Файл: Технология обслуживания клиентов в гостинице (Теоретические аспекты обслуживания в гостинице).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной из основных тенденций мирового рынка гостиничных услуг является повышение требований к их качеству как совокупности свойств и характерных особенностей таких услуг, усиливающих чувство удовлетворения туриста, находящегося вне места проживания, обслуживанием в гостинице.

Закон о техническом регулировании вывел контроль качества услуг из сферы государственного регулирования и контроля. Вопрос о качестве гостиничных услуг соответствует с вопросом о классификации гостиниц. Данная гипотеза вытекает из анализа нормативно-правовых актов, посвященных системе классификации гостиниц, которая осуществляется на основании их аттестации. В частности, из п. 4.2 Системы классификации гостиниц и других средств размещения 2005 г. (далее - Система классификации гостиниц) следует, что при проведении классификации гостиницы и других средств размещения проверяются их характеристики, позволяющие осуществить аттестацию на одну из категорий на основе требований (материальных и нематериальных), установленных в нормативных документах, принятых в системе классификации гостиниц.

Следует отметить, что до настоящего времени не разработано единого международного подхода к аттестации гостиниц, по результатам которой определяется класс (звездность) гостиницы, что объясняется рядом факторов, связанных прежде всего с различиями экономического, культурного и исторического уровней развития государств, осуществляющих туристскую деятельность, их национальными особенностями (разнообразием традиций и обычаев); различиями в подходах к оценке качества обслуживания (разными национальными представлениями о комфорте, уюте, гостеприимстве) и т. д.. Структура услуг и национальные особенности затрудняют интернационализацию требований к её содержанию и предоставлению [4]. В то же время, как нам представляется, в условиях глобализации мировому сообществу необходимо договориться хотя бы о единых подходах, которые должны лежать в основе Национальных стандартов гостиничных услуг.

Целью данной работы является анализ и разработка мероприятия по совершенствованию управления качеством обслуживания в гостинице. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты качества обслуживания;

- провести анализ качества обслуживания в гостинице «WELNA SPA»

- разработать резервы повышения качества обслуживания в гостинице.


Объект исследования - гостиница «WELNA SPA».

Предмет исследования – управление качеством обслуживания в гостинице «WELNA SPA».

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, маркетинга, менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСТИНИЦЕ

1.1 Гостиничные услуги, их особенности предоставления

Сегодня рынок туристических услуг - один из наиболее активно развивающихся рынков мирового хозяйства. На его долю приходится около 7 % общего объема инвестиций и около трети мировой торговли услугами. Кроме того, именно развитие международного туризма служит катализатором социально-экономического развития, а так же очень сильно влияет на ключевые секторы экономики как транспорт, связь, торговля, строительство, производство товаров народного потребления, а так же прямо или косвенно создает рабочие места. Согласно статистическим данным, эта сфера обеспечивает занятость каждого восьмого работника в мире. Таким образом, рынок туристских услуг затрагивает все сферы экономики как потребитель товар и услуг, производимых различными секторами экономики, и как продавец своих услуг [1, с. 25].

Так же немаловажными в развитии спроса на туристские услуги становятся субъективные факторы. Сознание человека со временем меняется, а за последние годы произошел пересмотр отношений с другими странами, социальными группами, изменились взгляды человека на природу. Это дало больше свободы человеку как в моральном, так и в физическом плане, что привело к развитию новых направлений, появлению новых тенденций в сфере туризма и гостеприимства. Одной из основных тенденций стало стремление человека к заботе об окружающей среде и сохранению природных ресурсов, что привело к разработке новых направлений туризма и строительству туристской и гостиничной инфраструктуры в Финляндии, Норвегии, Исландии.

Не менее сильно на развитие этой отрасли повлияло дробление отпусков в связи с увеличением объема свободного на фоне ухудшения общеэкономической ситуации. Это привело к тому, что туры стали менее продолжительными, но более частыми, что привело к решению одной из основных проблем отрасли туризма и гостеприимства: сглаживанию сезонной неравномерности. Так, например, многие гостиницы ориентируют свою деятельность в связи с сезонами отпусков и праздников по всему миру: в летний период гостиницы ориентируются на экскурсионные группы, соответственно снижая цены на номерной фонд для привлечения как резидентов, так и нерезидентов; осенью начинается бизнес-сезон, что приводит к более частому использованию конференц-услуг, гостиничных ресторанов и баров, услуг бизнес-центра. В этот период цены зачастую повышаются, но загрузка обеспечивается благодаря совершению деловых поездок. Этот период зачастую дробится в связи с рождественскими каникулами. В период рождественских каникул гостиницы создают специальные предложения для увеличения загрузки, а так же предлагают свои услуги по организации корпоративов и банкетов. После рождественских каникул снова начинается бизнес-сезон, продолжающийся уже до поздней весны и наступления лета.


Изменения коснулись и стиля отдыха на смену концепции отдыха «три S» (Sea-Sun-Sand - море-солнце-песок) пришла новая концепция «Трех L» - Lore-Landscape-Leisure (Традиции-пейзаж-отдых), отвечающая новым ценностям в психологии человека, выраженные в его поведении и мышлении. Сегодня наибольшей популярностью пользуются туры активного отдыха, посещения стран с богатой исторической, экологической и культурной традицией, что повлияло на изменение географии туризма.

Специализация определила принципы работы организаций и предприятий, выделив для каждого из них основные направления деятельности, соответствующей определенным сегментам туристского рынка и рынка гостеприимства. Углубление специализации привело к большей детализированности сегментов рынка. В современных условиях отели все чаще делают ставку на обслуживание конкретного туристского сектора. Так, например, некоторые из них обслуживают только транзитных пассажиров с низким и средним уровнями дохода, большинство отелей выбирают для обслуживания сегмент деловых туристов как целевой, так как бизнес-туристы часто могут проживать длительный срок и пользуются большим количеством гостиничных и ресторанных услуг. Тем не менее, существует определенная усредненность сегментации рынков в связи с фактором сезонности. Для гостиницы важным показателем является загрузка, так как низкая загрузка отрицательно влияет на коэффициент амортизации номерного фонда.

1.2 Качество услуг в гостиничном бизнесе и стандарты обслуживания

Успешное развитие компании в сфере гостиничного бизнеса возможно только при условии достаточного внимания к вопросам качества продукта. В экономике и управлении термин «качество», в данном подтексте, связан с созданием услуг[14]. Существует разнообразие трактовок данной категории, и все они сводятся к нескольким группам: качество как абсолютная категория, как свойство продукта, как соответствие назначению, как соответствие стоимости, как соответствие стандартам. Тем не менее, официальное определение представлено в стандарте ISO 9000:2001, где термин «качество» определяется как «степень соответствия присущих характеристик требованиям». Важным моментом является понимание того, что качество определяется не только менеджментом компании, но в большей степени требованиями клиента, которые могут быть обусловленным или необусловленным, сознательным или ощущаемым, технически выполнимым или субъективным, но постоянно изменяющимися. С точки зрения потребителя, качество - это условия проживания, обеспечиваемые материально-техническими возможностями гостиницы, а также уровень исполнения (производства) услуги, который, прежде всего, зависит от квалификации и личных качеств персонала. Задача руководителей гостиницы обеспечить гармонизацию этих составляющих. Потребности клиента, его предшествующий опыт, контакты с окружающими формируют клиентские ожидания (рис. 1.2). Степень соответствия ожиданий фактически предоставленной услуге определяет оценку ее качества потребителем.


Рис. 1.1 Формирование оценки качества гостиничной услуги потребителем

Достаточно популярными методиками измерения и анализа качества услуг, основанными на соотнесении ожиданий потребителя и восприятия полученной услуги, являются - инструмент SERVQUAL, модель Gap, анализ зоны толерантности.

На формирование ожиданий клиентов несомненное влияние оказывают средства коммуникаций. Заведомое преувеличение возможностей гостиницы в рекламной продукции может повлечь за собой отрицательный эффект.

