Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 4
Данные исследования, проводимые в рамках теории «диадического взаимодействия», представляют собой еще один пример того, насколько даже самое скрупулезное изучение формы процесса слабо дает понимание его сущности.
Наиболее детально «диадическое взаимодействие» изучено английскими социальными психологами Г. Келли и Дж. Тибо. Ими использовалась «дилемма узника» предложенная на основе математической теории игр[39]. В эксперименте задается некоторая диада: два узника, находящиеся в заточении и лишенные возможности общаться. Выстраивается матрица, которая фиксирует возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная точно, как ведет себя другой. Если принять две крайние возможности их поведения: «не сознаться» и «сознаться» то, в принципе, каждый имеет именно эту альтернативу. Однако результат будет зависеть от того какой из вариантов изберет каждый.
Из комбинаций различных стратегий «узников» могут сформироваться четыре ситуации: 1) оба не сознаются, 2) оба сознаются, 3) второй сознается, а первый – нет, 4) первый сознается, второй – нет. Эти четыре возможные комбинации фиксирует матрица. При этом рассчитывается выигрыш, получившийся при всевозможных комбинациях этих стратегий для каждого «игрока». В каждой модели игровой ситуации этот выигрыш и является «исходом». Использование в этом случае некоторых положений теории игр создает заманчивую перспективу не только описания, но и прогноза поведения каждого участника взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение – это форма деятельности, реализовываемая между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. В общении взаимный обмен эмоциями обеспечивает психический контакт. Этот контакт характеризует общение как двухстороннюю деятельность, взаимную связь между людьми. Отправной предпосылкой общения является, прежде всего, факт наличия индивидов, которые могут наладить между собой какой-то контакт. Самым универсальным средством коммуникации является речь. Речь это процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка.
Часто интерактивная сторона общения обнаруживается при организации совместной деятельности людей. Обмен идеями и знаниями по поводу этой деятельности неминуемо предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках организовать совместную деятельность, развить ее. Одномоментное участие множества людей в этой деятельности обозначает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
Общественные отношения даны во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой взаимодействие является. Межличностные отношения также даны во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях сотрудничества или соперничества, так и степень выраженности этого типа успешность или неудача.
Характерная системе межличностных отношений эмоциональная основа, вызывающая различные ориентации, оценки, установки партнеров, определенным образом окрашивает взаимодействие. Но вместе с тем такая эмоциональная окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях нехороших межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно имеется. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно подчинено выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует. Из этого следует, что рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается более широкой системой деятельности, в условиях которой оно развертывается.
Поскольку взаимодействия одинаковые по форме своего проявления, в истории социальных наук уже существовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимодействия.
При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их обмен. Если стратегия взаимодействия обусловлена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.
Следовательно, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как мотивы, намерения, установки одного из индивидов накладываются на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Другими словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более подробного рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 231 с.
2. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1995. – 243 с.
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). - М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1998. – 342 с.
4. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 2010. – 328 с.
5. Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. - М.: Издательство «Мир искусства», 2010. - 408 с.
6. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006. – 257 с.
7. Корягина II.А., Михайлова Е.В. Социальная психология. Теория и практика. - М.: Издательство «Юрайт», 2015. – 204 с.
8. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
9. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. - М.: Наука, 1991. - 370 с.
10. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Смысл, 1995. – 234 с.
11. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2007. – 215 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1992. – 271 с.
14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
15. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 1996. - 368 с.
16. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука , 1995. – 321 с.
17. Панферов В. Н. Психология общения // Вопросы философии. - 1991. - № 7. – С. 126-127.
18. Парыгин Б.Д. К вопросу о структуре социально-психологического общения // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. - Л., 1990. – С. 23.
19. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 2008. - 248 с.
20. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1978.- 291 с.
21. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 2009. - 269 с.
22. Психологические исследования общения / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко.- М.: Наука, 2005. – 344 с.
23. Психология субъекта и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. – С. 371 с.
24. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии [Сборник] / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1977. - 204 с.
25. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Пер. с польск. М.М. Гуренко / под общ. ред. и послеслов. акад. А.М. Румянцева. – М.: Прогресс. - 2007. - 278 с.
26. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общение
Интерактивная сторона (взаимодействие в совместной деятельности)
Коммуникативная сторона (обмен информацией)
Перцептивная сторона (восприятие и понимание другого человека)
Рисунок 1.1. Структура общения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
Виды взаимодействий по рубрикам
Область позитивных эмоций |
1) согласие 2) снятие напряжения 3) солидарность |
Область решения проблем |
4) мнение 5) предложение, указание 6) ориентация других |
Область постановки проблем |
7) просьба об указании 8) просьба высказать мнение 9) просьба об информации |
Область негативных эмоций |
10) несогласие 11) создание напряженности 12) демонстрация антагонизма |
-
Психологические исследования общения / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко.- М.: Наука, 2005. – С.37. ↑
-
Психологические исследования общения / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко.- М.: Наука, 2005. – С.49. ↑
-
Психология субъекта и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. – С.71. ↑
-
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. – С.29. ↑
-
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 2001. – С.52. ↑
-
Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006. – С.148. ↑
-
Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 2010. – С. 328. ↑
-
Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2007. – С. 242. ↑
-
Там же. - С. 255. ↑
-
Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Смысл, 1995. – С. 89. ↑
-
Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2007. – С. 25. ↑
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1992. – С. 271. ↑
-
Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Наука, 1996. – С.156. ↑
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. – С.62. ↑
-
Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – С.14. ↑
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Смысл, Академия, 2005. – С.122. ↑
-
Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1997. – С.30. ↑
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. – С. 116. ↑
-
Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1995. – С.234. ↑
-
Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2007. – С.56–57. ↑
-
Панферов В. Н. Психология общения // Вопросы философии. -1991. -№ 7. – С. 126-127. ↑
-
Панферов В. Н. Психология общения // Вопросы философии. - 1991. - № 7. – С.127. ↑
-
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 2001. – С.201. ↑
-
Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2007. – С.61-62. ↑
-
Парыгин Б.Д. К вопросу о структуре социально-психологического общения // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми.- Л., 1990. – С.23. ↑
-
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С.60. ↑
-
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С.44. ↑
-
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С.50. ↑
-
Там же. – С. 56. ↑
-
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С.83. ↑
-
Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1995. – С.32. ↑
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1992. – С. 106. ↑
-
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Пер. с польск. М.М. Гуренко /под общ. ред. и послеслов. акад. А.М. Румянцева. – М.: Прогресс, 2007. – С.40. ↑
-
Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. - М.: Издательство «Мир искусства», 2010. – С.48. ↑
-
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). - М.: Издательство Московского университета, 1998. – С.34. ↑
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1992. – С. 71. ↑
-
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). - М.: Издательство Московского университета, 1998. – С.42. ↑
-
Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. - М.:Наука, 1991. – С. 37. ↑
-
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). - М.: Издательство Московского университета, 1998. – С.57. ↑