Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Неопределенность системы налогообложения, так как законодательная и нормативная база очень запутана и сложна. Сложность составляет методика расчета взимания налогов. Нередко возникают споры по поводу формулировок статей Налогового кодекса РФ, которые доходят до арбитражного суда. И чаще всего суд принимает сторону налогоплательщиков, что говорит о том, что не все работники налоговых органов в состоянии правильно применять нормы налогового законодательства. Ключевой проблемой экономики страны считается то, что хозяйствующие субъекты отказываются в полном объеме платить налоги. Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты всех налогов. Существующую проблему «теневой экономики» возможно решить в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, совершенствовать налоговый контроль, а также использовать налоговое администрирование.

3. Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Это сводится к сокращению расходов на налоговое администрирование, при этом сохраняя максимально возможный сбор налогов.

С введением новой налоговой системы и приданием налогам важной роли в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней возникла необходимость организации специального аппарата управления и контроля за налогами. В результате были созданы налоговые органы Российской Федерации.

Однако уже в начальный период формирования новой налоговой системы возникло множество проблем, которые в определенной степени были связаны с недоработанностью налогового законодательства, что было следствием «слепого копирования» налоговых законов у западных стран. С другой стороны, экономическая обстановка в западных странах, у которых было заимствовано налоговое право, в корне отличалась от российских реалий, где рыночная экономика находилась на стадии зарождения. Среди таких проблем следует отметить следующие: противоречия между центром, регионами и органами местного самоуправления; высокий общий уровень налогового бреме­ни, его неравномерное распределение по отраслям экономики, терри­ториям и отдельным категориям налогоплательщиков; неоправданно большое число платежей по всем уровням налоговой системы; сложность и методологическая неотработанность законодательных норм и правил исчисления платежей; множественность и недостаточная обоснованность налоговых льгот и многие другие.


Реформационные процессы происходят во всех сферах общественной жизни. Они способствуют адаптации социальной системы к изменяющимся условиям. Актуальность изучения реформаторства в сфере налогообложения обусловлена необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития и, как следствие, трансформации налоговых отношений в соответствии с требованиями новых экономических реалий.

3.2 Изменение по налогам с 2016 года и перспективы развития с 2016-2017 годов

Изменения в налоговом законодательстве, вступающие в действие с 2017 года, ускорят темпы восстановления экономики, уверены в правительстве. Несмотря на сложную ситуацию с выполнением бюджета, эксперты не ожидают существенного увеличения налоговой нагрузки. В нынешних условиях чиновники постараются найти другие источники для финансирования дефицита бюджета, поскольку бизнес не потянет дополнительные затраты.

Необходимость реформы Реформирование налогового законодательства позволит восстановить положительную динамику российской экономики, считает глава Сбербанка Герман Греф. Упрощение условий работы для представителей бизнеса позволит привлечь дополнительные инвестиции, которые станут основным драйвером экономического роста.

Кроме того, чиновникам необходимо сконцентрироваться на снижение бюрократической волокиты, сдерживающий развитие бизнеса, подчеркивает Греф. Экономический кризис обнажил слабые места отечественной экономики, в том числе в части налогового законодательства. В нынешних условиях правительству необходимо сконцентрироваться на снижении нагрузки на бизнес, что позволит повысить конкурентоспособность российских компаний. В противном случае рост ВВП в среднесрочной перспективе не превысит рубежа 2%, считают аналитики ЕБРР.

Обновление производственных мощностей нуждается в масштабных инвестициях, привлечь которые не удастся без значительных реформ. Еще одним направлением налоговых изменений с 2017 года является устранение системных перекосов, в первую очередь в социальной сфере. Иначе дефицит Пенсионного фонда может перерасти в серьезную проблему, которая станет угрозой для финансовой системы. Нововведения в налоговой сфере должны учитывать нынешние проблемы с наполнением бюджета, считают эксперты. На данном этапе у правительства нет возможности снижать налоговую нагрузку, однако есть все ресурсы для упрощения налогового администрирования.


