Файл: Роль финансового рынка в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическое содержание финансового рынка и его структурные элементы
1.1. Финансовый рынок и его роль в современной экономике
1.2. Структура и участники финансового рынка
1.3. Регулирование финансового рынка
Глава 2. Особенности функционирования ключевых сегментов финансового рынка РФ
Небанковские кредитные организации как элемент кредитной системы представляют собой такие кредитные организации, которые вправе осуществлять ограниченный перечень банковских операций, который предусмотрен действующим законодательством[14]. Они могут быть расчетными, платежными и осуществлять кредитные и депозитные операции в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Регулирование финансового рынка
Финансовый рынок, как и любой другой, является объектом государственного регулирования. В качестве ключевых его целей можно выделить следующие:
- выявить недостатки в какой-либо области финансового рынка;
- поддержать эффективные и упорядоченные сегменты рынка;
- защитить потребителей финансовых услуг;
- стабилизировать финансовую систему и поддержать доверие и уверенность в её стабильности.
Причины возникновения потребности в регулировании рынка со стороны государства кроются в следующем:
- на финансовом рынке образовались единые собственники, которые одновременно владеют несколькими финансовыми сегментами, представляя продукты, посредством которых формируются разные секторы финансового рынка;
- появились перекрёстные предложения или интересы различных финансовых институтов к таким предложениям финансовых продуктов, к примеру банки и инвестиционные фонды в части деятельности на рынке ценных бумаг;
- возникла потребность сократить расходную часть государственного бюджета в сфере надзора и контроля отношений на финансовом рынке;
- недостаток или отсутствие объективной информации у ряда участников рынка и прочее.
В последние годы вследствие сложных экономических условий и негативных ситуаций на финансовых рынках увеличивается значимость надзора за ними и их регулирования. При этом в первую очередь значимо построение такой системы, при которой решения могли быть приняты максимально оперативно, а издержки для государства и хозяйствующих субъектов бы максимально сокращались.
Одной из наиболее ярких тенденций на мировом финансовом рынке является создание мегарегуляторов публичных финансов. Можно выделить 2 ключевые причины, которые обусловливают необходимость создания единого органа, осуществляющего регулирование финансовых рынков:
- переход от задачи формулирования правил поведения к задаче обеспечить стабильность рынка и ограничить рискованные позиции его участников вне зависимости от функций, которые они выполняют, и принадлежности к какому-либо типу;
- необходимость устранения задвоения функций различных органов, снижение издержек в сфере регулирования, нивелирование зачастую снижающих эффективность проводимой политики споров между различными ведомствами.
В мировой практике традиционно функции регулятора, который осуществляет надзор за финансовыми рынками, и центрального банка, проводящего денежно-кредитную политику и осуществляющего надзор за банками, разделяются. Так, в Великобритании действует система мегарегулятора, формировавшаяся поэтапно – сначала функции единого регулятора и надзорного органа в части деятельности всех финансовых, инвестиционных и банковских компаний Великобритании осуществляло Управление финансовыми услугами (FSA), в 2012 году его функции были распределены между тремя ведомствами, в том числе Банком Англии[15].
Единство надзора и регулирования позволяет увязать пруденциальный надзор с защитой прав потребителей[16].
В России система мегарегулирования принята с 2013 года[17].Если говорить о российской практике, можно обозначить одно из наиболее значимых преимуществ создания мегарегулятора на базе Банка России – сокращение расходов государственного бюджета в первую очередь потому, что последний работает по принципу самообеспечения, а во-вторых – поскольку значительно сокращается количество ячеек государственного аппарата, чьи функции были переданы Банку России. Этот факт является однозначно положительным для России в условиях стабильного дефицита государственного бюджета.
Таким образом, финансовый рынок является сложной многогранной структурой с определенными целями и функциями, имеющей практически основополагающую значимость для любого государства в настоящее время и развивающийся в условиях глобализации.
Регулируется рынок государством в лице, в первую очередь, Банка России, являющегося мегарегулятором финансовых рынков. Регулирование базируется на федеральном законодательстве, нормативных документах Банка России и прочих документах.
Глава 2. Особенности функционирования ключевых сегментов финансового рынка РФ
2.1. Фондовый рынок РФ
Анализируя российский рынок ценных бумаг, можно выделить 2 его составляющие – рынок государственных и корпоративных ценных бумаг.
Первый имеет особое значение ввиду того, что облигации федерального займа занимают ключевую долю в структуре рынка ценных бумаг (55,5 процента), как видно из Приложения 1.
Также значимую долю занимают облигации Банка России. Здесь стоит отметить, что, несмотря на негативный инвестиционный климат, присущий отечественному рынку ценных бумаг в 2014-2015 годах, и уход значительного числа иностранных инвесторов с российского рынка, все еще существенна доля нерезидентов, являющихся держателями государственных ценных бумаг.
Так, к примеру, в структуре держателей облигаций федерального займа (ОФЗ) в 2016 году их доля составила 26 процентов, причем, если оценить динамику вложений в облигации федерального займа за последние 3 года, можно отметить значительный рост доли – на 6,13 процента. В абсолютном выражении, исходя из номинальной стоимости облигаций, объем вложений нерезидентов увеличился на 729 миллиардов рублей с 2013 года до 1 384 миллиардов рублей, как видно из Приложения 2.
Рынок корпоративных ценных бумаг в современной России представлен в первую очередь акциями и облигациями. Говоря о рынке акций на современном этапе, можно отметить, что динамика числа эмитентов и выпусков, хотя и демонстрирует в некоторые периоды положительные тенденции, на текущий момент находится на уровне меньшем, чем в докризисный период, как видно из Приложения 3.
При этом есть некоторый рост среднедневного объема торгов акциями российских эмитентов, если смотреть в сравнении с 2005 годом – так, как видно из Приложения 4, с 2005 года этот показатель возрос на 115 процентов и составил 38 миллиардов рублей в 2015 году, сократившись, однако, к ноябрю 2016 года до 30,1 миллиарда рублей.
С точки зрения отраслевой структуры рынок облигаций России отличается от рынка акций – ключевую долю здесь занимают облигации финансового сектора, а именно – банков и прочих финансовых институтов, как видно из Приложения 5.
Выделим ряд проблем, которые являются препятствием развития отечественного рынка государственных ценных бумаг, в частности, рынок характеризуется[18]:
- низкой долей частных инвесторов;
- преимущественно краткосрочным характером ценных бумаг вследствие высокой и плохо прогнозируемой инфляции, что порождает рост сделок спекулятивного характера и снижает финансовую поддержку реального сектора экономики;
- низким уровнем доверия населения страны к финансовым институтам и государству вследствие дефолта, кризисных явлений, шоковой терапии;
- низким уровнем доходности ценных бумаг государства, вследствие чего для мелких частных инвесторов более привлекательны крупные акционерные общества и паевые инвестиционные фонды, доходность по которым бывает более 20 процентов и другими причинами.
Ключевой проблемой российского рынка акций является сосредоточенность на бумагах конкретных эмитентов. Так, в 2016 году 10 наиболее капитализированных эмитентов занимают долю в 63 процента, причем на первых трех эмитентов приходит 32 процента.
Так, решение проблем рынка государственных ценных бумаг России базируется на необходимости проведения следующих мероприятий[19]:
- внедрять мировые стандарты в организацию рынка;
- повышать требования к информационной обеспеченности участников рынка, в частности, инвесторов;
- совершенствовать нормативно-правовую базу, регламентирующую операции с государственными ценными бумагами, а также систему контроля за соответствием её положениям операций на рынке;
- использовать первичных дилеров;
- создать инфраструктурные системы, которые ориентированы на население;
- повысить роль государства на рынке ценных бумаг.
В качестве одного из направлений, не развиваемого в России, однако являющегося одним из основных драйверов роста рынка в развитых странах, можно назвать развитие вторичного рынка ипотечного кредитования по двухуровневой американской модели[20].
2.2. Валютный рынок РФ
Валютный рынок в настоящее время носит спекулятивный характер и функционирует в условиях кризиса.
Одной из основных проблем валютного рынка являлась в 2014-2016 годах ситуация с национальной валютой, которую ухудшали спекуляции. В IVквартале 2014 года курс рубля отличался высокой волатильностью. Для того, чтобы снизить спекулятивную составляющую операций с валютными ценностями и предотвратить последующее ослабление национальной валюты, 10 ноября Банком России была упразднена действующая на тот момент курсовая политика посредством введения плавающего валютного курса. Это обусловлено экономическим кризисом, в рамках которого были введены ограничения экономического и политического характера в отношении России[21].
Ослабление рубля с 2014 года обусловлено двумя группами факторов:
- общими – разбалансированностью экономики вследствие экспансионистского характера бюджетной и денежно-кредитной политики, недостаточной эффективностью контроля за деятельностью банков и других кредитно-финансовых институтов, спекулятивным характером валютных операций, привязанным курсом национальной валюты, а также асимметричностью информации, которой располагают заемщики и кредиторы;
- специфическими – резким падением цен на энергоресурсы, применением экономических санкций к России, пессимистичным настроем субъектов рынка, ухудшением вследствие начавшегося кризиса экономической обстановки. Так, В.В. Миронов в качестве ключевой причины ослабления рубля называет падение цен на нефть и финансовые санкции[22].
За 2014 год Банк России провел 8 операций по продаже долларов США совокупным объемом 78 922,59 миллиона долларов США. В условиях спекулятивного характера большинства операций, доходность по которым составляет 30-50 процентов, это можно считать негативным фактором, поскольку фактически Банком России субсидируются валютные спекулянты[23].
Однако, с другой стороны, как видно из Приложения 6, к настоящему моменту курс сократился ниже уровня начала 2015 года, при этом в январе 2015 года была проведена последняя операция по продаже долларов США, нацеленная на укрепление рубля, поэтому можно считать, что целесообразно в определенной степени отпустить курс «в свободное плавание», чтобы рынок самостоятельно установил адекватные границы курса.
Состояние валютного рынка зависит напрямую от эффективности валютной политики. Среди проблем последней, в первую очередь следует выделить несовершенство бюджетной политики, которое снижает эффект от мер, применяемых Банком России, и препятствует реализации направлений. Среди таких проблем можно выделить следующие[24]:
- сохранение существенного ненефтегазового дефицита, что порождает высокую зависимость бюджетной системы страны от ситуации на мировых рынках сырья и выражается в ограничении бюджетных возможностей в части роста расходования средств по направлениям, которое обусловливают экономическое развитие России, причем сокращение их невозможно, поскольку они являются социально ориентированными;
- неоптимальная структура расходов бюджета, выражающаяся в недостатке средств для того, чтобы стимулировать экономическое развитие страны посредством финансирования инфраструктурных проектов, а также проектов, касающихся науки и образования;
- низкий уровень экономической эффективности расходов бюджета и др.