Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогов как экономической категории
1.2 Роль налоговой концепции страны в экономической системе общества
Глава 2. Концепция налогов в Российской Федерации
2.1 Функции налогов в рыночной экономике страны
2.2 Виды налогов и их классификация
Глава 3. Формирование налоговой концепции в Российской Федерации
3.1 Основные проблемы налогообложения в рыночной экономике страны
3.2 Изменение по налогам с 2016 года и перспективы развития с 2016-2017 годов
В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.
В независимости от формы собственности, всем бухгалтерами и управляющим различных предприятий следует хорошо разбираться в налоговом законодательстве. Особенно если дело касается не местных, региональных, а федеральных налогов. Так как наказание за их неуплату достаточно сурово. Особенно важно ознакомиться со следующими вопросами: основные определения; классификация налогов; законные основания. Очень важно знать, какие именно налоги признаются федеральными. Так как бухгалтерский учет должен полностью отражать все моменты, касающиеся налогообложения. Под налогами федерального типа понимаются всевозможные сборы, которые определяются НК РФ. При этом уплачивать их обязательно на всей территории страны, в независимости от типа организации, величины доходов, типа деятельности и иных важных факторов. При этом важно помнить, что имеется перечень физических и юридических лиц, уплачивать налоги которым не обязательно. Прежде всего, следует разобраться со следующими определениями, непосредственно касающимися налогообложения: облагаемая налогами база; льготы; налоговая ставка; порядок изменения величины налоговой базы. Наиболее важным определением является налоговая база. Оно является физической, стоимостной или иной характеристикой, при учете которой осуществляется расчет непосредственно самого платежа в государственный бюджет. Порядок формирования налоговой базы зависит от вида федерального налога.
Под налоговой ставкой понимается некоторый процент, который также называется нормой налогового обложения. Она представляет собой определенную величину начислений на конкретную налоговую базу. Следует учитывать, что ставка может зависеть не только от разновидности налога, но также от юридического статуса лица, уплачивающего его. Налоговые льготы представляют собой некоторые послабления со стороны государства, основанием для которых являются какие-либо законодательные акты. При этом льготы по федеральным налогам являются специальным инструментом для стимулирования предприятий, ведущих какую-либо определенную деятельность. Измерение налоговой базы осуществляется при помощи единицы обложения. Она может быть представлена следующим: деньгами; единицей измерения товара (кг, шт. или иное); единицей площади. В каждом случае способ измерения налоговой базы сугубо индивидуальный. Но важнее всего знать, какие отчисляются налоги в федеральный бюджет. Этот момент является основополагающим[6].
На сегодняшний день все существующие на территории Российской Федерации налоги, обозначенные в соответствующем разделе Налогового кодекса, можно разделить на следующие основные категории: федеральные; местные; региональные. Каждая разновидность имеет свое назначение. Местные налоговые сборы чаще всего выплачиваются физическими лицами. Относятся к разряду местных: налог на имущество физических лиц; налог на землю.
Данный момент максимально подробно рассматривается в ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечисления осуществляются в местные бюджеты. В отличие от местных налогов, федеральные налоги зачисляются в бюджет федерального уровня. Вся суть сборов рассматриваемого типа раскрыта непосредственно в их названии, что существенно упрощает понимание.
Под сборами регионального типа понимаются налоги, регламентируемые ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации. Они обязательны к уплате только на территории соответствующих субъектов страны. К налогам регионального типа, согласно действующему Налоговому кодексу, можно отнести: налог на ТС; налог на имущество организаций – в независимости от формы собственности; сборы с доходов от игорного бизнеса. Местные, а также региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. После этого специальные представительные учреждения осуществляют определение основных элементов налогообложения: ставок; порядка уплаты; сроков перечисления средств в бюджет; льгот. Порядок использования льгот также определяется местными властями. Налоги, взимаемые в пользу государства, являются обязательными к уплате. Какой срок исковой давности по налогам юридических лиц смотрите в статье: срок давности по налогам. Какой налог имеет статус регионального, читайте здесь. При этом их тип (федеральные, местные и иные) значения не имеет. Наказание за уклонения от уплаты налога любого типа одинаково сурово.
Очень важно достаточно хорошо знать законодательное обоснование существования федеральных налогов, отдельных их разновидностей[7].
Плательщиками федеральных налогов признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, осуществляющие перемещение товара через таможню; физические лица, работающие на основе патента; официально трудоустроенные физические лица. При этом налогооблагаемым объектом являются операции следующих типов: реализация различных услуг, товаров; передача товаров/услуг по территории Российской Федерации для собственных нужд; осуществление строительных работ для собственных нужд. Имеется перечень исключений. Величина налоговой базы определяется в зависимости от особенностей реализации товаров, услуг. Видео: налоги в РФ Длительность налогового периода составляет всего один календарный месяц. Налоговая ставка может колебаться в достаточно существенных пределах. Допускается использование налоговых вычетов.
Сами федеральные законы и их использование связаны с большим количеством нюансов, различных особенностей. К самым важным можно отнести следующее: если налог является федеральным, то это не означает перечисление всей суммы полностью в соответствующий бюджет; при использовании различных специальных налоговых режимов могут быть введены дополнительные федеральные сборы. Закон, затрагивающий федеральный налог, гласит, что возможно формирование многоуровневого порядка распределения средств. В таком случае сбор рассматриваемого типа (любой) может быть равномерно или иным способом распределен между следующими бюджетами: федеральным; местным; региональным. Но право на подобные действия имеет только Федеральная налоговая служба, причем только в некоторых случаях, при выполнении особых условий. Сам процесс оплаты федеральных налогов имеет свою специфику.
