Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Особенности реализации промышленной политики за рубежом).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристики промышленной политики в Российской Федерации
1.1 Цели, принципы и задачи промышленной политики России
1.2 Анализ показателей современной промышленной политики Российской Федерации
Глава 2. Анализ и возможности применения промышленной политики зарубежных стран в РФ
Однако, состояние национальной экономики по-прежнему характеризуется резким дисбалансом промышленного производства в пользу сырьевых отраслей и отраслей первичной переработки, что неприемлемо в контексте принятой правительством страны стратегии долгосрочного социально-экономического развития и противоречит современным тенденциям развития мировых экономик. [22, C.136]
Промышленность России по данным за 2016 год составляет около 29% ВВП. На 387 тыс. промышленных предприятиях занято около 19% работающего населения страны. [19]
Анализ состояния промышленной сферы России свидетельствует об улучшении ее динамики (спад 2015 г. сменился ростом в 2016-2017 гг.). Таким образом, промышленное производство России преодолело рецессию 2013-2014 гг. и вышло в плюс. Аналитики отмечают увеличение удельного веса промышленного производства в валовом внутреннем продукте и доли занятого населения на предприятиях промышленности. По данным Росстата, в 2016 году индекс промышленного производства составил 101,1% (в том числе по видам экономической деятельности: 102,5% - в сфере добычи полезных ископаемых, 100,1% по обрабатывающим производствам, 101,5% по производству и распределению электроэнергии, газа и воды), а в 2017 году ожидается на уровне 102,1 (таблица 1).
Таблица 1
Динамика основных показателей промышленного развития России в 2012-2016 гг.
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Валовой внутренний продукт (в текущих рыночных ценах), млн руб. |
66 926 863 |
71 016 729 |
77 945 072 |
80 804 310 |
86 043 649 |
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности |
103,4 |
100,4 |
102,0 |
97,6 |
101,1 |
Удельный вес промышленного производства в ВВП, процентов |
26,1 |
25,9 |
25,6 |
26,7 |
29,3 |
Основные фонды в промышленном производстве, млрд руб. |
31 865 |
36 171 |
41 126 |
46 563 |
52 142 |
Окончание табл. 1
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Среднегодовая численность занятых в промышленном производстве, млн человек |
13,2 |
13,1 |
12,8 |
12,8 |
13,4 |
Удельный вес занятых в промышленном производстве в общей численности занятых, процентов |
19,4 |
19,3 |
18,9 |
18,8 |
18,5 |
По данным международных аналитических центров Россия в 2016 году входит в пятерку стран-лидеров по объёму промышленного производства по ППС, занимая четвертую строку рейтинга после Китая, США и Индии. При этом участие страны в мировом производстве товаров и услуг оценивается лишь в 3,61%, а объем промышленного производства на человека в абсолютном и относительном выражениях ниже, чем у ряда стран, расположенных в рейтинге ниже (таблица 2).
Таблица 2
Лидеры стран по объёму промышленного производства
по ППС за 2016 г.
Позиция в рейтинге |
Страна |
Объём промышленного производства по ППС, млн. долл. США |
Объём промышленного производства, % |
Население на 01.01.2017, млн. чел. |
Объём промышленного производства в $ по ППС на человека |
Объём промышленного производства по ППС на человека в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Весь Мир |
37 142 139 |
100,00 |
7 515,3 |
4 942 |
100% |
|
1 |
Китай |
9 082 290 |
24,45 |
1 388,2 |
6 542 |
132% |
2 |
США |
3 860 480 |
10,39 |
326,5 |
11 825 |
239% |
3 |
Индия |
2 572 695 |
6,93 |
1 342,5 |
1 916 |
39% |
4 |
Россия |
1 340 710 |
3,61 |
143,4 |
9 351 |
189% |
5 |
Япония |
1311 912 |
3,53 |
126,0 |
10 408 |
211% |
Исследуя промышленность России необходимо учитывать высокую степень неравномерности экономического развития страны в территориальном разрезе, что определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера [Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2016 года]. Влияние вышеназванных факторов определяет сложившуюся специализацию регионов страны, что задает вектор их развития. Так, принято выделять финансовые центры, добывающие, промышленные и аграрнопромышленные регионы. [15, C.98]
Современную промышленность РФ невозможно представить в виде единого промышленного комплекса. Одна часть, включающая в себя топливно-энергетический комплекс, часть военно-промышленного комплекса и сырьевое производство, в значительной мере ориентирована на экспорт и зависима от финансовых и технологических поставок западных стран. Вторая часть представлена гражданским сектором промышленного производства и ориентирована на внутренний рынок
Рисунок 1. Структура промышленного производства по федеральным округам РФ в 2016 г., % к итогу
Промышленное производство в региональном разрезе характеризуется высоким уровнем неравномерности и значительной степенью концентрации производства. В 2016 году диапазон значений индекса промышленного производства варьировался от 140,7% в Алтайском крае до 87,1% в Республике Северная Осетия - Алания. Что касается концентрации, то на первые десять регионов в рейтинге промышленности приходится 47,1% всей отгруженной продукции, а на первые двадцать - 67,1%. В целом, промышленное производство по итогам 2016 года выросло в 65 регионах РФ, и по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 15, что, безусловно, можно расценивать как позитивную тенденцию. [20]
Распределение отгруженной промышленной продукции в разрезе федеральных округов наглядно отражает сложившуюся концентрацию производства по видам экономической деятельности (рис. 2).
