Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, в большинстве стран он рассчитывается на основе оценочной стоимости недвижимого имущества (Швейцария, Швеция, Дания, Голландия), в Польше, Словакии, Чехии и частично Венгрии взимается плата за квадратный метр, а в Великобритании и Франции расчет ведется согласно фиксированной плате, размер которой устанавливают муниципалитеты. Такого налога нет только на Мальте и в Ирландии, а в остальных странах Евросоюза, как правило, налог на недвижимость уплачивается раз в год и минимальная ставка не превышает 1%.

Ежегодный налог на недвижимость в Польше устанавливается местным налоговым органом, однако следует отметить, что размер ставки зависит от месторасположения и типа недвижимости, и для жилых помещений составляет приблизительно 0,13-0,20 евро за кв. м.

Так, ежегодный налог на недвижимость в Германии налагается органами местного самоуправления на недвижимое имущество, вне зависимости от его назначения, и объединяется с земельным налогом. Рассчитывается он следующим образом: 0,35% от оценочной стоимости умножаются на коэффициент, который варьируется в зависимости от населенного пункта, и может составлять от 280 до 600%. К примеру, коэффициент налога на недвижимость в Берлине, по данным издания Immоbilien-Newstiсker, составляет 8,10, а в Дюссельдорфе - 4,40. В силу этого обстоятельства конечная ставка может составлять 0,98% - 2,1% налоговой стоимости имущества, однако в среднем обычно не превышает 1,5%.

Налогообложение недвижимости, которое основано на оценочной стоимости, также применяется в Швеции, где квартиры в многоквартирных домах не считаются недвижимостью, а почти все земельные участки с жилыми зданиями усадебного типа на одну или две семьи находятся в частной собственности.

В целом, составляя основную статью доходов бюджетов местных органов власти, налог на недвижимость выполняет важные функции и способствует развитию местных рынков недвижимости, препятствует концентрации квартир и домов у ограниченного числа лиц, а также исключает возможность собственника скрыть их от налогообложения.

3 Задачи и особенности современной налоговой политики в России

Говоря о проблемах и задачах налоговой политики в Российской Федерации, в первую очередь, необходимо отметить проблему налогового администрирования -налоговая система Российской Федерации всё также остаётся весьма громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчёта, наличие большого числа бюрократических процедур приводят к существенному увеличению трудоёмкости, как налогового учёта, так и налогового инспектирования.


Разрешение проблем стимулирующего воздействия системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства, а также экономическое развитие государства в общем служат в нынешнее время одной из первоочередных задач России.

Эффективность налогообложения состоит в последующем:

а) для страны -в увеличении доходов бюджета за счёт налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

б) для хозяйствующего субъекта -в получении максимально возможного дохода (прибыли) при минимизации налогового платежа;

в) для населения -в получении достаточного дохода для существования при уплате установленных налогов, за счёт каких страна предоставляет нужные социальные услуги.

Доходы федерального бюджета за 2014 год, по предварительным данным Минфина России, составляли 1929, 9 миллиарда руб., либо 23, 1% ВВП, что на 0, 7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2016 год.

Общий объём налоговых и прочих платежей, администрируемых ФНС России, составлял 934, 2 миллиарда руб., в 2015 г., либо 10, 9 % ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2016 г. Доходы, которые администрируемы ФТС России, поступили по итогам 2015 года в объёме 655, 0 миллиарда руб., либо 8, 0 % ВВП (11, 3 % ВВП в 2013 г). Доходы, которые администрируемы иными администраторами, за отчётный период 2015 года составляли 340, 7 миллиардов руб., либо 4, 1% ВВП (1, 6 % ВВП) [14, с.410].

Поступление доходов в январе-марте составляло 25, 8 % от объёма доходов федерального бюджета, учтённого при выработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Более существенным факторам, который оказал отрицательное воздействие на доходы федерального бюджета, в первую очередь, является падение мировых цен на энергоносители на фоне понижения физобъёмов добычи, а также экспорта нефти и газа. Цена нефти в 2016 г., снизилась более чем в два раза в сравнении с аналогичным показателем 2015 года и составляла 43, 0 доллара за баррель. Вместе с этим произошло существенное понижение импорта. Налоговые реформы, которые связаны с понижением налоговой нагрузки тоже содействовали сокращению доходов федерального бюджета в 2017 году.

С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в 2016 году составил -50, 5 миллиарда рублей или -0, 6 % ВВП (в аналогичном периоде 2015года 600, 0 миллиардов руб., либо 6, 7 % ВВП).

В 2016году существенный объём поступлений, в соответствии с предварительными данными Минфина России, обеспечили «иные федеральные органы» - 340, 7 миллиардов руб., что составляет 19, 7 % от общего объёма доходов, которые поступили за данный период. Основной их частью является процентный доход за пользование денежными средствами, которые размещены на счетах в зарубежной валюте, открытых в ЦБ РФ для учёта средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205, 1 и 66, 0 миллиарда рублей. Без учёта данных средств, поступление доходов по иным администраторам в 2016 году составляли 104, 7 миллиарда руб., что ниже доходов за 2015 год на 44, 7 миллиарда руб.


При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, которое действует на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, которые предусматривают внесение видоизменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах.

Таким образом, налоговый механизм служит более действенным и результативным рычагом правительственного регулирования. С этого, в какой степени результативной станет налоговая концепция государства, находится в зависимости и результативность функционирования государства и общенародного хозяйства в целом.

Таким образом, к одному из важных направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе относится поддержание такого уровня налоговой нагрузки, какой, с одной стороны, не создавал бы препятствия для устойчивого экономического роста и, а с иной стороны, - отвечал бы потребности в бюджетных доходах для предоставлений важных государственных услуг. Данный приоритет определён в Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной Минэкономразвития. Концепция гласит, что главное стратегическое направление в области налоговой политики есть усиление стимулирующего воздействия налоговой системы на развитие экономики непосредственно при одновременном исполнении фискальной функции.

1.Налог на прибыль организаций:

В среднесрочной перспективе обязаны быть приняты дополнительные меры в сфере совершенствования налогообложения прибыли, а именно:

-в рамках проведения амортизационной политики предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы, а также определения норм амортизации для данных групп;

-требуют видоизменений нормы, которые направлены на сокращение возможностей минимизации налогообложения, которые связаны с переносом на будущее убытков поглощаемых либо приобретаемых компаний.

2. Совершенствование НДС

В плановом периоде предполагается продолжить работу по совершенствованию НДС, с тем, чтобы данный налог, оставаясь одним из более немаловажных источников дохода бюджета, не был слишком обременительным для налогоплательщика с точки зрения администрирования.

3. Совершенствование акцизного налогообложения

В ближайшем будущем будут внесены ряд поправок, которые будут направлены на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его результативности.


4. Налог на доходы физических лиц

В плановом периоде в порядок налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) предполагается внести последующие видоизменения:

-предполагается упрощение порядка заполнения налоговой декларации;

-в целях соответствия текущей экономической ситуации требуется индексация предельного размера суточных, которые будут облагаться НДФЛ, согласно прогнозному значению инфляции и курса рубля к основным мировым валютам;

-в среднесрочной перспективе нужно уточнить определение налогового резидентства физических лиц, рационально предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненного интереса физических лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная налоговая система нашей страны полностью регулируется НК Российской Федерации, который систематизирован законодательным актом, призванным обеспечивать комплексный подход к разрешению проблем налогового права и который является инструментом реализации ключевых задач в сфере налоговой политики.

Налоговая система является системой экономико-правовых отношений среди государства и хозяйствующими субъектами, которые возникают по поводу формирования доходной части государственного бюджета с помощью отчуждения части дохода собственников, посредством системы законодательно установленного налога и сбора, и прочего обязательного платежа, исчисления, уплаты и контроля за поступлением каких осуществляется по единой методологии налогообложения, выработанной в этом обществе.

