 году, в среднем за месяц, $

Австрия

50

0

3082

Бельгия

53,7

0

3024

Болгария

10

0

405

Великобритания

45

-5

3576

Венгрия

16

-4,3

723

Германия

47,5

0

3071

Греция

46

-3

1727

Дания

55,6

0,2

3678

Ирландия

48

0

2961

Испания

52

7

2257

Если говорить о результатах рейтинга в целом, то можно выявить тот факт, что налог на прибыль, по крайней мере, не является «тормозом» для экономики страны. В развитых государствах Европы его уровень выше, чем у более слабых экономик.

Налог на недвижимость.

Для того чтобы понять как проблема налогообложения недвижимости решается в Евросоюзе, важно проанализировать характерные особенности этой системы в развитых странах.

Расчет налога на недвижимость в разных странах ведется по своим правилам, а разница в выплатах существенно отличается.