Файл: Корпоративная культура (на примере ПАО «Ростелеком»).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»
1.1.Менеджмент как среда для формирования корпоративной культуры
1.2 Сущность понятия «корпоративная культура»
2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Процесс формирования корпоративной культуры в организации
2.2 Развитие корпоративной культуры в организациях современной России на примере ПАО «Ростелеком»
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодняшняя динамично развивающаяся экономика приводит к тому, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Растущий динамизм и изменчивость деловой среды создают для организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления.
В настоящее время многие руководители вновь начинают осознавать, что квалифицированные кадры – это богатство, которое нужно беречь и приумножать. В работе с кадрами возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, т.е. корпоративной культуры, позволяющей достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей компании, и самореализоваться самим сотрудникам.
Понятие «корпоративная культура» вошло в обиход развитых стран в двадцатые годы нынешнего столетия, когда возникла необходимость упорядочить взаимоотношения внутри крупных фирм и корпораций, а также осознание их места в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей.
В России понятие «корпоративная культура» до последнего практически не использовалось, но это не значит, что в нашей стране нет организаций с развитой корпоративной культурой. Таких предприятий не мало в машиностроении, энергетике, обрабатывающей промышленности и в других ведущих отраслях экономики. Это достаточно крупные организации с длительной историей существования и большей численностью сотрудников. Просто большинство организационных культур исторически носили неявный характер, так как не подчеркивалась их роль и влияние на работу предприятий в целом.
В последнее же время, в условиях высококонкурентной и динамичной деловой среды, все чаще стали говорить о важности и необходимости формирования философии фирмы и развития корпоративной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежит специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.д. Это – система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от других.
Менеджмент и корпоративная культура взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Корпоративная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук, она выделилась из также сравнительно новой области знаний – корпоративного управления, которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.
Объектом исследования данной работы является менеджмент, как среда для формирования и развития корпоративной культуры.
Предметом исследования является процесс формирования корпоративной культуры в менеджменте.
Целью данной работы является исследование корпоративной культуры и ее влияния на деятельность организации на примере ПАО «Ростелеком».
В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть менеджмент как среду для формирования и развития корпоративной культуры;
- раскрыть сущность понятия «корпоративная культура»;
-сравнить понятия «организационная культура» и «корпоративная культура»;
- изучить развитие корпоративной культуры в организациях современной России на примере ПАО «Ростелеком».
В настоящее время можно наблюдать увеличение интереса к корпоративной культуре. Это связано с тем, что корпоративная культура позволяет в современных условиях решить ряд проблем, возникающих в организациях, и оказывает влияние на эффективность функционирования предприятий.
Для курсовой работы принципиально важным является положение теории неокорпоративизма Ф. Шмиттера, т.к. неокорпоративизм интерпретируется как механизм (способ) взаимодействия функционально организованных групп интересов, обеспечивающий демократический консенсус и их коллективную социальную ответственность за реализацию принятых решений. В этом аспекте корпоративизм затрагивает вопросы доминирования добровольного объединения, самоорганизации, саморегулирования, ассоциации и т.п.
При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы: изучение и анализ научной и учебной литературы, сравнительный метод, анализ примеров развития корпоративной культуры в организациях современной России.
Корпоративная культура является системным фактором эффективного менеджмента.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»
1.1.Менеджмент как среда для формирования корпоративной культуры
«Наша компания неотступно стремится иметь душу маленькой компании и скорость маленькой компании в теле нашей большой компании» (Джек Уэлш, СЕО GE)1.
Эта цитата отображает проблемы и процессы современного менеджмента корпоративной культуры.
Современный этап общественного развития характеризуется качественными сдвигами в экономике, что предъявляет более высокие требования к системе управления. В условиях развития рыночных отношений эффективно управлять организацией или её подразделениями значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе.
Для того чтобы управлять сложными системами, подобными современным предприятиям, следует знать основы менеджмента.
Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова «manage» (лат. «manus») – «рука». Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении.
В управленческой литературе менеджмент рассматривается как: явление, система, функция, процесс, аппарат управления, отрасль научных знаний, искусство, категория людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.
Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.
Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.
Менеджмент - умение добиваться поставленной цели, используя интеллект, мотивы поведения людей, работ в организации.
Понятие «менеджмент» используется в нескольких значениях.
Во-первых, как процесс управления фирмой, означающий профессиональную организаторскую деятельность, которая направлена на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального преобразования ресурсов фирмы (капитала, материалов, технологии, информации, трудовых ресурсов). Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Организация управления деятельностью фирмы состоит в определении целей, формирования задач, доведения их до непосредственного исполнителя и контроле выполнения, умении принимать решения, распределять обязанности и ответственность. Организовывать – значит планировать, управлять, анализировать.
Во-вторых, менеджмент рассматривается как организация работы людей, сотрудников, определенный стиль управления. Управление на всех стадиях воспроизводительного цикла (производство, распределение, обмен, потребление) и всеми материально – вещественными и духовными элементами производительных сил и производственных отношений в конечном итоге сводится к управлению людьми в трудовых коллективах организаций. Задача менеджмента состоит в том, чтобы сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости.
В – третьих, менеджмент может рассматриваться как специфический орган функционирующей фирмы, ее руководство. Все фирмы, за исключением мельчайших, имеют четкую иерархию менеджмента, в рамках которого все члены занимают определенное место в соответствии со своим авторитетом или статусом и имеют определенные функции. Выделяются три уровня управления: низшее звено (органы оказанию услуг), среднее звено (распорядительство и организация), высшее руководство (уровень, определяющей общую политику фирмы).
Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением (менеджерами).
Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджер – творец конкретной деловой ситуации. Он не ждет, когда кто – то создаст ему благоприятные условия для деятельности, а создает эти условия сам.
Менеджмент – это многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с её внутренней жизнью, так и с её взаимодействием с окружающей средой.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.
Организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей. Отсюда вытекают основные признаки организации:
- наличие двух людей, которые считают себя частью группы;
- наличие одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
- наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель;
- обособленность от окружения;
-способность к саморегулированию с помощью внутриорганизационного центра;
- организационная культура;
- устойчивость к внешним и внутренним возмущениям.
Каждая организация функционирует во внешней и внутренней среде.
Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Также внутренняя среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. К основным переменным внутри организации относятся цели, структура, задачи, технология и люди. Цели – конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Задачи – определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки.
Внутренняя среда, в отличие от внешней, вбирает в себя то, что находится непосредственно внутри организации, а не за ее пределами.
Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой ограниченное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, корпоративная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.
Внешняя среда организации оказывает существенное влияние на организацию. Организации полностью зависимы от окружающего мира, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей.