Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование позитивного имиджа непосредственно влияет на экономический, инновационно-инвестиционный, социальный потенциал региона, т.е. служит основой для его успешного социально-экономического развития.

Имиджеформирующие (имиджевые) факторы позиционируют регион как территорию, благоприятную для ведения бизнеса, вложения капитала и условий жизнеобеспечения.  В качестве таких факторов целесообразно выделить:

- географические (сырьевые ресурсы, климатические условия, экологические особенности региона и др.);

- политические (устойчивость и преемственность власти, прозрачность политических процедур, независимость средств массовой информации и др.);

- экономические (динамика экономического развития, ресурсный потенциал, инвестиционный климат, инновационные ресурсы, налоговая политика и налоговый потенциал и др.);

- социальные (условия жизнеобеспечения, социальная политика и социальная инфраструктура в регионе и др.).

Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на выбор оптимальных для региона вариантов формирования имиджа. В регионах, где стратегия формирования имиджа является одной из составляющей развития, а так же эффективно реализуется, наблюдаются высокие темпы роста инвестиций в экономику территории и социальную сферу.

Экономический рост и наращивание темпов производства в регионах является неотъемлемым источником удовлетворения различных потребностей граждан, а приоритеты региональной экономической политики определяют масштабы производимых материальных благ, предпринимательскую активность, инновационный потенциал, инвестиционную привлекательность, рост занятости, качество жизни населения, а также возможность повышения темпов социального развития в регионе. Налоговая политика, реализуемая в субъектах Российской Федерации, позволяет создавать условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов. Цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются социально-экономическая ситуация в стране, денежно-кредитная политика государства, уровень инфляции, стабильность законодательства о налогах и сборах и другие. В настоящее время чрезмерная централизация полномочий в сфере налогообложения на федеральном уровне значительно ограничивает самостоятельность субъектов в формировании ресурсов, необходимых для реализации собственных функций, и практически лишает их возможности управлять налоговой составляющей региональных бюджетов. Региональная налоговая политика, проводимая государством, и являющаяся рычагом воздействия на экономику регионов, не всегда учитывает различия в социально-экономическом положении, рыночную специализацию, уровень накопленного производственного потенциала регионов. В связи с этим приоритетным направлением налоговой политики территории является формирование устойчивого налогового потенциала для различных по экономическому и политическому статусу регионов, формирование собственной налоговой политики. Прежде всего, это деятельность органов власти региона по созданию условий для активизации предпринимательской деятельности, формированию активных субъектов развития региона, расширению источников налоговых поступлений, стимулированию инновационно-инвестиционной активности. Также это снижение расходов на администрирование налогов и сборов, улучшение качества социальной функции налогов; обеспечение сбалансированности собственных доходов и расходов, не нарушая при этом единства экономического пространства и единства бюджетной и налоговой системы Российской Федерации.


К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Важно отметить и тот факт, что налоговую систему определяет не только совокупность сборов и налогов. Важную роль играют принципы ее построения, которые фиксируются в условиях налогообложения. Таким образом, подобная система — это порядок изменения, ведения, установления и отмены различных обязательных платежей в бюджет. К данной системе можно отнести и порядок распределения полученных государством средств между различными видами бюджетов. Сущность налога характеризуется также регулированием обязанностей и прав плательщиков, ответственностью субъектов налогообложения и организацией контроля и отчетности, которые касаются процесса уплаты.

Этот вид налогов включается в форме надбавки в цену товара или услуги. Они не имеют прямого отношения к имуществу или доходам плательщика. Но они непосредственно связаны с выручкой. Это означает, что собственник предприятия, оказывающего какие-либо услуги или производящего любую продукцию, отчисляет в пользу государства определенную сумму из прибыли его компании. При этом именно потребитель оказывается конечным плательщиком косвенных сборов, ведь он покупает товар или услугу по стоимости, в которой уже учтена уплаченная государству сумма.

Эта информация позволяет значительно лучше понять сущность налогов. Если обратить внимание на Российскую Федерацию, то к группе косвенных можно отнести налог на реализацию горюче-смазочных материалов, таможенные пошлины, НДС и акцизы.

Этот вид обложения устанавливается на конкретное направление деятельности, имущество и доход. Если обратиться к историческим данным, то можно увидеть, что подобный способ наполнения бюджета был наиболее ранней формой, которую использовали для сбора финансовых средств в государственных интересах.

Без этого вида обложения трудно представить сущность налога и налоговой системы. Виды налогов в России, попадающие в данную категорию — это отчисления социального характера во внебюджетные фонды, любые виды подоходного налога (на прибыль или доход предприятий, равно как и физических лиц), а также имущественные сборы.