Особенно это касается лиц физических, которые трудоустроены официально. Согласно ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации выплату НДФЛ и других федеральных налогов, а также различных страховых сборов осуществляет налоговый агент от имени своего работника. Налоговым агентом могут быть: отечественные компании и предприятия; ИП; какие-либо представительства зарубежных компаний. В НК РФ достаточно подробно обозначены все случаи, когда налогоплательщик имеет право на какие-либо льготы согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству. Например, от уплаты ЕСН (Единого социального налога) работодатель освобождается на основании соответствующих положений ст. 239 НК РФ[8].
Величина налоговой ставки всегда обозначается непосредственно Налоговым кодексом РФ. Даже по одному и тому же налогу она может существенно различаться. Причиной тому могут быть льготы или же иные важные факторы. При этом осуществлять внесение изменений в налоговое законодательство и, следовательно, менять величину ставки федеральных сборов могут следующие представители власти: Правительство РФ. Президент РФ.
Кому неизвестна фраза «заплати налоги и спи спокойно»? Именно от того, насколько совестливо происходит их выплата, и зависит будущее нашей страны. Хотя среди людей и существует своя оценка, мол, государство просто-напросто занимается «грабежом». Но это неверно. Без заботы о своих гражданах государство, а именно верхушка власти, долго на своих местах не задержится. В принципе, они для этого и существуют, чтобы нести ответственность за каждого, кто проживает в регионах Российской Федерации.
Так что же такое региональные налоги и сборы?
Они устанавливаются законодательством, согласно Налоговому кодексу; их обязаны платить все субъекты РФ. Платежи являются обязательными, независимо от любых причин.
Далее мы рассмотрим все перечни региональных сборов, объясним, для чего они необходимы.
Они собираются для осуществления определенных задач и функции. А именно:
1. установление порядка деятельности бюджетных потоков, для последующего их целевого применения;
2. от сбора региональных выплат напрямую зависит распределение средств на всевозможные госдотации и пособия. Собранные денежные средства распределяются и между региональными органами для последующей финансовой независимости того или иного региона от вышестоящей власти;
3. обеспечение различных социальных программ, характерных для определенного субъекта РФ. В частности, для того чтобы удовлетворить насущные потребности населения, реализовать их национально-этнические интересы;
- налоги необходимы для сохранения и стабилизации региональных связей (для отраслей сельского хозяйства, местных дорог и транспорта);
- для грамотного использования экологического и природоресурсного потенциала (флора и фауна, леса, вода);
- разработка непосредственно комфортных условий деятельности для каждого отдельного региона, в частности для привлечения инвесторов. Они, в свою очередь, могут улучшить ситуацию, к примеру, с безработицей.
Стоит отметить, что налогообложение каких-то бы ни было субъектов невозможно без ежегодного планирования. Доля каждого налога устанавливается строго по заданному регламенту, то есть утверждается непосредственно бюджет на весь последующий год.
Для полного понимания, куда же все-таки распределяются денежные средства населения каждого взятого в отдельности региона, разберем их базисные моменты.
Итак, транспортный налог. Эти региональные налоги и сборы наиболее «гибкие», и значительные изменения из года в год для него обычное дело. К примеру, в 2010 году произошла перемена непосредственно в сторону увеличения ставок. Не секрет, что своим правом повышения транспортного налога могут воспользоваться все регионы без исключения. Кроме того, они вправе установить срок и порядок его уплаты.
Конечно, не все решения оказались правильными, так как многие субъекты РФ заметили невозможность выполнения запланированных пунктов. Впоследствии были внесены изменения.
Кто вносит данный налог? Платят лица, на которых зарегистрированы транспортные средства; это могут быть как физические, так и юридические лица. Объектом налогообложения являются непосредственно автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты и другие сухопутные, водные и воздушные средства передвижения. Физические лица оплачивают налог на основании и согласно налогового уведомления.
Данный налог, по новостям СМИ, решают отменить. Согласно законопроекту, его ликвидируют с начала следующего года. Хотя сначала говорилось только об изменении ставок, повышении или, напротив, понижении денежных выплат.
Но если верить слухам, сложно понять, откуда будут браться деньги на строительство и ремонт дорог, которые и так являются бедой России.
Эта новость должна обрадовать владельцев автомобилей. Но делать этого раньше времени не стоит, на место этих выплат, скорее всего, придут другие. В частности, будет введена определенная надбавка к стоимости бензина. То есть «ездишь чаще – платишь больше». Такие правила, кстати, давно действуют во многих странах.
Также планируются денежные сборы за сам автомобиль. Выплата зависит от возраста и экологического класса авто. Вообще, прогноз мало утешителен. Хотя статья расходов и будет носить другое название – платить придется все равно. И, вероятно, не меньше предыдущих выплат, скорее, больше.
Им облагаются все частные предприниматели в сфере игорного бизнеса. А также все объекты налогообложения, а это непосредственно предметы, с помощью чего осуществляется прибыль, облагаются денежными сборами.
Эта статься может измениться, но скорее в сторону увеличения расходов предпринимателей. Не секрет, что игорный бизнес приносит значительные доходы в госбюджет России, поэтому уменьшать расходы для предпринимателей, по крайней мере, опрометчиво[9].
Глава 3. Формирование налоговой концепции в Российской Федерации
3.1 Основные проблемы налогообложения в рыночной экономике страны
Характерными чертами действующей налоговой системы РФ являются[10]:
1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.