Несмотря на неоднократные заявления властей о снижении налогового бремени и улучшении инвестиционного климата, на практике нововведения только увеличат затраты бизнеса. Ключевые изменения в налоговом законодательстве с 2017 года Одним из наиболее значимых нововведений является возврат Единого социального страхового взноса. Чиновники приготовились к унификации страховых взносов со следующего года и переходу на ЕССС. На данный момент взносы на пенсионное и медицинское страхование представителям бизнеса приходится платить в ПФ. Социальное страхование администрируют представители ФСС.

При этом для оплаты каждого взноса заполняется отдельный платежный документ, что станет ненужным с переходом на ЕССС. Администрирование сбора перейдет в ФНС, что позволит улучшить платежную дисциплину. Налоговая инстанция сможет улучшить показатели собираемости страховых взносов, поскольку имеет значительно больше инструментов, чем ПФ. Помимо администрирования текущих платежей, ФНС будет работать с недоимками за предыдущие периоды. Важной составляющей является ожидаемое снижение ставок по страховым взносам на 2,5-3%.

С подобной инициативой выступил президент РФ Владимир Путин. При этом реформа предполагает отмену предельной базы для начисления, что приведет к реальному увеличению налоговой нагрузки. На данный момент ставка для суммы превышения составляет 10%. Отчетность по ЕССС будет подаваться в налоговые инстанции согласно месту регистрации. Соответствующий порядок отчетности будет утвержден до 1 октября текущего года. Отказ от предельной базы для начисления будет иметь негативные последствия, считают эксперты. В результате увеличится доля «черных» зарплат, что приведет к общему снижению поступлений. В условиях кризиса отечественные компании не выдержат дополнительной налоговой нагрузки и будут вынуждены перейти на различные схемы оптимизации. Другие нововведения Помимо страховых взносов, чиновники обсуждают изменения в части НДФЛ.

В том числе рассматриваются варианты повышения ставки налога до 15%, что увеличит ежегодные поступления в бюджет на 0,5 трлн руб. Однако эксперты считают, что власти не пойдут на столь кардинальные изменения до выборов 2018 года. Региональные власти получат возможность сбалансировать местные бюджеты за счет применения дифференцированной ставки налога с продаж и сборов на дивиденды. Данный показатель может изменяться в рамках диапазона 9-13%.

В результате дефицит региональных бюджетов сократится более чем на 20%, уверены представители Минфина. Налог на недвижимость в 2017 году придется платить исходя из кадастровой стоимости имущества, что значительно повысит поступления в бюджет. Кроме того, со следующего года представители налоговой получают право штрафовать недобросовестных плательщиков.


Еще один дискуссионный вопрос – дальнейшая судьба института ИП и упрощенной системы налогообложения. Данный механизм станет более доступным, для перехода на упрощенку выручка за 9 месяцев 2016 года должна быть в пределах 90 млн руб. Кроме того, ограничение по доходам будет увеличено до 120 млн руб. Лимит стоимости основных средств предпринимателей не должен превышать 150 млн руб.

Со следующего года применять УСН не смогут компании, в которых участвуют взаимозависимые лица. Отмена транспортного налога с 2017 года откладывается по инициативе правительства. Чиновники считают, что потери для региональных бюджетов будут достаточно чувствительными – около 146 млрд руб. в год. В условиях кризиса и ухудшения финансового состояния регионов подобный шаг выглядит слишком рискованным. В налоговом законодательстве с 2017 года ожидается ряд изменений, которые запустят новые принципы администрирования страховых взносов. Кроме того, предприниматели получат дополнительные возможности для перехода на УСН. Последующая реформа налоговой сферы позволит привлечь дополнительные инвестиции, что станет новым драйвером экономического роста.

Налоговая истина вырабатывалась веками и заключается она в том, что лучше брать небольшие суммы с каждого, чем обдирать одного, а обходить стороною другого. Как показывает практика, эту идею старались реализовывать разными путями. Например, налог на дымы распространялся на отапливаемое помещение. Если в доме было две трубы, это значит “два дыма”, соответственно и плата взималась по двум ставкам. Эксперты утверждают, что собираемости доходов не нужно вступать в противостояние с регуляторов доходности, когда чем больше ты зарабатываешь, тем больше приходится платить. А каждая прогрессивная шкала предполагает выполнение данного принципа, тем самым внедряя дифференцирование с помощью коэффициентов. На сегодняшний день актуальна проблема исполняемости, когда многие предприятия разрабатывают различные инструменты, дабы избежать уплаты установленных налогов. Но, несмотря на все это, находятся органы, готовые не только начислить и потребовать уплату требуемых сумм, но и способные разработать действенные инструменты реального взимания, в том числе и недоимок.

В нашей стране уже давно сложился один парадокс: пенсионный фонд способен провести минимальную проверку и при обнаружении ошибки, незначительно оштрафовать виновного. Но, когда за дело принимаются налоговики, то тут работодателю не удается увильнуть — они копают глубоко, находят большие ошибки и заставляют платить серьезные суммы. Поэтому, многие специалисты ожидают, что контролировать процесс исполняемости станут как раз те самые работники налоговой службы с их отработанным исполнительным и контрольным аппаратом.


Предполагается, что они будет наделены особыми полномочиями и станут отвечать за сборы в Пенсионный фонд, в социальное страхование, в ЕСН и остальные виды налогов. У данной системы есть другая сторона медали. Эксперты утверждают, что работодатели вместо того, чтобы уходить в тень, решат обойти все “налоговые преграды” законным путем, к примеру, предложат работникам стать субъектами компаний, оказывающих услуги. Это приведет к тому, что прослойка ИП на рынке труда увеличится. Проще говоря, Россия рискует стать государством с большим количеством представителей малого бизнеса, к тому же в сфере услуг.

Мнения депутатов относительно новой налоговой системы Не все представители Государственной Думы в восторге от предполагаемых изменений, которые коснутся налоговой системы уже в 2017 году. Как заявил Андрей Макаров, действующий председатель Комитета Госдумы по бюджетам и налогам, подобная стратегия приведет к тому, что народ обнищает и произойдет социальный бунт. Возмутительным фактом, для работников Минфина был то, что предлагают облагать налогом даже суммы от продажи имущества. Но Антон Силуанов (министр финансов) уверен, что подобное решение позволит заполнить бреши в бюджете страны и немного остепенит владельцев разу нескольких видов собственности. Напомним, что в России налогом на доходы с физических лиц не облагается имущество, которое было в пользовании более 3 лет.

Количество объектов имущества собственности не влияет на данный закон. Силуанов заявил, что многие граждане злоупотребляют подобными льготами, в результате чего, “теневой” бизнес разрастается. Именно поэтому Минфин настаивает на том, чтобы налог на доходы физических лиц от продажи имущества вернулся. Налог на мусор с 2017 года Помимо вышеупомянутых налоговых новшеств руководство страны предлагает установить налог на мусор уже с 2017 года. В квитанциях по коммунальным платежам появится соответствующая графа, и россияне будут вынуждены отдавать государству определенные суммы за бытовые отходы. Размер нового налога для каждого региона будет устанавливаться в отдельном порядке. Указывается, что на отсортированный мусор сумма налога будет меньше. Все доходы от налога, намерены перечислять региональному оператору по обращению с мусорными отходами. Отметим, что сумма налога будет зависеть не от площади жилья, а от основного тарифа на услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами и количества мусора на одного человека. Но власти регионов могут сами регулировать суммы подобных отчислений, и, возможно, платить придется за фактическое количество и объем мусорных контейнеров.