Согласно данных, подготовленных аналитиками российского союза промышленников и предпринимателей, основными причинами, сдерживающими рост промышленных предприятий в регионах России, являются недостаток оборотных средств (48,9% в общем числе опрошенных представителей промышленных предприятий), неплатежи со стороны контрагентов - 31,9%, снижение спроса на продукцию - 27,7%, недоступность заемных финансовых ресурсов - 23,4% и др. При этом среди мер по повышению эффективности хозяйственной деятельности наиболее популярными являются сокращение расходов предприятия - 78,7%, реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, продажа непрофильных активов - 27,7%. Сокращение расходов предприятий преимущественным образом осуществляется за счет экономии на сырье, комплектующих, потребляемых услугах (в том числе консалтинг). Оптимизация расходов на персонал предприятий реализуется главным образом на основе сокращения найма и перевода сотрудников на неполный рабочий день.
Рисунок 2. Объем производства промышленной продукции по федеральным округам РФ по видам экономической деятельности в 2016 г., млрд. руб.
В то же время, судить о степени развития промышленности регионов страны следует не только по количественным показателям, отражающим итоги производства продукции. Существенное влияние на развитие промышленного производства в субъектах РФ оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. В этой связи возрастает актуальность активизации государственного стимулирования промышленной сферы, содействие в вопросах нейтрализации комплекса угроз деиндустриализации национальной экономики, усиление роли регионов в формировании конкурентоспособных промышленных производств. Решение обозначенных проблем прежде всего опирается на нормативно-законодательную базу в данной области.
Современное промышленное развитие России регламентируется федеральным законом № 488-ФЗ от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации», в соответствии с которым под промышленной политикой понимается совокупность мер воздействия на укрепление промышленного потенциала России и создание условий повышения конкурентоспособности производимой на территории страны промышленной продукции. [1]
В связи с этим основными целями реализуемой промышленной политики видятся:
- создание конкурентоспособной промышленности на основе преимущественного использования высокотехнологичных производств, что позволит осуществить переход от экспортно-сырьевого к инновационно ориентированному технологическому укладу развития;
- укрепление обороны и безопасности России;
- рост занятости населения и, как следствие, повышение уровня жизни граждан РФ. [24, C.335]
Достижение обозначенных целей предполагается на основе решения следующих первоочередных задач:
- формирование сети развитой инфраструктуры, способствующей повсеместному развитию промышленного производства;
- обеспечение благоприятных условий создания и осуществления деятельности в сфере промышленности, адекватных современным мировым тенденциям;
- стимулирование субъектов промышленности к внедрению инноваций и инновационных технологий в производственные процессы, а также к выпуску инновационных товаров и услуг; [23]
- регулирование образовательных программ на основе привлечения частных и государственных инвестиций в обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала, соответствующего современному инновационному уровню производства;
- использование механизмов государственного регулирования сферы инновационного производства в целях определения приоритетных направлений научнотехнического потенциала региона в соответствии с характером общей структуры региональной экономики
- обеспечение обновления основных фондов предприятий промышленности;
- формирование технологической независимости национальной экономики и др.
Среди основных мер государственной поддержки законом определяются такие, как оказание финансовой помощи, информационно-консультационных услуг, содействие в реализации научно-технической, инновационной, внешнеэкономической деятельности в сфере промышленности, а также поддержка развития кадрового потенциала.
Передовой международный опыт наиболее развитых в промышленном плане стран свидетельствует о преобладающей роли трех ключевых институтов: государственные программы, государственные закупки и специализированные разнопрофильные институты промышленно-инновационного развития. [25, C.58]
Разработка региональной промышленной политики должна строиться на следующих основных этапах:
- выявление угроз и возможностей промышленного развития;
- выработка решений в части координации федеральной и региональной промышленных политик;
- учет внутритерриториальных и внешних аспектов промышленной политики региона. [9, C.31]
Методика стратегического анализа в целях разработки эффективной промышленной политики региона должна отражать следующие основные направления:
1. Виды экономической деятельности региона, относящиеся к промышленности; их оценка с точки зрения обеспечения перспективной промышленной конкурентоспособности субъекта РФ.
2. Ключевые предприятия каждого из промышленно ориентированных видов экономической деятельности региона (аффилированные лица, дислокация); развитие внутрирегиональной производственной кооперации; наличие стратегически значимых для территориальной промышленности предприятий за пределами региона.
3. Инфраструктура развития промышленности (обеспеченность, дислокация, связь с производственным сектором).
4. Ретроспективный анализ динамики основных объемных и качественных показателей работы промышленности за последние 3-5 лет в разрезе видов экономической деятельности региона. Экстраполяция тренда на период 3-5 лет. Определение угроз развития промышленности в имеющихся условиях.
5. Оценка ресурсной базы региона с точки зрения достаточности для устойчивого развития промышленности на перспективу.
Перспективными направлениями развития российской промышленности в регионах эксперты называют: во-первых, техническое перевооружение и применение новой техники, во-вторых, быстрое развитие перерабатывающих отраслей в сравнении со скоростью развития сырьевых производств и, в-третьих, курс на импортозамещение. Указанные направления следует подкрепить нормативно-законодательной базой, адекватной современным условиям и тщательно проработать реально функционирующую систему: Федеральная программа - регион - предприятие. При этом в регионах необходимо создание центров координации промышленной политики и решения проблемы импортозамещения совместно с федеральными органами власти.
Таким образом, промышленная политика, представляющая собой воздействие государства на отраслевую структуру экономики, призвана способствовать развитию национальной экономики на основе повышения ее конкурентоспособности в сложившихся условиях мирового рынка. Принятие федерального закона о промышленной политике ориентировано на децентрализацию государственного управления. Этим определяется усиление роли регионов как самостоятельных, активных субъектов промышленной политики. Для реализации выбранных приоритетов важно в наибольшей мере ориентироваться на ключевую роль региональных программ и институтов развития как основного инструмента промышленно-инновационного развития различных территорий страны.