Файл: Личностные деформации стрессового типа (Понятие и структура личностной деформации).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Личностные деформации стрессового типа
1.1 Теоретические подходы к изучению профессионального стресса
1.2 Понятие и структура личностной деформации
2.1 Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
ГЛАВА 3. Практическое исследование личностных деформаций стрессового типа
3.1.Взаимосвязь феномена психического выгорания и профессионального стресса
3.2. Личностные деформации стрессового типа: проблема диагностики и коррекции
В связи с этим, по нашему мнению, профессиональная деформация рассматривается как процесс и результат изменений в личности сотрудника, основной причиной которых является влияние характера и условий профессиональной деятельности, а итогом - снижение личного и профессионального благополучия сотрудника (эффективности, безопасности и других характеристик деятельности).
В переводе с латинского слово «deformatio» обозначает искажение, обезображивание, в русском языке эти слова имеют негативный оттенок.[14]
Профессиональная деформация имеет свою структуру, выделяют также различные виды профессиональной деформации. В структуре профессиональной деформации выделяют скорость, широту, глубину и степень.
Скорость профессиональной деформации индивидуальна для каждого человека и зависит как от личностных особенностей, так и от факторов среды. Темпы деформаций несколько возрастают после двух лет и значительно увеличиваются после пяти лет службы, например, в должности сотрудников оперативного и воспитательного отделов исправительного учреждения. Явные признаки деформации отмечаются у значительной части сотрудников, прослуживших свыше десяти лет. Более глубокая деформация наступает в последующий период службы - после десяти лет работы. Однако эти цифры можно считать условными, так как скорость деформации зависит от того, насколько человек предрасположен к ее возникновению, а предшествующей деятельностью была подготовлена почва для негативных изменений. [15]
Широта деформации характеризуется наличием тех или иных видов негативных изменений, а также поражением сфер личности: интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой.
Степень (уровень) деформации является комплексным показателем, включающим в себя названные характеристики.[16]
Условно можно выделить следующие этапы развития деформации личности:
- начальный - использование сотрудниками нецензурных выражений, жаргона и специфических приемов общения;
- первый промежуточный - изменение потребностей, мотивационной, ценностной структур личности; усвоение образа мыслей криминальной среды, начальные изменения в психическом и физическом состоянии личности;
- средний - деформация интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности;
- второй промежуточный - перенимание криминальной среды, существенные изменения в психическом и физическом состоянии личности;
- конечный - профессиональная непригодность и комплекс социально-профессиональной неадекватности личности.
Выводы:
Наиболее полно и широко объективные причины психического выгорание личности были описаны С.П. Безносовым, который систематизировал их и разделил на два класса: общие и частные. К общим факторам, которые характерны для всех видов трудовой деятельности, относятся объективное разделение труда и принципиальное ограничение ресурсов отдельного человека. Среди частных причин психического выгорание личности, которые отражают специфику конкретных видов профессиональной деятельности, автором были выделены причины, обусловленные объектом и предметом труда, профессиональными средствами, способностями и способами. Автор также показывает, что одним из основных моментов возникновения психического выгорание личности является «одушевленность - неодушевленность» объекта профессиональной деятельности. Он считает влияние живого объекта, как фактора формирования психического выгорание личности, более сильным. [17]
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных деформаций стрессового типа у представителей различных сфер деятельности
2.1 Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
Проведенный теоретический анализ по проблеме исследования позволяет перейти к эмпирическому изучению личностных и организационных детерминант психического выгорания.
Цель эмпирического исследования - определение личностных и организационных детерминант психического выгорания руководителей.
Были отобраны методики диагностики, которые должны удовлетворяют требованиям ограничения времени, то есть желательно применение батареи методик не более 1 часа, и чтобы по возможности были разноплановые по заполнению бланки и вопросы.
Методики исследования:
- Для определения психического выгорания руководителей была использована методика диагностики профессионального выгорания (Е. Ильина).[18]
2.2 Особенности профессионального выгорания испытуемых, связанные с личностными деформациями стрессового типа
На первом этапе были определены особенности психического выгорание в группе испытуемых.
Согласно полученным данным, в группе испытуемых фаза напряжения сформирована полностью у 56% лиц, то есть у 28 человек. У 5% руководителей фаза напряжения не сформирована и у 40% руководителей она находится в процессе формирования.
Наиболее полно сформированные симптомы фазы напряжения - это «загнание в клетку» и «тревога и депрессия», которые сформированы полностью у 66% (33 человека) и 68% (34 человека) соответственно. Далее следует неудовлетворенность собой, которая проявляется у 60% опрошенных лиц, либо у 30 человек. Переживание психотравмирующих обстоятельств сформировано у 54% лиц, то есть у 27 человек. Также, данный симптом находится в стадии формирования у 42% лиц, то есть у 21 человека. Мы можем сделать вывод, что самые распространенные симптомы фазы напряжения - это тревожность, депрессия и ощущение загнанности в клетку.