Обращая внимание на категорию выплат, которая определяется как федеральные отчисления, стоит отметить, что это платежи, являющиеся обязательными на всей территории РФ. Устанавливаются они Налоговым кодексом. Все средства, собранные данным путем, поступают в федеральный бюджет. Что касается порядка распределения поступивших ресурсов между бюджетами разного уровня, то он может изменяться под влиянием особого представительского органа государства.

Под региональными подразумеваются платежи, обязательные к отчислению на территории конкретных субъектов РФ. Сущность и элементы налога такого типа выглядят следующим образом: региональный налог включает льготы, ставку (в тех пределах, которые установлены НК) сроки и порядок уплаты. К основным элементам можно отнести также форму отчетности по определенному региональному сбору.

Глава 2. Концепция налогов в Российской Федерации

2.1 Функции налогов в рыночной экономике страны

Функции налога – это проявление его сущности в действии.

1.    Регулятивная  – государство регулирует рыночные товарно-денежные отношения, общественное производство и развитие народного хозяйства в условиях рыночной экономики. Направлена на достижение определённых целей налоговой политики посредством налогового механизма через систему налоговых льгот и санкций.

2.    Стимулирующая – государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает. Развитие определённых  социально-экономических процессов реализуется через систему льгот, исключений,  преференций, увязываемых с льготообразующими признаками  объекта налогообложения:  изменяется объект налогообложения,  уменьшается налогооблагаемая база, понижается налоговая ставка.

3.    Распределительная – налоги перераспределяют доходы государства, Перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счёте гарантию социальной стабильности общества.
Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и прежде всего относительно дорогостоящие.


4.    Фискальная – изъятие части дохода пердприятий и ф.л. для покрытия расходов государства.

5.    Контрольная – вытекает из фискальной, предполагает контроль за деятельностью субъектов налогообложения:

1) государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан;

2) одновременно осуществляется контроль за источниками дохода и направлениями расходования средств;

3) в конечном счете, контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Все указанные функции находятся в единстве, в идеале одна предполагает другую.

Внутренние противоречие: главная функция налогов – регулятивная через фискальный инструмент, часто в условиях современной системы налогового администрирования сама фискальная функция преобладает над регулятивной тем самым увеличивая налоговое бремя и уход от налогов, торможение развития народного хозяйства.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  1. учет плательщиков налогов и сборов;
  2. контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  3. надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ;
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Зачатки налоговой системы в России появились еще в IX веке. Глобальные изменения ожидали ее при правлении императора Петра I, после отмены крепостного права и создания СССР (в период НЭПа). С 2004 года надзорную функцию за налогообложением в стране осуществляет привычная для нас ФНС РФ[5].

Вникая в суть налоговой системы, стоит рассмотреть и другие виды платежей. Начать стоит с общих налогов. Их основная миссия — это обеспечение капитальных и текущих государственных расходов. Те средства, которые поступают от таких сборов, не имеют изначально определенного направления использования. Это может быть подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и др.


Регрессивный вид характеризуется тем, что величина изъятия обратно пропорциональна той стоимости, которую имеет объект обложения. А вот в случае с прогрессивными налогами ставка увеличивается по мере того, как растет стоимость объекта.

В группу пропорциональных сборов можно отнести те виды обложения, которые устанавливаются в фиксированном проценте по отношению к налогооблагаемой базе (имущество плательщика или его доход) независимо от того, какую она имеет величину.

Существуют также специальные налоги. Их характеризует целевое назначение, поскольку они привязаны к конкретным расходам государства или специальным внебюджетным и бюджетным фондам. К этой группе можно отнести отчисления, которые поступают в дорожные и федеральные внебюджетные фонды социального характера, а также платежи за природные ресурсы, земельный налог и др.

Обратить внимание нужно и на местные налоги. Для их установления и введения в действие используются нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления. Важным является тот факт, что лишь на территории соответствующих муниципальных образований уплата таких сборов будет рассматриваться, как обязательная.

Этому виду платежей стоит уделить особое внимание поскольку он является одним из ключевых способов привлечения средств в федеральный бюджет. Сущность налога на прибыль сводится к тому, что в качестве объектов обложения определяются все организации и предприятия, которые являются юридическими лицами.

Причем формы собственности и хозяйствования не имеют в данной ситуации значения, главное, что присутствует факт ведения предпринимательской деятельности.

2.2 Виды налогов и их классификация

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2 — НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.