Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 . Теоретические и методологические исследования у зарубежных и отечественных ученых
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики
1.3. Потенциал группы и его результативность
Глава 2. Эффективность трудового коллектива ООО «Леспроект»
2.1. Общие сведения о предприятии
2.2. Исследование психологического климата в трудовом коллектива ООО «Леспроект»
Введение
В результате увеличения изменений условий производства: ускорение нововведений, поиск высококвалифицированных кадров, тесное взаимодействие технологических, социально-экономических и политических процессов, их глобальное воздействие на экономику в настоящее время требуются новые подходы к управлению организаций.
Управление организацией это, прежде всего, управление людьми. Именно искусство управления поведением людей становится в современном обществе решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и организаций, стабильность их развития. Также изучение управления человеческими ресурсами и использование результатов исследований становится одним из путей усовершенствования государственной системы. По своим свойствам человеческий ресурс существенно отличается от любых других используемых организациями ресурсов, и, следовательно, требует особых методов управления. Поэтому научные основы организационного поведения и их применение на практике путем управления персоналом организаций превращаются в важное направление в области менеджмента.
Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного изучения и обобщения материалов исследований в области организационного поведения в условиях реформирования государственных структур, изменениях в общественно-политических, коммерческих организациях для выработки наиболее оптимальной модели группового поведения в организации.
Цель работы состоит в изучении формирования группового поведения в организации ООО «Леспроект».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и типы групп;
- охарактеризовать основные формы групп;
- раскрыть потенциал группы и его результативность;
- дать общую характеристику предприятия ООО «Леспроект»;
- провести анализ психологического климата на предприятии.
Разработанность темы курсовой работы прослеживается в работах зарубежных авторов, таких как Джеймс Л. Гибсон, К. Дэвис, В. Зигерт, Д. Иванцевич, В. Мёде Джон В. Ньюстром и др., а также в работах отечественных авторов: Карташовой В.Л., Никонов Т.В., Томилова В., Травина В., Уткина Э.А. и др.
Предмет исследования – система отношений в части формирования группового поведения в организации.
Объектом исследования является групповое поведение в ООО «Леспроект».
В курсовой работе использованы следующие методы:
1. Анализ научной литературы;
2. Беседа с персоналом;
3. Тестирование:
1) Определение индекса групповой сплоченности Сишора;
2) Экспресс методика по изучению социально - психологического климата в трудовом коллективе. Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто.
3) Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. Разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева.
4)Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири.
Гипотеза – Формирование группового поведения (групповая сплоченность) зависит от благоприятного психологического климата.
Апробация. Курсовая работа подготовлена на кафедре менеджмента Врожского филиала Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, где произведено ее рецензирование и обсуждение.
Отдельные положения и выводы, изложенные в курсовой работе, нашли свое отражение в выступлениях на научно-практической конференции студентов.
Практическая значимость. Исследование данной проблемы может быть использована в службах занятости, на курсах повышения квалификации менеджеров по управлению персоналом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1 . Теоретические и методологические исследования у зарубежных и отечественных ученых
Понятие и типы групп
Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результативностью их совместной деятельности. Человек выполняет свои трудовые обязанности во взаимодействии с другими, являясь членом группы, в рамках которой он работает. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой.
Однако для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач.
Участвуя в работе группы, человек может существенно изменить свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.
Группа - относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого [2, 73].
Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования – постоянные или временные и т.д.
Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий – принцип их создания.
Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие – добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют формальными, вторые – неформальными.
Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.
Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.
Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мастерства или коллекционеры.
Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок.
Формальные и неформальные группы имеют много общего.
Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы – у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамики тех и других свойственны одинаковы характеристики: сплоченность и конфликты.
Вместе с тем между ними существует принципиальные различия. Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие (таблица 1).
Таблица 1
Различия формальных и неформальных групп [13, с. 43]
№ |
Основа для сравнения |
Неформальная группа |
Формальная группа |
1 |
Общие взаимоотношения |
Неофициальные |
Официальные |
2 |
Основные концепции |
Власть и политика |
Права и обязанности |
3 |
Основное внимание к |
Человеку |
Должности |
4 |
Источник власти |
Исходит от группы |
Делегируется руководством |
5 |
Руководство к поведению |
Нормы |
Правила |
6 |
Источник управления |
Санкции |
Вознаграждение и штраф |
Как видно из таблицы, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же – официальные роли в терминах должностных прав и обязанностей индивидов.
Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная – как к должностному лицу, она устанавливается официально.
Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный – от руководства организации. Далее. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной – правилами и должностными инструкциями.
Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной – награждения и штрафы.
Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть.
Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит в конечном счете эффективность организации.
Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль.
Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получению удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации.
Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации – прямая обязанность менеджмента.
Существуют ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в своей работе с неформальными группами каждый менеджер. Суть их сводится к тому, чтобы:
- признать существование неформальной группы и осознавать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.
- выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение.
- перед тем как принимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.
- для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений.
- своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствуя тем самым распространению слухов.
Таким образом, группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение – важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин, рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др.
Группы могут классифицироваться по ряду признаков. Среди множества видов групп наибольший интерес вызывают неформальные группы. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и использовать потенциальные преимущества неформальных групп, менеджмент должен признать их существование, взаимодействовать с ними, привлекать к принятию решений, прислушиваться к мнению их неформальных лидеров.
В современных условиях рабочие группы перерастают в команды. Особенно важны и интересны с точки зрения организационного поведения самоуправляемые команды, которые наряду с выполнением задания осуществляют и функции управления. Их создание и деятельность принципиально меняют характер функционирования и построения современных организаций.
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики
В литературе имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели – младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации [12, с. 67].
По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп) [1, с. 35].
Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также 4 этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения [1, с.56].
Недостатком всех этих определений является некоторая их произвольность, отсутствие методологического критерия.
В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация.