Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Особенности реализации промышленной политики за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Страна: Норвегия

Цели: Повышение конкурентоспособности промышленности в целом с упором на экспортное развитие нефтегазовой промышленности. Содействие более гармоничному развитию промышленности в региональном разрезе. Повышение эффективности госсектора.

Инструменты, институты: Широкое использование основных методов промышленной политики, в том числе совершенствуемой системы государственных закупок и заказов, ускоренной амортизации, финансирования и проведения НИОКР. Эти меры существенно дополняются косвенными методами воздействия через налоговые и кредитные льготы (для северных районов и малого бизнеса), программированием экономики. Система и механизм регулирования промышленности в Норвегии строятся на активном государственном участии в ряде ключевых производств, обусловливающих функционирование производственной инфраструктуры (транспорт, электроэнергетика, связь), а также эффективную экспортную специализацию на основе нефтегазового комплекса производств. Такое селективное прямое вмешательство государства в промышленную деятельность дополняется мерами косвенного воздействия на частный сектор промышленности через бюджетную, налоговую, финансово-кредитную, протекционистскую таможенную политику, а также широким использованием программирования экономики и программ развития северных районов.

Страна: Южная Корея

Цели: Обеспечение дальнейшего ускоренного роста промышленности на основе новейших достижений НТП и ее интеграции в мировое хозяйство на началах большей, чем прежде, открытости для иностранных капиталов, технологий, ноу-хау. Совершенствование институциональной и организационной структуры промышленности путем наращивания сети средних и малых предприятий. Отказ от необоснованной поддержки "чеболей", отличающихся неэффективным использованием ресурсов.

Инструменты, институты: Реструктуризация крупных фирм в направлении привлечения в них иностранного капитала путем либерализации условий внедрения зарубежных фирм на южнокорейский промышленный рынок. Совершенствование финансово-кредитной системы применительно к интересам развития промышленности. Резкое усиление содействия в развитии малому и среднему бизнесу через инструменты селективной налоговой, кредитной, внешнеэкономической политики, субсидирования подготовки высококвалифицированных специалистов. Разработка промышленной политики входит в компетенцию Министерства торговли и промышленности. Среди инструментов промышленной политики особую роль играют те ее виды, которые связаны с внешнеэкономическими связями (инвестиционная и налоговая политика привлечения иностранного капитала, стимулирование роста и защита от внешней конкуренции национальных производств экспортной ориентации, патентная политика приобретения зарубежных научно-технических инноваций).


Определения приоритетов в рамках экономической политики государства вытекает одновременно из нескольких обстоятельств.

Россия

Экономическая политика Российской Федерации в области промышленности основывается на ограниченности ресурсов, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов. [3, C.14]

В целом, экономика России, не смотря на значительную перестройку последних лет, остается уязвимой. По сравнению с другими промышленно развитыми странами, уровень технологий и производительность предприятий промышленного сектора (а, значит, и их конкурентоспособность) низки, что особенно заметно в отраслях, в которых отсутствуют природные преимущества. Например, если в области первичной переработки сырья Россия имеет определенные преимущества, обусловленные территориальной близостью к природным ресурсам, то в области производства технически сложной продукции единственным преимуществом является дешевизна труда наёмных рабочих.

На развитие промышленной экономики в России оказывают влияние окружающая среда, в условиях которой действует предприятие, а также различные рыночные, политические и технологические факторы. Для усиления позиций предприятиям промышленного сектора необходимы значительные финансовые ресурсы, навыки, новейшее оборудование, квалифицированные кадры, которые должны соответствовать быстрым техническим переменам и жесткой конкуренции. Таким образом, создание возможностей предприятия требует сложного взаимодействия между различными агентами. [4, C.26]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимость государственного вмешательства в промышленную политику России становится необходимым условием для ее развития, причем это вмешательство должно носить системный характер.

