Файл: Учетные регистры : понятие, сущность, значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) ее бухгалтерскую оценку;

2) оценку для налогообложения прибыли;

3) оценку разниц в соответствии с ПБУ 18/02.

Регистры синтетического учета предназначены для обобщения информации по однородным группам объектов учета для ее использования при составлении финансовой отчетности. В этих регистрах показатели представлены в денежном (стоимостном) выражении. [17.C.46]

В общем случае форма регистра синтетического учета должна обеспечивать унификацию представления информации для целей формирования финансовой отчетности, определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации, а также выполнения требований ПБУ18/02. Для этого в регистры синтетического учета включается три части в порядке, аналогичном рассмотренному для регистров аналитического учета.

В условиях компьютерной обработки данных регистры аналитического учета (за исключением регистров информации об объектах учета) должны формироваться автоматически на основании записей хронологических регистров. При этом идентификационные признаки могут не отображаться в структуре записи регистра, но по запросу пользователя должен быть обеспечен автоматический подбор записей из хронологического регистра для раскрытия порядка формирования соответствующей записи аналитического регистра.

1.2. Порядок ведения регистров бухгалтерского учета с 2013 года

6 декабря 2011 г. был принят новый Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1], который вступил в силу с 1 января 2013 года. Закон 2011 года в части правил, касающихся составления и представления первичных документов, содержит, как и Закон 1996 года, специальную статью 10 «Регистры бухгалтерского учета». Пункты 1 и 2 статьи 10 Закона 2011 года воспроизводят классические правила организации системы регистров бухучета, согласно которым «данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета» (п. 1), и «не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета» (п. 2). Дальнейшие положения статьи 10 Закона 2011 года содержат существенные изменения, на которые следует обратить внимание. [16.C.34]

Ведение учета методом двойной записи. Прежде всего, именно положения нового закона о порядке организации системы учетных регистров теперь содержат указание на обязательность ведения организациями бухгалтерского учета методом двойной записи. В Законе 1996 года данное указание содержал пункт 4 статьи 8, которым устанавливалось, что «организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета». Пункт 3 статьи 10 Закона 2011 года определяет, что «бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами». Это не только изменение места данной нормы в тексте Закона, но и введение в нее возможности определения исключений для этого правила федеральными стандартами бухгалтерского учета. Однако и смена позиции данной нормы в структуре Закона также имеет значение, так как помещение ее в статью 10 подчеркивает роль счетов бухгалтерского учета как группировочного признака, организующего систему учетных регистров. [16.C.54]


Обязательные реквизиты учетных регистров. Пункт 2 статьи 10 Закона 1996 года устанавливал, что «хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета». Закон 2011 года отменяет хронологическую последовательность как единственно возможный вариант организации записей на счетах, на что указывает один из определяемых Законом обязательных реквизитов учетных регистров – норма, появившаяся в Законе впервые. Согласно пункту 4 статьи 10 Закона 2011 года, «обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц». [16.C.34]

По аналогии с определениями, касающимися первичных документов, пункт 5 статьи 10 Закона устанавливает что «формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации».

Бухгалтерские регистры и коммерческая тайна. В Законе 1996 года содержалась специальная норма, указывающая следующее: «Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, является коммерческой тайной» (п. 4 ст. 10). [1] Закон 2011 года данной нормы не содержит, что естественно вызывает вопрос о сохранении за содержанием бухгалтерских регистров статуса коммерческой тайны экономического субъекта. Здесь, как и в рассмотренных выше случаях коррекции положений закона относительно снятия нерациональных повторов с нормативно-правовыми актами иных областей действующего права, нам следует воспользоваться общими положениями Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон «О коммерческой тайне»). [23.C.54]


Статья 3 данного Закона определяет коммерческую тайну как «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду». При этом Законом устанавливается, что информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), – это «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны». [21.C.41]

Также Закон специально определяет понятия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, доступа к такой информации, ее передачи и предоставления, и разглашения информации данного вида. Согласно статье 3 Закона «О коммерческой тайне»:

⁻«обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, – лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

⁻доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, – ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

⁻передача информации, составляющей коммерческую тайну, – передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности; [22.C.65]

⁻предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, – передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

⁻разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору».


Согласно статье 5 Закона «О коммерческой тайне», «режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении... сведений... обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами».

Пунктом 11 статьи 13 Закона 2011 года определяется, что «в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны». При этом состав бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается статьей 14 Закона 2011 года, согласно которой «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним» (п. 1). «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним» (п. 2). «Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами» (п. 3). «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» (п. 4). «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» (п. 5). [24.C.20]

Таким образом, в соответствии с Законом «О коммерческой тайне», организация может установить режим коммерческой тайны в отношении содержании своих учетных регистров.

Носители учетных регистров. Претерпели определенные изменения и положения Закона относительно носителей учетных регистров. Напомним, что Законом 1996 года устанавливалось, что «регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях» (п. 1 ст. 10). [23.C.43]

В соответствии со статьей 10 Закона 2011 года, «регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью» (п. 6). Очевидно, что данное изменение текста Закона лишь привело его в большее соответствие реалиям современности. [1]


1.3 Составление и хранение регистров в электронном виде

Рассмотрим порядок формирования регистров бухгалтерского учета в электронном виде с подписанием электронной подписью, а также их хранения в информационной базе на примере программы «1С: Бухгалтерия 8». Для формирования регистров бухгалтерского учета в программе «1С: Бухгалтерия 8» можно использовать следующие стандартные отчеты: оборотно-сальдовая ведомость; шахматная ведомость; оборотно-сальдовая ведомость по счету; обороты счета; анализ счета; карточка счета; анализ субконто; обороты между субконто; карточка субконто; сводные проводки; отчет по проводкам; главная книга. Чтобы в стандартных отчетах «1С:Бухгалтерии 8» отобразились должности и расшифровки подписи лица, ответственного за ведение регистров бухгалтерского учета, необходимо предварительно выполнить настройки в регистре сведений Ответственные лица организации, а также в Панели настроек сформированного стандартного отчета программы (например, отчета Оборотно-сальдовая ведомость по счету). [15.C.47]

Кроме стандартных отчетов программы, начиная с релиза 3.0.19 в «1С: Бухгалтерии 8», существует возможность сформировать регистры бухгалтерского учета из Справок-расчетов, оформляемых по регламентным операциям закрытия месяца (списание косвенных расходов, себестоимость выпущенной продукции и оказанных услуг и т. п.).

Согласно части 6 статьи 10 Закона № 402-ФЗ регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. [1]

В программе «1С: Бухгалтерия 8» (ред. 3.0), начиная с релиза 3.0.21, существует возможность формирования регистров бухгалтерского учета в электронном виде с подписанием электронной подписью.

Для создания регистра бухгалтерского учета в электронном виде нужно:

  • сформировать регистр бухгалтерского учета из стандартного отчета программы;
  • нажать кнопку «Регистр учета», затем «Сохранить и подписать электронной цифровой подписью»; [1]
  • в открывшемся окне действующих сертификатов ключа проверки электронной цифровой подписи выбрать ответственное лицо, которому выдан соответствующий сертификат. Так как пользователь может иметь возможность подписывать электронные документы несколькими имеющимися сертификатами, в открывшейся форме будет содержаться список всех сертификатов ключа проверки электронной цифровой подписи, которые установлены на компьютере и доступны для подписания текущему пользователю;
  • нажать кнопку «Подписать». [19.C.61]