Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что проблема профессионального стресса в течении длительного времени является объектом пристального внимания ученых.

С одной стороны, профессиональный стресс воздействует на эффективность трудовой деятельности, а с другой влияет на состояние субъекта труда, его физическое и психологическое здоровье и самочувствие, а также на успешность личности в овладении требованиями профессии в целом.

В рамках профессиональной деятельности руководителю приходится выполнять разнообразные виды деятельности, среди которых: умственная, творческая, сложная деятельность, требующая высокой квалификации, высокой ответственности. Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что трудовая деятельность руководителей протекает как в стабильных условиях, так и в изменяющихся. Данные эмпирических исследований показали, что значимость различных компонентов профессиональных способностей в изменяющихся условиях значительно возрастает, происходит качественная трансформация психических процессов, к примеру, аналитическое мышление дополняется творческим.

Главные особенности управленческой деятельности проявляются в неопределенности возникновения различных организационных ситуаций и проблему ролевой и функциональной неопределенности.

В результате, руководителю приходится участвовать в разнообразных видах деятельности и выполнять большое количество функций и зон ответственности. Он решает различные профессиональные задачи, вынужден работать с большими потоками информации, часто это осуществляется в условиях функциональной и ролевой неопределенности при дефиците времени. Так же руководитель принимает высокоответственные решения, осуществляет руководство и координацию работы своих подчиненных, работает в условиях экономических рисков.

Цель исследования: изучить особенности профессионального стресса в управленческой деятельности.

Объект исследования – профессиональный стресс.

Предмет исследования – особенности профессионального стресса в управленческой деятельности.

Задачи исследования:

1) раскрыть, специфику понятие «профессионального стресса»;

2) рассмотреть стресс в управленческой деятельности;

3) провести эмпирическое исследование особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности;


4) предоставить рекомендации по профилактики и коррекции производственного стресса.

Гипотеза исследования: профессиональный стресс в управленческой деятельности связан с высоким уровнем конфликтности и низкой трудовой мотивации.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования; тестирование; опрос.

Методики исследования: экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева); опросник «Оценка мотивации организационного поведения».

Практическая значимость заключается в использовании материалов исследования для предупреждения и профилактики профессионального стресса в управленческой деятельности.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проходило в фирме по производству металлопластиковых окон и дверей «SALAMANDER». В исследовании приняли участие менеджеры по производству и продажам в количестве 6 человек.

Объем работы: 38 страниц.

Глава 1. Современная методология изучения профессионального стресса

1.1 Специфика понятие «профессионального стресса»

Стресс является нарушением психологического состояния впоследствии травмирующих ситуаций, это могут быть как негативные условия трудовой деятельности, так и другие аспекты человеческой деятельности.

В организационных условиях психологический стресс выражается в реакции субъекта на сложную, трудно разрешимую, согласно его представлению ситуацию [1].

Фактически каждому человеку приходилось сталкиваться со стрессом, переживая при этом эмоциональный дискомфорт. Как правило, стресс рассматривается как психические, физические и химические реакции человека на стрессоры.

Часто стресс выступает вследствие утомления и усталости. Различают три стадии стресса: глубокий, средней тяжести и повседневный. Специфика повседневного стресса выражается в кумулятивной особенности психики субъекта, главным образом, выполняющего сложную трудовую деятельность, в неблагоприятными условиями труда, в неблагоприятном психологическом климате внутри коллектива и т.д.[2]


Производственный стресс оказывает деструктивное воздействие на производительность трудовой деятельности и общую трудоспособность. В результате длительного пребывание в таком состоянии существенно снижается мотивация к труду, увеличивается брак на производстве, повышается уровень травматизма в организации.

Производственный стресс может приводить к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

Из-за проблемы трудового стресса в психологии возникла новая отрасль для изучения - «Психология профессионального здоровья», которая рассматривает проблемы охраны здоровья работников и превентивной работой с рабочим предприятия.

Стресс может оказывать негативное воздействие на общее физиологическое состояние человека, на фоне чего могут развиваться многочисленные психосоматические заболевания, которые трудно поддаются лечению, в связи, с чем необходимо первоначально устранить начальную причину – стресс[3].

Еще одним часто встречающимся понятием является “психическое выгорание”, который рассматривают, как синдром, который появляется в результате латентных профессиональных стрессов. При сопоставлении специфики развития и протекания синдрома “выгорания” в разных профессиональных группах было зафиксировано, наиболее часто оно выражено у специалистов занятых в профессии системы «человек - человек».

По определению Г Селье стресс является всем тем, что приводит к быстрому старению организма или вызывает болезни [4].

В трудовых условиях стресс является одной из главных причин оказывающих воздействие на высокий уровень заболеваемости, главным образом, сердечнососудистыми и нервно-психическими, которые приводят к стойкой и длительной утрате трудоспособности.