К составляющим качества услуги проживания, часто не оцениваемым постояльцами, следует отнести соответствие гостиничного продукта требованиям, регламентируемым законодательством: пожарная и экологическая безопасность, соблюдение сан тарных норм и пр. Степень соответствия гостиничной услуги этим нормативам в обычных обстоятельствах неочевидна для клиента, в связи с чем, практически не влияет на его впечатление от услуги. В то же время реализация мероприятий по обеспечению регламентированных характеристик гостиничной услуги требует существенных финансовых и трудовых затрат. Высокая стоимость систем оповещения, сигнализации, пожаротушения, средств эвакуации, индивидуальных средств защиты и прочих необходимых материальных составляющих систем безопасности, обусловленная монопольным положением поставщиков в регионах, заставляет руководство гостиниц либо соблюдать все требования нормативных актов в ущерб элементам качества, очевидным и существенным для клиентов, либо заведомо идти на административные нарушения. Имеет место дефицит внимания властных структур к вопросам обеспечения рынка подобными товарами.

Качество предполагает относительное постоянство предоставляемых услуг и соответствие их определенным стандартами. Стандарты или реальная форма и содержание того, как обслуживание предоставляется, являются основой в вопросе о качестве. Гостиничные стандарты - это подробные пооперационные инструкции работникам всех служб. Они не только способствуют выполнению обслуживающим персоналом функциональных обязанностей на должном уровне, но и упрощают контроль их соблюдения. С управленческой точки зрения эти же стандарты можно использовать для идентификации качества предоставляемой услуги.

Безусловно, стандарты должны своевременно пересматриваться и корректироваться, поскольку потребности и ожидания потребителей постоянно меняются, нельзя не учитывать действий со стороны конкурентов, влияние технического прогресса. В связи с этим качество предоставляемых услуг должно стать объектом мониторинга. Обязательность выполнения стандартов является эффективным рычагом в управлении персоналом, так как они ориентированы на профессионализм как основное условие качества гостиничного сервиса.


Необходимым условием является отлаженная система коммуникаций и передачи информации между персоналом, который непосредственно оказывает гостиничные услуги, и руководством, принимающими управленческие решения.

Оценка качества гостиничной услуги клиентом на каждом этапе ее исполнения (обслуживания), вносит мультипликативный эффект в общую оценку сервиса, предоставляемого гостиницей. Существенное значение при этом имеет эмоциональная составляющая. Комплексность оценки, характерная для восприятия услуги клиентом, требует от менеджмента внимания к качеству на всех этапах обслуживания.

Значимым фактором для достижения соответствия между ожиданием и восприятием качества услуг гостем является формализация бизнес-процессов с их последующей частичной автоматизацией, что позволяет не только повысить качество организации работы, но и эффективность управления отелем. Бизнес-процессы определяют правила выполнения операций, что приводит к сокращению или исключению несоответствий в ходе выполнения отдельных операций, связанные с человеческим фактором, что является актуальным в рассматриваемой сфере. В гостиничном бизнесе выделяют четыре основных бизнес-процесса (рис. 1.2):

Рис. 1.2 – Общая модель бизнес-процессов отеля

  • привлечение клиентов (предоставление сопутствующих услуг, аренда конференц- залов, открытие ресторанов, кафе, SPA- салонов, реклама, формирование общественной репутации и т. д.);
  • обслуживание гостей (обслуживание в номерах, услуги питания и т. д.);
  • обслуживание отеля (инженерное обслуживание, система охраны, управление номерным фондом, противопожарная профилактика и т. д.);
  • сопутствующие гостиничному бизнесу HR-процессы (корпоративная культура, найм, обучение персонала, аттестации и т. д.).

Выделение и формулирование бизнес-процессов позволяет наладить четкость взаимодействия между подразделениями отеля. Таким образом, определен широкий спектр задач, решение которых позволит отелю существенно повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГК «WELNA SPA»