Реализуя налоговое регулирование, Россия проводит всесторонний анализ экономических систем, а также осуществляет налоговый контроль. Потому налогам присуща контрольная функция, способствующая количественному и также качественному отражению хода распределительного процесса, позволяющая контролировать полноту и своевременность налогового поступления в бюджет и в конечном счёте позволяет определить надобность реформирования налоговой системы. По своей структуре, а также принципам налогообложения нынешняя российская налоговая система в основном отображает общераспространённые в мировой практике налоговые системы.

Налоговый механизм служит более действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система страны, зависит и эффективность функционирования государства и народного хозяйства в общем.


К одному из важных направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе относится поддержание такого уровня налоговой нагрузки, какой, с одной стороны, не создавал бы препятствия для устойчивого экономического роста и, а с иной стороны, - отвечал бы потребности в бюджетных доходах для предоставлений важных государственных услуг. Данный приоритет определён в Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной Минэкономразвития. Концепция гласит, что главное стратегическое направление в области налоговой политики есть усиление стимулирующего воздействия налоговой системы на развитие экономики непосредственно при одновременном исполнении фискальной функции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2015 N 2-ФКЗ, от 21.07.2015 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ 2017. N 317, ст. 1036.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.11.2017) // СЗ РФ 2017. N 421, ст. 239.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2017) // СЗ РФ 2017. N 1270, ст. 418.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.11.2017) и часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2017) // СЗ РФ 2017. N 381, ст. 119.
  5. Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ (ред. от 24.11.2015) "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации// СЗ РФ 2017. N 1035, ст. 117.