Распространение организационного стресса приводит к снижению трудоспособности специалистов, и приводят организацию к экономически неэффективному состоянию[5].

С нервным перенапряжением и стрессом на работе сталкиваются все категории работников – от руководителей самого высокого ранга до работников, которые выполняю вредные и опасные работы и специалистов с низкой квалификацией.

Причинами профессионального стресса выступают как физические, так и психологические факторы, притом как действительно существующие, так и воображаемые. Физическими стрессорами могут выступать деструктивные воздействия профессиональной деятельности: значительная физическая нагрузка, недостаточная разработка эргономических аспектов и т.д.[6]


Среди психологических стрессоров выделяются такие как: повышенная ответственность, недостаточный или чрезмерный уровень информации, неточность обстоятельств, повышенная мотивация, недостаток времени, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в процессе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д.[7]

В рамках профессионального стресса выделяются определенные стресс-синдромы, которые рассматриваются как комплекс в относительной степени стабильных проявлений стрессовой рефлексии в организационно сложных обстоятельствах.

Стресс-синдромы являются деструктивными последствиями, появляющимися в контексте взаимодействия работника с трудовой деятельностью, выполнение которой осуществляется в конкретных трудовых условиях при наличии различных стресс-факторов.

Теоретические теории и эмпирические практики стресс-менеджмента определяют специфику развития профессионально детерминированных синдромов стресса, среди которых выделяются[8]:

  • причины стресса, обусловленные содержательными характеристиками и условиями трудовой деятельности определенного типа;
  • симптоматика переживаний стресса вроде острых и хронических стрессовых состояний;
  • фиксация деструктивных последствий стресса в форме устойчивых индивидуальных и поведенческих деформаций.

На базе данного подхода выделяют несколько уровней синдромов стресса трудовой деятельности:

1) отображение индивидуальных репрезентаций определенных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, которые для человека воспринимаются как отягощающие или затрудняющие эффективное выполнение трудовой деятельности, и оказывающие деструктивное воздействие на качество его жизни и душевный комфорт;

2) переживание стресса в виде симптомов острых, кратковременных, хронических, главенствующих стрессовых или постстрессовых состояний. Среди таких стояний можно в качестве примера обозначить сниженную работоспособность, которая может возникать из-за монотонии, психического пресыщения, напряженности, стресса, утомления.

Согласно воззрениям Н. Е. Водопьяновой стрессовые симптомы можно обнаружить во всех сферах психики:

- эмоциональная сфера проявляется в чувстве тревоги, переживания значимости текущей ситуации;

- когнитивная сфера проявляется в восприятии угрозы, опасности, оценки ситуации как неопределенной;


- мотивационная сфера выражается в мобилизации или капитуляции сил, в подъеме или торможении, которое сопровождается чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса.

- поведенческая сфера связана с изменением активности, типичных темпов деятельности, возникновения скованности в движениях или в коммуникации[9];

3) симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкций и деформаций.

Профессиональные деструкции являются постепенно накопившимися деструктивными последствиями трудовых стрессов в форме стабильных изменений структуры и содержания трудовой деятельности, в том числе и структуры личности. Такие деструкции оказывают негативное воздействие на производительность, удовлетворенность трудовой деятельностью, на развитии личности работника.

В рамках выполнения профессиональных обязанностей перенапряжение нервной системы выражается в эмоциональных вспышках, способных провоцировать экстремальные ситуации. Через некоторое время порог экстремальности снижается, в результате чего у работника наблюдается постоянное перенапряжение, из-за чего у него развивается эмоциональная неустойчивость. И порой, сотрудника из состояния эмоционального равновесия может вывести громкий звук или яркий свет.

Исследователями различаются следующие виды профессионального стресса[10]:

  • информационный стресс появляется в результате острой нехватки времени, в связи, с чем специалист не может справиться с возложенными задачами в краткий период времени из-за чрезмерной ответственности за принятые решения. Часто меняющиеся требования вызывают напряженность высшей нервной деятельности. Часто информационные критерии могут вноситься на завершающем этапе трудовой активности, из-за чего возникает необходимость в кардинальной переделке;
  • эмоциональный стресс проявляется в результате затянувшихся конфликтных ситуаций в трудовом коллективе, главным образом, с руководством. Психологический настрой работника примеру, может существенно снижаться из-за постоянных угроз увольнения.
  • коммуникативный стресс является разновидностью эмоционального стресса, который выражается в проблемах взаимодействия с коллегами.

Разновидности адаптационного синдрома в сфере организационных отношений часто обусловлены характером личности, однако при этом протекают у всех одинаковым образом.

На уровне высшей нервной деятельности адаптационный синдром подразделяется три стадии развития[11]: