Файл: Политика содействия конкуренции в регионе (на примере Самарской области).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Организационные структуры поддержки конкуренции в Самарской области
1.2. Оценка развития малого предпринимательства в Самарской области
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Проблемы организации государственной финансовой поддержки и конкуренции в Самарской области
Необходимость поддержки для МСП в зависимости от возраста компании в % представлена на рис. 2.6.
Рис. 2.6. Необходимость поддержки для МСП в зависимости от возраста компании (%)
Прослеживается чёткая зависимость между возрастом компании и предпочитаемой формой поддержки. Наиболее значимой для всех компаний является финансовая поддержка. Следующей по важности для компаний-«новичков» является помощь в обучении и переквалификации персонала, для молодых организаций в возрасте 1-3 года – информационная поддержка, для компаний в возрасте 5-7 лет – консультационная и юридическая помощь, для развитых организаций, возраст которых свыше 7 лет – в равной степени важны все формы поддержки.
Большинство компаний в ближайшее время нуждается в поддержке со стороны государственных и негосударственных организаций. Бизнес нуждается в государственной поддержке, самой значимой формой которой является финансовая помощь. Кроме того, сохраняется потребность в информационной поддержке, в обучении и повышении квалификации.
Наиболее значимые виды поддержки для МСП по сферам деятельности представлены на рис. 3.7.
В сфере производства (%) В сфере услуг(%)
В сфере строительства(%)
Рис. 2.7. Наиболее значимые виды поддержки для МСП по сферам деятельности (%)
Больше всего в поддержке нуждаются компании, работающие в сфере производства, услуг и строительства. Самый значимый вид поддержки среди компаний всех отраслей – финансовая. Поэтому необходимо прорабатывать существующие формы финансовой и адаптировать их к меняющейся ситуации внутри сектора МСП. Поддержка в области обучения наиболее значима для компаний, работающих в сфере производства (22%) и услуг (15%). Информационная поддержка важна для организаций, работающих в сферах торговли (29%) и производства (22%) . Консультационная (в т.ч. юридическая помощь) необходима для организаций, занимающихся торговлей промтоварами (50%)
Необходимые меры помощи МСП со стороны власти по отраслям:
-производство – развитие системы обучения и переквалификации персонала, сокращение проверок;
-строительство – развитие системы электронной отчётности и сокращение проверок;
-услуги – снижение давления на бизнес и сокращение проверок;
-торговля – оказание юридической помощи и сокращение проверок;
-здравоохранение – сокращение проверок и развитие системы электронной отчётности;
-транспорта – оказание юридической помощи и сокращение проверок.
Предприниматели считают необходимым введение со стороны власти следующих мер (рис. 3.8.):
-повлиять на снижение количества проверок (в связи с участившими проверками со стороны контролирующих органов);
-оказывать юридическую помощь (в связи с изменением в законодательстве и др. вопросами);
-развивать систему обучения и переквалификации персонала (в связи с нехваткой квалифицированных кадров, главным образом рабочих специальностей).
Рис. 2.8. Как государство должно помогать МСП? (%)
Основные препятствия для развития бизнеса в Самаре (рис. 3.9), по мнению предпринимателей, связаны с низкой платежеспособностью населения. Также предпринимателям мешает сильная конкуренция, в связи с чем необходимо вести работу по освоению рынков других районов и регионов
Рис. 2.9. Препятствия для развития МСП в Самаре(%)
Более половины компаний, участвующих в опросе в 3 квартале 2018г., получали поддержку (рис 3.10).
Рис. 2.10. Получали ли Вы поддержку?
Рис. 2.11. Какую поддержку получила ваша компания за последние 2 года?
Самой распространенной формой поддержки за этот период была поддержка в области обучения и повышения квалификации.
Важным является то, что 39% опрошенных считают, что получить государственную поддержку нереально. Поэтому необходимо усилить информирование о доступности программ.
Цели компании на ближайшие 2 года в %представлены на рис. 3.12
Рис. 2.12. Цели компании на ближайшие 2 года (%)
Опрос, проведённый в 2017 г., был продолжен в 2018 г. В анкету были включены вопросы об осведомленности предпринимателей относительно организаций поддержки предпринимательства на территории Самарской области.
О деятельности БУ ВО «Бизнес-инкубатор» и НП «Агентство Городского Развития» в Самарской области информированы в достаточной степени только 32%, и совершенно не слышали об их деятельности 20%. О Гарантийном фонде, Фонде ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства бизнесмены информированы в меньшей степени: лишь 10% от числа опрошенных знают об их деятельности, вместе с тем, совершенно о них не слышали более 50% респондентов.
Большинство компаний в ближайшие 2 года планируют выйти на новые рынки и привлечь новых клиентов, в связи с этим актуальным будет предоставление помощи предпринимателям в этом направлении.
Таким образом, многие проблемы, характерные для сектора МСП, связаны с несовершенством законодательства федерального уровня. В связи с этим очень важно продолжить и вывести на новый уровень работу по формированию инициатив о внесении изменений в нормативные законодательные акты федерального уровня.