2.2 Особенности реализации промышленной политики за рубежом

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о формировании и реализации не­скольких типов промышленной политики: внутренне ориентированной, защищаю­щей внутренний рынок и реализующей принцип экономической самодостаточности; экспортно-ориентированной, предполагающей создание условий для развития экс­порта отдельных товаров; стратегической промышленной политики, направленной на ограничение использования невоспроизводимых (нефть, лес, экология и т. п.) и собственных естественных ресурсов. Сравнительные характеристики вышеперечис­ленных типов промышленной политики представлены в таблице. 3


Следует отметить, что в большинстве случаев страны первоначально выбирали внутренне ориентированный путь развития экономики, что стало в дальнейшем основой их быстрого экспортно-ориентированного роста. Особенно показательно развитие агар­ных стран, которые реализовывали политику интенсивной индустриализации. [5]

На начальной этапе развития большинство аграрных стран (Китай, Индия и Южная Корея) имели схожие неблагоприятные начальные условия: аграрный тип экономики, бедность, безработица, недостаток квалифицированных кадров. Харак­терной чертой промышленной политики этих стран являлся выбор правительствами приоритетных отраслей, в которые обеспечивался приток инвестиций. Как правило, приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы, при этом пере­чень приоритетных отраслей со временем менялся.

Таблица 3

Сравнительные типы промышленной политики

Тип

промышленной

политики

Страны, реализующие данный тип промыш­ленной политики

Отличительные особенности

Экспортно­

ориентированный

Корея - 60-80-е гг. Китай - 80-90-е гг. Япония

Индия - 90-е гг. Чили - 70-80-е гг.

Выбор правительствами стран приоритетных отраслей, в которые обеспечивался приток инвестиций. Приоритетным отраслям предос­тавлялись налоговые и иные льготы, при этом перечень приоритетных отраслей со временем менялся.

Внутренне

ориентированный

Индия - 60-80-е гг. Франция - 50-70-е г.г. Япония Китай

США (в отношении в сельского хозяйства) СССР

Россия (частично) Тайвань, Сингапур, Гонконг - 50-е гг.

Защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности.

Стратегический (на основе инновационной составляющей)

США

Страны ОПЕК

Стратегия приоритетного развития высоко­технологичных отраслей, инновационный путь развития экономики страны. Направлен­ность на ограничение использования невос­производимых и собственных естественных ресурсов.

Например, Индия предоставляла на 10 лет по отдельным промышленным проек­там снижение налогооблагаемой базы на 30 % или 5-летние налоговые каникулы. Автомобильная промышленность в Японии пользовалась 50%-й ставкой амортиза­ции оборудования на первый год работы. Китай также широко использовал налого­вые каникулы, льготные импортные тарифы, освобождение от пошлин, облегченные правила приема и увольнения работников. Региональные власти в особых экономи­ческих зонах устанавливали дополнительные стимулы для прямых иностранных ин­вестиций. Во время энергетического кризиса в Японии совет по структуре промыш­ленности предложил новую концепцию развития промышленности страны, ориенти­рованную на вывод «грязных» производств и создание условий для развития науко­емких отраслей. Основой концепции Японии стал отказ от широкого использования зарубежных технологий в пользу создания собственных, что было также обосновано отказом американских экономистов продавать «высокие технологии» японской сто­роне из-за возможного «эффекта бумеранга», суть которого в том, что на базе заим­ствованной технологии в обратном потоке идут товары высокой конкурентоспособ­ности. Поэтому Япония была вынуждена взять ориентацию на развитие собственных научных исследований и ускоренное развитие 14 наукоемких отраслей. При этом под­держивались отрасли, находящиеся на ранних фазах развития, а зрелые развивались под воздействием рынка. В итоге произошло сокращение избыточных мощностей, ликвида­ция слабых фирм, их перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции.


В Южной Корее правительство стимулировало слияние компаний, что привело к формированию южнокорейских финансово-промышленных групп (чеболеи). Кроме этого государство в приоритетных отраслях жестко ограничивало конкуренцию, что приводило к объединению частных компаний или их уходу с данного рынка. Льготы, предоставляемые государством, позволили в первой половине 80-х годов 30 круп­нейшим южнокорейским конгломератам в обрабатывающей промышленности захва­тить 1/3 рынка, а доля их в экспорте превысила % .

В результате этих мер Корея смогла решить задачу индустриализации страны и эффективно вошла в процесс международного разделения труда.

Другой механизм, который использовали страны для стимулирования изменения качества отраслевой структуры экономики, - налоговый. Его использовали не только аграрные страны. Правительства активно использовали такой инструмент, как субси­дии. До вступления в ГАТТ в Японии предоставлялись прямые субсидии, которые покрывали до 50 % расходов на модернизацию зданий и оборудования.