Согласно полученным данным, у 30% руководителей фаза резистенции полностью сформирована. У 52% руководителей фаза резистенции находится в стадии формирования. У 18% руководителей данная фаза не сформирована.
Наиболее ярко выраженным симптомом фазы резистенции является неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, которое полностью сформировано у 34% руководителей, то есть у 17 человек.
Далее следует расширение сферы экономии эмоций и эмоционально-нравственная дезориентация, которые полностью сформированы у 32% руководителей, то есть у 16 человек. Редукция профессиональных обязанностей наименее проявляемый симптом фазы резистенции.
Полностью сформирована фаза истощения у 20% руководителей. На стадии активного формирования данная фаза у 28% руководителей, а е сформирована данная фаза у 52% руководителей.
Можно сделать вывод, что если человек приобретает фазу истощения в структуре психического выгорания, то все симптомы у него распределяются равномерно.
Однако, наименьшее число не сформированности симптома в проявлениях эмоционального дефицита и психотравмирующих обстоятельствах.
В данном исследовании было определено пять групп руководителей:
- с полностью сформированным симптомом психического выгорания (сформированы все три фазы) - 10 человек (20%);
- с синдромом психического выгорания средней степени (полностью сформированы фазы напряжения, резистенции и в стадии формирования фаза истощения)-14 человек (28%);
- с синдромом психического выгорания легкой степени (сформирована фаза напряжения, в стадии формирования фаза резистенции) - 24 человека (48%);
- отсутствие психического выгорания- 2 человека - 4%.
Для дальнейшего исследования было сформировано три группы:
- высокий уровень синдрома психического выгорания - 28 человек 56%;
- средний уровень синдрома психического выгорания - 14 человек-28%;
- низкий уровень синдрома психического выгорания - 8 человек - Личностные детерминанты психического выгорания
Данные по пятифакторному личностному опроснику
Результаты по методике пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста («Большая пятерка») показаны в таблице 1.
Зависимость СПВ и личностных факторов
В таблице 1 отображается зависимость уровня развития синдрома психического выгорания и личностных факторов.
Таблица 1. Зависимость уровня развития синдрома психического выгорания и личностных факторов.
Существует определенная связь между некоторыми личностными показателями и сформированностью синдрома психического выгорания. Показатели экстраверсии и интраверсии, привязанности и обособленности, самоконтроля и импульсивности, а также эмоциональной устойчивости влияют на сформированность психического выгорания у руководителей. Экспрессивность и практичность находится на одинаковом уровне у всех.
Для руководителей, которые находятся в сформированной либо формирующейся фазе истощения, то есть с высоким уровнем психического выгорания характерно:
- большая склонность к экстраверсии, которая проявляется в общительности, коллективизму, ориентации на потребность в общении. Склонны к агрессии и вспыльчивости, однако в работе ориентированы на успех, скорость выполнения заданий, отдают предпочтение работе с людьми. Отличаются высокой скоростью реагирования.[19]
- Позитивно относятся к людям, испытывая потребность быть рядом с ними. Как правило, отзывчивы, добры, а также проявляют эмпатию, ощущая личную ответственность за благополучие окружающих людей. Могут сопереживать и поддерживать, ощущают ответственность за общее дело, ответственно и добросовестно выполняют свои обязанности.
- Высокая регуляция собственного поведения. Проявляются обязательность, точность, ответственность, аккуратность в работе. Любят все держать под контролем, комфорт и порядок. Придерживаются определенных моральных принципов, сознательны. Данная категория руководителей стремится к поддержанию общечеловеческих ценностей, порой в ущерб личным.
- Однако, данная категория руководителей с тревогой воспринимает неприятности, впадая в депрессивное состояние.
- Достаточно практичны и реалистичны.[20]
Для руководителей, которые показали среднюю степень развития синдрома психического выгорания, характерно:
- Наличие качеств, как интроверта, так и экстраверта;
- Стараются придерживаться серединных позиций касательно развития отношений с окружающими людьми, часто держат все под контролем. Не любят раскрываться, не принимают близко к сердцу проблемы и сложности других людей, однако стараются быть рядом и всегда помогать;
- Больше заняты материальной стороной своей деятельности;
- Достаточно естественны в своем поведении, придерживаются общепринятых моральных принципов, однако не настаивают и не навязывают их в случае не согласия;
- Удовлетворяют любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни, легко обучаемы.