Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Понятие и функции налогов

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Рисунок 1. Понятие и сущность налога [37, с.230]

Рисунок 2 Функции налогов

Таким образом, в первом разделе мы раскрыли особенности налоговой системы России. Далее обратимся к описанию структуры налогообложения.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» была введена трѐхуровневая система. Рассмотрим структуру более подробно:

1. Федеральные налоги Российской Федерации. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль предприятий и организаций; акцизы; налог на доходы физических лиц; таможенные пошлины; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых и тд.

Рисунок 3. Структура налоговой системы [31, с.21]

2. Региональные налоги – налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краѐв, областей, автономной области, автономных округов. Эти налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Наибольшие доходы региональным бюджетам принос налог на имущество организаций.

3. Местные налоги, т.е. налоги городов, районов, посѐлков и т.д. Среди местных налогов наиболее значительные поступления обеспечиваются налогом на имущество физических лиц, земельным налогом, налогом на рекламу, налогом на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы

Рисунок 4 Структура бюджетной системы РФ [31, с.21]

Исследование бюджетно-налоговой политики на сегодняшний день является актуальным. Значимость государственных расходов и налогов в обеспечении макроэкономической стабильности обусловлена возможностью намеренно предопределять их действие на экономические процессы.

В рыночной экономике принципиально познание сущности, функций, видов и приборов фискальной политики, а еще механизма её действий для наиболее верной ориентации в имеющейся обстановке в стране с целью верного принятия управленческих решений.


Трактуется большое количество определений фискальной политики. Рассмотрим несколько из существующих.

Под фискальной политикой принято понимать государственное воздействие на экономику посредством управления компонентами государственных финансов: государственными расходами, трансфертными выплатами, налогами, бюджетным дефицитом (профицитом), государственным долгом.

1.3 Принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

Экономическими факторами, характеризующими налоговую систему, являются последующие показатели:

а) полная ставка налогообложения;

б) налоговые нагрузки;

в) соотношение среди прямых и косвенных налогов;

г) соотношение среди налогов и объемов внутренней, а также внешней торговли.

Вместе с экономическими факторами для выстраивания налоговой системы определяющее значение имеется у факторов политического, а также правового характера. Данными факторами являются:

-распределение хозяйственных функций среди федерального центра и местных органов власти;

-роль налогов в системе доходов страны; контроль за деятельностью ОМСУ со стороны федерального центра.

Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и содержат в себе последующие:

-Экономическая эффективность -налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства, а также результативному применению ресурса (материальному, трудовому и финансовому);

-Определённость налогообложения -налоговая система обязана быть выстроена так, чтобы налоговое последствие принятия экономического решения предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) было определено заранее и не видоизменялось в течении длительного периода времени. Данный принцип смыкается с принципом стабильности налоговой системы;

-Справедливость налогообложения –данный принцип основной при выстраивании налоговой системы, он предполагает справедливый подход к разным налогоплательщикам и приоритет интересов налогоплательщиков в отношениях среди ним и налоговой администрацией;

- Простота налогообложения, а также низкий уровень издержек по взиманию налога- налоговое законодательство обязано иметь простые формулировки, которые были бы понятны большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов обязана быть в относительной степени дешёвой.


Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

Функция налога служит проявлением его сущности в действии, способом выражения его свойств. Функция показывает, каким образом осуществляется общественное назначение этой экономической категории как инструмента стоимостного распределения, а также перераспределения дохода.

Налоговая системы выполняет следующие функции: [24, с.72]

1.Фискальная функция (фискас - государственная казна) выражается в обеспечении страны финансовыми ресурсами, которые необходимы для реализации её деятельности. Она является основной функцией, характерной для всех стран на разных этапах развития. С помощью её формируется центральный денежный фонд страны.

2.Регулирующая. Государственное регулирование реализуется в двух главных направлениях:

-регулирование рыночных, товарно - денежных отношений. Оно заключается в подготовке законодательной базы, которая определяет взаимодействие действующих на рынке лиц, в первую очередь предпринимателей, работодателей и работников. Это направление государственного регулирования рынка с налоговой системой не связано;

-регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда главным объективным экономическим законом, который действует в социуме, служит закон стоимости. Тут речь идет о финансово -экономических методах влияние страны на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в необходимом выгодном социуму направлении.

Центральным местом в данном комплексе экономических методов выступают налоги. Маневрируя налоговой ставкой, льготами и штрафами, видоизменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя прочие налоги, наша страна создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, содействует разрешению актуальной для социума проблемы.

3. Стимулирующая. При помощи налогов, льгот, а также санкций наша страна стимулирует технический прогресс и социально- экономическую деятельность приоритетного для страны направления, увеличивает количество рабочих мест. Данная функция выражается в видоизменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговых ставок и др.

4. Распределительная либо вернее, перераспределительная. Перераспределительная функция налоговой системы имеет ярко выраженный социальный характер.

Соответственным образом выстроенная налоговая система придает рыночной экономике социальную направленность, как это сделано, например, в Германии, Швеции и иных государствах.


Таким образом, реализуя налоговое регулирование, Россия проводит всесторонний анализ экономических систем, а также осуществляет налоговый контроль. Потому налогам присуща контрольная функция, способствующая количественному и также качественному отражению хода распределительного процесса, позволяющая контролировать полноту и своевременность налогового поступления в бюджет и в конечном счёте позволяет определить надобность реформирования налоговой системы. По своей структуре, а также принципам налогообложения нынешняя российская налоговая система в основном отображает общераспространённые в мировой практике налоговые системы.

2 Анализ особенностей построения и проблем реформирования налоговой системы России

2.1 Особенности действующей системы налогообложения и задачи налоговой системы России

В целом многочисленные исследования по этой проблеме можно разделить на три группы. К первой группе относятся работы С. Баткибекова, А. Васильевой, С. Глазьева, Е. Гурвич, П. Кадочникова, Е. Королева, Б. Куникеева, Д. Львова, Д. Некипелова, В. Панскова, Ю. Петрова, Н. Потехина, А. Самохвалова, С. Синельникова-Мурылева и др.,

Рисунок 5 Особенности налоговой системы РФ [28, с.138]

Приходится констатировать, что значение федеральных налогов и сборов является доминирующим при формировании доходов не только федерального бюджета, но и региональных и местных бюджетов».

Современная налоговая система выступает по своей сути грабительской, а также громоздкой, сложной и весьма запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчётности и компьютеризации (таблица 2).

Таблица 2

Динамика отдельных видов налоговых доходов в 2013-2017 годах в РФ (в текущих ценах, в млрд. рублей).

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

Налоговые доходы всего в текущих ценах:

3835,2

4942,2

7058,5

8690,8

10756,7

Налог на прибыль организаций

536,5

877,6

1342,9

1680,6

2182,0

НДФЛ

465,7

574,6

708,1

930,5

1276,6

НДС

892,1

1079,7

1473,2

1611,0

2262,7

Акцизы

357,7

248,0

254,7

280,6

264,4

Налоги на имущество юридических лиц

147,8

147,8

254,1

320,9

421,2

Платежи за пользование природными ресурсами

396,8

582,0

1002,6

1291,6

1327,5

Прочие налоги и сборы

85,7

96,9

69,4

56,5

122,6


Из приведённых данных в таблице 2 видно, что каждый год виден рост налоговых доходов консолидированного бюджета в общем, так и большинство статей его налоговых доходов. Так стабильный рост наблюдается по последующим статьям доходов -налоги на: прибыль организаций, доходы физических лиц, добавленную стоимость, имущество юридических лиц, платежи за пользование природными ресурсами. По большинству иных статей доходов также виден рост, но с малыми колебаниям, и, что взаимосвязано, прежде всего с видоизменениями в бюджетно- налоговой политике, которые происходят на современном этапе.

Рассмотрим динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ за период 2015-2017 гг. представленную в таблице 3

Таблица 3

Поступление налогов в бюджетную систему РФ

Вид бюджета

2016

2017

Темп, %

млрд. руб.

Консолидированный бюджет Российской Федерации

10959, 3

11327, 2

103, 3

в том числе:

федеральный бюджет

5166, 2

5368, 0

103, 9

консолидированные бюджеты
субъектов Российской Федерации

5793, 1

5959, 2

102, 9

На основании представленных данных в таблице 3 можно заключить, что общая величина налоговых поступлений в прошлом 2017 г. увеличилась и составила 11327, 2 миллиарда рублей в сравнении с 2016г. Увеличение абсолютной суммы налоговых поступлений произошло по всем видам бюджетов. Темп роста поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за данный период составил 103, 3 %, в том числе.

Проанализируем поступления по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ по регионам РФ за 2014-2017г. (Таблица 4). [21]

Таблица 4

Поступления по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ по регионам РФ, в млрд. руб.

Регион

2014 г.

2015 г.

2016г.

2017 г.

Темп роста, %

(2017 г. к 2014 г.)

Российская Федерация

7662, 9

9719, 6

10958, 2

11325, 9

103, 4

Северо-Западный федеральный округ

766510, 1

960791, 0

1029453, 2

1182217, 3

114, 8

Северо-Кавказский федеральный округ

96846, 1

106057, 1

121311, 5

136268, 4

112, 3

Южный федеральный округ

350850, 7

411108, 6

486685, 8

513260, 0

105, 5

Приволжский федеральный округ

1185020, 5

1511660, 9

1775808, 0

1858737, 8

104, 7

Сибирский федеральный округ

677124, 8

885594, 7

1016746, 2

1038564, 0

102, 1

Уральский федеральный округ

2540286, 6

3067145, 2

2766578, 6

2813896, 8

101, 7

Центральный федеральный округ

315246, 0

373325, 7

3365593, 7

3406793, 3

101, 2

Дальневосточный федеральный округ

766510, 1

960791, 0

396015, 6

376115, 6

95, 0