Более широкий инструментарий для целей диверсификации промышленности был использован Чили. В период с 1982 - 1989 гг. правительство контролировало деятель­ность коммерческих банков, приняло меры по защите чилийских товаропроизводителей путем изменения таможенной политики, способствовало развитию основных сельскохо­зяйственных отраслей, дефицит бюджета был очень низким, а процесс инфляции жестко контролировался. В целях развития агробизнеса в Чили был создан фонд, который осу­ществлял поддержку проектной деятельности по выявлению перспективных направле­ний на мировом рынке, способствовал развитию агропромышленных технологий и слу­жил фондом стартового капитала для новых предприятий.

В результате реализации промышленной политики начиная с середины 80-х го­дов среднегодовой прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в Чили стабильно держится на уровне 5-7 %. Внешняя задолженность страны за тот же период умень­шилась примерно вдвое. Опыт диверсификации достаточно удачен. Если в 1972 г. экспорт основного природного ресурса страны - меди - составлял 82 % от всего чи­лийского экспорта, то в 2010 г. доля меди сократилось до 35 % .

В США в 70-е годы был разработан специальный информационный механизм распространения новых идей и технологий через Национальный центр научно­технической информации (НЦТИ) и консорциум федеральных лабораторий, объеди­няющий более 300 государственных научных центров. В его фондах собраны мате­риалы о результатах научных исследований 200 федеральных организаций; 75 % данных поступает из министерств обороны, энергетики и НАСА. Центр обслуживает до 100 тыс. промышленных фирм и научных организаций страны ежегодно.


В 80-е годы были приняты законы, стимулирующие поиск новых областей при­менения изобретений и их доработку самими разработчиками и формирующие штат профессионалов, ориентированных на решение исключительно данной задачи. В со­ответствии с этими законами каждое федеральное ведомство, имеющее научную ла­бораторию, должно не менее 0,5 % своего научного бюджета расходовать на деятель­ность по переносу технологии в другие сферы, а при численности штата лаборато­рии свыше 200 человек включать в их число одного или более специалистов для по­иска и оценки информации, потенциально интересной для вторичного использова­ния. Таким образом, до 2005 г. научно-промышленная политика США основывалась на открытости экономики по отношению к мировой и на постоянной конкуренции национальных производителей с зарубежными.

Евросоюз формирует стратегию промышленной политики на базе научно­технологического развития, ориентируясь на проведение институциональных изме­нений, способных это обеспечить.

Ряд стран мировой экономики реализовывали промышленную политику на ос­нове инновационной составляющей. Ирландия, Финляндия, Франция выбрали для своих экономик стратегию приоритетного развития высокотехнологичных отраслей, которая подняла их на качественно новый уровень развития. Эти страны использова­ли как традиционный инструментарий промышленной политики (налоговое стиму­лирование, субсидирование и прямую поддержку сектора образования), так и специ­фические механизмы (функционирование специальных фондов, государственную поддержку коммерциализации НИОКР и др.).

В начале 80-х годов Ирландия не была промышленно развитой страной, и только реализация политики, направленной на решение задач экономического развития по трем направлениям: открытость инвестиционного и торгового режима; фискальная стабилизация; активная структурная политика, резко изменила ситуацию.

Другой страной, которая реализовывала промышленную политику на основе ин­новационной составляющей, является Финляндия. Начиная с 90-х годов, особый ак­цент был сделан на инновации, а также на необходимость установить национальные приоритеты при распределении ограниченных научно-технических ресурсов. Роль государства состояла в обеспечении стабильных институциональных отношений, социальной поддержки, обеспечении образования.

Прогресс в сфере телекоммуникаций в большой степени обусловлен дерегуляци­ей рынка и активной конкуренцией. Созданию и развитию сильного кластера инфор­мационных и коммуникационных технологий способствовала и сильная исследова­тельская и образовательная система страны. На его основе создана финская иннова­ционная система, включающая сеть крупных и мелких компаний и корпоративное сотрудничество в области исследований и обучения. Отличительной чертой Финлян­дии является наличие значительного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Примером успешного опыта коммерциализации НИОКР может служить пример Франции, где многие крупные научно-исследовательские центры имеют воз­можность заниматься производственной деятельностью.