Книги, статьи, материалы конференций и семинаров

  1. Абалкин Л. И. Экономическая энциклопедия / Науч. ред. Совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН. Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 2014.
  2. Абрамов М. Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России. Налоговые споры: Теория и практика / М. Д. Абрамов – М.: Эксмо, 2016. - № 11. – 299.
  3. Акинин П. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / П. В. Акинин – М.: Аврора, 2014. – с. 166.
  4. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебн., для студентов, обучающихся по направлению 521600 – Экономика и другим экономическим специальностям / И. М. Александров – М.: Пресс, 2014. – 83.
  5. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М., Джамалова П.И. Формирование концепции налогового федерализма в России.//Финансы и кредит.- №16. - 2011. - С.7-12
  6. Арыкбаев Р.К., Набиев Р.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения. Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2016. - №1. – С.134-137.
  7. Банхаева Ф. Г. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования реформирования налогового законодательства / Ф. Г. Банхаева – М.: Налоговый вестник, 2017. - № 4. – с. 75.
  8. Богачева О.В. Российская модель бюджетного федерализма в свете мирового опыта // Мировая экономика и международные отношения. -2017. -№9. – С.105
  9. Булатова, Ю. И. Формирование финансового потенциала инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации: автореф. дис. канд. экон. наук / Ю.И. Булатова. - Оренбург, 2017. - 21 с.
  10. Вещунова Н. Л. Налоги Российской Федерации / Н. Л. Вещунова – СПб.: Сфера, 2016. – с. 371.
  11. Винк А. А. Московский международный налоговый центр / А. А. Винк –М.: Экономика, 2014. № 1. – с.33.
  12. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А.. - 2011. – 659 с.
  13. Григорьев К. С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе / К. С. Григорьев – М.: Экономика, 2015. – с. 1028.
  14. Данные по формам статистической налоговой отчетности [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn78/related_activities/statistics_and_analytics/fo...
  15. Денисенко Ю.Н. Актуальные аспекты фискального федерализма в системе налогообложения субъектов Российской Федерации. TERRA ECONOMICUS, 2017. - №4. – С.109-114.
  16. Доклад Министерства Финансов России «Проект Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (направленный в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации)» /© Консультант Плюс, 2017.
  17. Евстигнеева Е. Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Евстигнеева Е. Н. - СПб: Наука, 2017. – с. 391.
  18. Еженедельник «Экономика и жизнь» № 12, ноябрь 2017.
  19. Жалонкина И. Ю. Анализ основных причин образования налоговой задолженности по СФО на современном этапе // Проблемы современной экономики. - 2011. - С. 71-73.
  20. Казаков В.В. Бюджетный федерализм в России: сценарии развития. Известия Томского политехнического университета. – 2015. - №4. – С.178-190.
  21. Камаев В. Д. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом / В. Д. Камаев - М.: Инфра, 2016. – с. 410.
  22. Кашин В. А Налоговая система: как её сделать более эффективной? / В. А. Кашин – М.: Инфра, 2017. №11. – с. 162.
  23. Кашин В. А. Налоговая доктрина и налоговое право / В. А. Кашин – М.: Наука, 2016. №14. – с. 138.
  24. Колодина Е.А. Бюджетный федерализм как основа региональной экономической политики в современной России. Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. - №6. – С.121-124
  25. Конторович В. И. Честный счет / В. И. Контрович – М.: Пресс, 2015. - № 3. – с. 316.
  26. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. - 2017 - №8- С.21
  27. Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности российской налоговой системы / Л. Н. Лыкова – М.: Аврора, 2017. – с. 72.
  28. Манасуева А.А., Аманжурова Д.М. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2014-2016 ГГ. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(44) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/7(44).pdf
  29. Пансков В. Г. О принципах налогообложения физических лиц / В. Г. Пансков – М.: Время, 2016. – с. 155.
  30. Пепеляев С. Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях / С. Г. Пепеляев – М.: Налоговый вестник, 2017. № 6. – с. 234.
  31. Попова Л. В. Налоговые системы зарубежных стран / Л. В. Попова – М.: Экономика, 2017. № 16. – 210.
  32. Починок А. П. Налоговая система России: от анализа проблем к их решению / А. П. Починок А.П – М.: Лепр, 2016. Т.1. – с. 230.
  33. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов / В. М. - М.: Экономика, 2017. – с. 200.
  34. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб./ Росстат. - М., 2017.
  35. Сенчагов В. О формировании новой парадигмы фискальной политики // Вопросы экономики. - 2017. - N 6. - С.152-158.
  36. Сохан А. В. Светлое будущее в области налоговой политики / А. В. Сохан – М.: Пресс, 2017. №7 (октябрь-ноябрь). – с. 33.
  37. Трухин И. А. Налоговая система РФ в 2017 годах серьёзно не изменится / И. А. Трухин – М.: Аудит, 2017. – с. 81.
  38. Устинов Ю. А. Основные направления налоговой политики / Ю. А. Устинов – М.: Владос, 2016. №7. – с. 719.
  39. Фролов В. Н. Все болезни от нервов, а в экономике от налогов / В. Н. Фролов – М.: Время, 2014. № 12. – с. 182.
  40. Хейне П. Экономический образ мышления / П. Хейне - М.: Пресс, 2015. – с. 102.
  41. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике / Д. Г. Черник - М.: Финансы, Дана, 2017. – с. 74.
  42. Черник Д. Г. О некоторых вопросах налогообложения / Д. Г. Черник – М.: Инфра, 2014. –с. 139.
  43. Черник Д. Г. Экономическое развитие и налоги / Д. Г. Черник – М.: Жизнь, 2014. № 1. – с. 261.
  44. Черник Д. Г. Экономическое развитие и налоги / Д. Г. Черник – М.: Слово, 2016. –с. 86.
  45. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Издательство ЮНИТИ, 2010. – 158 с.
  46. Шаталов С. Д. Государство и налогоплательщик: проблемы и перспективы-вы / С. Д. Шаталов – М.: Налоги, 2017. № 7. – с. 195.
  47. Шестопал В.Я. Налоговая политика государства: современная оценка и направления совершенствования // Ежегодник «Виттевские чтения». − 2017. − № 1. С. 93-94.
  48. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб.пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2016. – 161 с.