Необходимо осуществление системного подхода к решению проблем административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области путём проведения ежеквартального мониторинга проблем, препятствующих развитию бизнеса, организации работы телефона «горячей линии» по вопросам проведения проверок и соблюдения требования в отношении предпринимателей и обеспечении участия предпринимателей в работе земельной комиссии. В настоящее время работает телефон «горячей линии» лишь по вопросу высокой арендной платы за землю и земельного налога.
Из всех средств, выделенных по Программе на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2013-2018гг. 43,9% пришлось на г. Самару и г.Чапаевска, а 57,1% на все муниципальные образования, в том числе менее 8% на бизнес, зарегистрированный на территории поселений.
В связи с этим требует корректировки система приоритетов при реализации Программы поддержки малого и среднего предпринимательства на 2019-2022 гг.: необходимо развивать малый бизнес и в сельских поселениях. Пунктом 4 «Системы критериев и бальной оценки бизнес-проектов» проектам, которые предполагается реализовать в сельских поселениях, выставляется 1 балл, 0,7 - для районных центров и 0,5 - для г. Самары и г Чапаевска, но это преимущество растворяется в общей сумме оценки проекта, в результате чего сельские проекты оказываются неконкурентоспособными по отношению к городским. Следует учитывать, что создание малого предприятия в сельском поселении напрямую связано с занятостью населения, с сокращением количества выплат по безработице.
Департаменту экономики области для стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства на селе необходимо откорректировать систему приоритетной оценки бизнес-проектов, реализуемых на территории сельских поселений области, используя для оценки этих проектов повышающий коэффициент 1,5.
Административные барьеры возникают как на этапе создания бизнеса, когда происходит неправомерное затягивание согласительных процедур, так и в процессе реализации бизнес-проекта. Необходимо сокращение сроков прохождения согласительных процедур при оформлении земельных участков, получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
2.2. Пути совершенствования организации государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Самарской области
С целью развития системы информационной и консультационной поддержки предпринимателей необходимо информирование предпринимателей и общественности о состоянии сферы малого предпринимательства, о реализуемой государственной поддержке малого бизнеса, о проводимых для бизнеса мероприятиях с привлечением печатных, электронных СМИ и телевидения. Правительству области необходимо оказывать поддержку портала для малого и среднего бизнеса, организации оказывающие поддержку малого бизнеса должны осуществить издание информационно-справочных, презентационных материалов, посвященных вопросам развития предпринимательства. С Целью развития системы консультационной поддержки субъектов малого бизнеса необходимо и в дальнейшем осуществлять консультирование по правовым, бухгалтерским и иным вопросам, связанным с ведением бизнеса.
На рынке доступных информационных систем сегодня есть только узкий спектр информации о мерах государственной поддержки и об услугах по кредитованию малого бизнеса. Однако отсутствует система ориентации местных производителей и предпринимателей на производство товаров в рамках программы замещения импорта, на выпуск востребованной продукции. Нужно мотивировать предпринимателей на поиск и реализацию новых бизнес-идей, использование местных ресурсов, вытеснение завозной продукции.
Поэтому необходимо создать банк бизнес-идей по организации малого бизнеса в поселениях с определением стоимости оборудования, ценового сегмента готовой продукции и предложениями по ее реализации. Департаменту экономики области необходимо разработать меры дополнительной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих проекты, ориентированные на замещение импорта. Обеспечить участие предпринимателей в системе государственного и муниципального заказа путём информирования предпринимателей об условиях участия в федеральной контрактной системе и организация размещения муниципального заказа у субъектов малого бизнеса.
С целью пропаганды предпринимательства и формирование положительного образа предпринимателя нужно проводить следующие мероприятия:
-организацию и проведение торжественных мероприятий в честь Дня российского предпринимательства с награждением лучших предпринимателей;
-проведение мероприятий, направленных на привлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность проведение регионального этапа программы «Ты – предприниматель», проведение конкурса молодёжных проектов.
Одной из задач ДЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019-2022 годы» [7] и программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019 - 2020 годы» [10] является вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность, но на законодательном уровне не закреплён термин «молодой предприниматель», поэтому, считаем целесообразным закрепить в нормативных законодательных актах Самарской области термин «молодой предприниматель» или «начинающий предприниматель», введение этого термина позволит добиться определённых льготных условий для начинающего предпринимателя.
Так, например, критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому предпринимательству содержатся в Федеральном Законе №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Но при этом Налоговый кодекс, устанавливая в гл.26.2 упрощённую систему налогообложения, предусмотренную как раз для малых форм предпринимательской деятельности, содержит иные критерии определения малого предпринимательства.
Отсутствие единых подходов к определению субъектов малого предпринимательства на практике приводит к затруднениям при ведении предпринимательской деятельности, осуществляемой строго в соответствии с законодательством. Квалификация хозяйствующего субъекта как малого предприятия важна для наделения его соответствующим правовым статусом, связанным с возможностью использования мер государственной поддержки, права упрощённого порядка ведения бухгалтерского учёта и отчётности, со специальным режимом налогообложения, что существенно облегчает положение малого бизнеса.
Для оптимизации правоприменения, обеспечения эффективной поддержки малых предприятий необходимо унифицировать критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым предприятиям, приведя в соответствие гражданское и налоговое законодательство. Для этого предлагаем пересмотреть некоторые из существующих критериев.