Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена тем, что в рыночных условиях хозяйствования существенно меняется роль и значение государственного регулирования социально-экономических процессов. Сегодня вмешательства государства в экономику рассматривается на разных уровнях. На макроэкономическом уровне экономическая политика дает возможность избежать негативных процессов и нежелательных отклонений, которые периодически меняют цикличность экономического развития. На микроуровне, участие государства проявляется в регулировании деятельности субъектов хозяйствования, определении ценовой политики, создании благоприятных условий для всех рыночных агентов.

Налоговая политика или политика государственных доходов вместе с политикой расходов государства определяют фискальную политику государства. Налоговая политика входит в состав общей социально-экономической политики. Государство как субъект управления имеет множество целей во всех сферах общественной жизни, для достижения которых использует весь арсенал имеющихся у него средств, в том числе налоги. Государство, принимая определенные управленческие решения по сбору налогов, осуществляет управление налоговой системой, в соответствии с направлениями или целями налоговой политики. Также осуществляется сравнение целей и достигнутых показателей, чтобы в случае их расхождения своевременно внести необходимые изменения в принимаемые решения.

Как отмечается у многих авторов, в отличие от западных стран, эволюция налоговой системы России была прервана социалистической революцией. Поэтому во время возврата к капиталистическому методу хозяйствования наша страна оказалась в достаточно выгодном положении, так как у нее была возможность формирования налоговых систем не
методом проб и ошибок, а путем творческого использования богатейшего опыта
налогообложения, накопленного развитыми странами.

Однако использование такой возможности не принесло ожидаемых результатов. Многие экономисты признают, что механическое перенесение западных моделей налоговых систем, невнимание к российским реалиям, низкий уровень развития институтов правового государства привели к тому, что новая налоговая система не только медленно «приживалась», но и «исказила само понимание функций налогов». В частности можно выделить следующие особенности становления налоговой системы России и других стран бывшего СССР:

- формирование налоговых систем в особенном странам ритме: отмена устоявшихся форм
мобилизации доходов в государственный бюджет и введение ряда новых налогов в рекордно короткий срок;


- формирование налоговых систем без учета особенностей ее социально-экономической
системы;

- отсутствие на первых этапах зрелых институтов администрирования налогов, оборудованных современной техникой, владеющих современными
технологиями администрирования;

- отсутствие стратегии и изменчивость курса налоговой политики, высокая
степень нестабильности налогового законодательства.

Предметом исследования выступает налоговая политика в современной России и направления ее реформирования.

Объектом исследования является налоговая политика Российской Федерации.

Целью курсовой работы является изучение сущности, функций и роли налогов в рыночной экономике.

Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность налогов;

- рассмотреть функции налогов;

- изучить роль налогов в рыночной экономике.

Использованы метод сравнения, группировки.

При подготовке исследования широко использовалась современная отечественная литература по теории и истории налогообложения, истории России. Это работы Артемьевой А.Н., Гавриловой Н.А, Дубровской В.П., Кашиной М.В., Кошкиной Т.Ю., Лермонтова Ю.М., Маргулис Р.Л., Мацкявичене Е.В., Орловой О.Е., Перцевой Е.М., Ходова Л.Г., Сердюкова А.Э., Толкушкиной А.В., Юткиной Т.Ф. и др. В ходе работы использовались нормативно-правовые акты РФ.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты налогов как экономической категории

Экономическая основа налогов

О необходимости поступлений в казну задумались еще в Древнерусском государстве в IX веке. В те времена повсеместно взималась дань. После становления Киевского государства она была преобразована в подымную подать, которая подлежала уплате со всех домашних труб и печей «с дымом». Период Золотой Орды стал обременительным для простого населения в том, что касалось сборов податей. Разоренное государство нуждалось в пополнении казны. Кроме того, следовало было регулярно платить дань монгольским ханам. Следует отметить, что в то время повсеместно была распространена система в виде натуральных сборов и прямых взносов послам от монгольских ханов[1].


Экономическая система России была подвергнута глобальным переменам в период правления императора Петра I. Он ввел множество налогов и сборов, самыми известными из которых стали подушный налог и налог на бороды. Этот период примечателен еще и тем, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков. Они контролировали процесс уплаты налогов и сборов, а также придумывали новые налоги и сборы.

Следующим важным этапом в становлении налоговой системы России является период после отмены крепостного права в 1861 году. Под обложение теперь попадали земельные угодья и доходы от недвижимого имущества. Введены винные и табачные акцизы, таможенные сборы.

Советскую Россию ждали большие перемены после принятия НЭП (новой экономической политики) в 1921 году. Она практически вернула в действие ту систему налогов и сборов, которая существовала в России до событий Октябрьской революции 1917 года. Обложению были подвергнуты кулацкие хозяйства. Однако в период с 1930 по 1932 год была полностью упразднена акцизная система. Предприятия начали уплачивать налоги с прибыли и оборота.

Великая Отечественная война стала большим испытанием для СССР. В период с 1941 по 1945 год большая часть средств государства направлялась на содержание армии и создание средств обороны, оружия. Во время ВОВ и после ее окончания вводились весьма любопытные с точки зрения современных экономистов налоги, например, налог на холостяков, сборы для одинокого и малосемейного населения. Эти налоги и сборы были призваны повысить рождаемость и увеличить работоспособное в будущем население. Примечательно, что «холостяцкий» налог просуществовал вплоть до 1990 года.

Более привычная нам налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы[2].

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.


1.2 Роль налоговой концепции страны в экономической системе общества

Налоговую систему России можно определить, как совокупность всех налогов и сборов, принятых в РФ, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, прежде всего, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ[3].

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно. Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

Налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, поэтому законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений[4].

Достижение в России устойчивого экономического роста, стабильного социально-экономического развития регионов невозможно без создания действенной системы налогово-бюджетных отношений. Дальнейшее развитие экономики и повышение уровня благосостояния граждан во всех регионах нашей страны может быть достигнуто только при условии совершенствования бюджетной и налоговой политики, обеспечения финансовых основ регионального и местного управления.

В современных условиях глобализации экономики социально-экономическое развитие характеризуется необходимостью уклонения от излишней централизации во взаимоотношениях центра и регионов, возникает потребность преодоления доминирования интересов, ресурсов и действий со стороны федеральной власти. В силу этого регионам необходимо решать вопросы самоидентификации и определять собственные пути развития.

В современных условиях одним из основных факторов привлекательности региона для всех сфер общественной жизни, от индивидов до территориальных образований, становится его имидж. С другой стороны, территориальный (региональный) имидж в современных условиях является реальным и достаточно важным ресурсом экономики. Разработка и решение проблем формирования позитивного имиджа региона становится в настоящее время все более актуальным.

Единого общепризнанного определения понятия «имидж региона» в настоящее время не сформировано, в современном понимании имидж региона представляется с одной стороны как результат многофакторной модели регионального исторического развития, а с другой – как активный инструмент повышения статуса и престижа региона. Обобщив имеющиеся подходы к толкованию данного понятия в трудах А. Васищевой, И.Е. Бельских, И. С. Глебовой, Ф. Котлера, И.А. Шабалина, Е.И. Чарушина, И.Г. Напалкова, Г.С. Алимова, С.А. Киреева, И.А. Майбурова, Н.В. Ушак, М. Е. Косова, Ю.А. Горобец, О.В. Белянской, В.Г. Панскова и др., имидж региона следует рассматривать как относительно устойчивую совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу национальных, культурных, социальных, экономических и других особенностей региона и складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений.