Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Современная методология изучения профессионального стресса
1.1 Специфика понятие «профессионального стресса»
1.2 Стресс в управленческой деятельности
2.1 Организация и методы исследования профессионального стресса руководителей
2.2 Рекомендации по профилактики и коррекции производственного стресса
4. Стресс, вызванный домашней обстановкой. Главное при этом, что у руководителя слишком большое количество домашних обязанностей и слишком малое время для их исполнения.
5. Стресс, вызванный давлением окружающей среды на семью руководителя. Здесь и шумные соседи, и финансовые проблемы, связанные с уплатой по домашним счетам, и возникающие время от времени бытовые проблемы и т.д.
Управление стрессом. Традиционным способом борьбы со стрессом является прием алкоголя, кофе, различных медицинских препаратов. Однако они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздействие на здоровье. Мы уже указывали на противоречивость использования алкоголя при стрессе. К основным недостаткам приема алкоголя как антистрессового средства можно отнести следующие [26]:
* задержка процесса естественной саморегуляции эмоциональных реакций;
* формирование зависимости;
* снижение интеллектуальных возможностей;
* создание дополнительных проблем (например, потеря социального контроля).
Означает ли это, что алкоголь не способен в отдельных случаях играть антистрессовую роль? Нет, но он не может стать заменой другой, более действенной и длительной помощи. Даже если алкоголь и используется в условиях стресса, то необходимо соблюдать умеренность потребления — не более трех доз в день для мужчин и двух доз — для женщин (доза — стакан сухого вина либо рюмка водки или коньяка, либо 250—300 г пива).
Самым мощным (и часто игнорируемым) средством избавления от стресса является сознание человека. Важно только научиться умело и своевременно им управлять. С другой стороны — возможности по управлению своим сознанием есть управление стрессом.
Под управлением стрессом обычно подразумевается совокупность стратегий, методов и приемов, позволяющих человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму. Сам процесс управления можно представить несколькими вариантами:
* до появления стресса главные усилия необходимо сосредоточить на проблемах профилактики стресса;
* после появления стресса главное внимание уделяется мерам активного противодействия стрессу;
* в острой стрессовой ситуации осуществляются меры первоочередной самопомощи.
Большинство людей тратит большую половину своей жизни на то, чтобы другую половину сделать несчастной.
Выводы по главе 1
Стресс является нарушением психологического состояния впоследствии травмирующих ситуаций, это могут быть как негативные условия трудовой деятельности, так и другие аспекты человеческой деятельности. В организационных условиях психологический стресс выражается в реакции субъекта на сложную, трудно разрешимую, согласно его представлению ситуацию
Управленческая деятельность связана с существенными перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой, большой ответственностью и т.д. Часто побуждающей силой для работы становятся жесткие временные рамки и фиксированное расписание. Все эти условия способствуют возникновению и углублению стрессовых состояний, что в свою очередь чревато негативными последствиями для психического и физического состояния руководителя.
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности
2.1 Организация и методы исследования профессионального стресса руководителей
Экспериментальное исследование проходило в фирме по производству металлопластиковых окон и дверей «SALAMANDER».
В исследовании приняли участие менеджеры по производству и продажам в количестве 6 человек.
Для определения особенностей профессионального стресса были использованы следующие методики исследования:
1) Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)
2) опросник «Оценка мотивации организационного поведения»
№ 1 Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)
Назначение. Данный тест поможет вам на примере стрессогенных факторов определить, насколько вы адаптированы к определенной обстановке и как проявляются ваши способности действовать в определенной ситуации.
Инструкция. На каждый вопрос возможен один из пяти предложенных ответов:
«никогда» – 1 балл;
«редко» – 2 балла;
«иногда» – 3 балла;
«часто» – 4 балла;
«всегда» – 5 баллов.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и против номера вопроса поставьте соответствующий ответ. Затем суммируйте результат ответов.
Обработка и интерпретация результатов
1. Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 1-го по 3-й включительно. Вы можете набрать от 3 до 15 баллов. Результат выше 12 баллов свидетельствует о повышенной конфликтности в деятельности руководителя.
2. Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 4-го по 6-й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о наличии психологических перегрузок у руководителя.
3. Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 7-го по 9-й включительно. Результат выше 12 баллов говорит о том, что в сфере служебной деятельности руководителя имеются проблемы.
4. Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 10-го по 12-й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством.
№ 2 опросник «Оценка мотивации организационного поведения»
Назначение. Методика основана на мотивационной теории Херцберга для определения того, какие факторы (гигиенические или мотивационные) актуализированы у испытуемых. Зная это, можно наиболее эффективно воздействовать на их мотивацию.
Инструкция. Каждому участнику теста необходимо оценить по пятибалльной шкале степень важности для него каждого из 12 указанных ниже факторов, влияющих на его отношение к работе.
Крайними полюсами этой шкалы являются «Очень важно» (5) и «Неважно» (1), средней позицией – «Важно, но не очень» (4-2).
Оценка доминирующего мотива производится на основе количественного доминирования одного из исследуемых мотивов.
Ключ к тесту
Для определения ведущего мотивационного фактора используется следующий ключ:
• Гигиенические факторы: 2, 5, 6, 8, 9, 12
• Мотивационные факторы: 1, 3, 4, 7, 10, 11
Уровень того или иного личностно значимого мотива определяется по следующим количественным значениям:
20–30 баллов – высокий
10–19 балов – средний
1–9 – низкий.
В случае незначительных межфакторных различий можно судить либо о несущественной значимости обоих факторов, либо об их сбалансированности.
В рамках определения стрессогенных факторов в деятельности руководителя были получены следующие результаты представленные в таблице 1. Тестовые данные представлены в Приложении 1.
Таблица 1
Показатели стрессогенных факторов менеджеров
№ п.п. |
I Конфликтность |
II Психологические перегрузки |
III Проблемы на работе |
IV Напряжение с начальством |
||||
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
|
1 |
9 |
С |
14 |
В |
13 |
В |
10 |
С |
2 |
14 |
В |
11 |
С |
15 |
В |
12 |
В |
3 |
11 |
С |
12 |
В |
13 |
В |
10 |
С |
4 |
12 |
В |
15 |
В |
11 |
С |
13 |
В |
5 |
10 |
С |
10 |
С |
13 |
В |
8 |
С |
6 |
8 |
С |
14 |
В |
11 |
С |
14 |
В |
На рисунке 1 наглядно представлены сравнительные показатели конфликтности менеджеров.
Рисунок 1. Показатели конфликтности менеджеров
Как видно из рисунка 1 у большинства менеджеров наблюдаются высокие показатели конфликтности, которые связаны с наличием психологических перегрузок в рабочее время, проблем в служебной деятельности, а так же в психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством.
На следующем этапе осуществлялась оценка мотивации организационного поведения менеджеров. Тестовые данные по опросу представлены в Приложении 2. Ниже в таблице 2 представлены, обобщенны данные мотивации организационного поведения менеджеров.
Таблица 2
Показатели мотивации организационного поведения менеджеров
№ п.п. |
Гигиенические факторы |
Организационные факторы |
||
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
|
1 |
22 |
В |
22 |
В |
2 |
21 |
В |
21 |
В |
3 |
20 |
В |
19 |
С |
4 |
19 |
С |
24 |
В |
5 |
18 |
С |
19 |
С |
6 |
18 |
С |
21 |
В |
На рисунке 2 представлены сравнительные показатели по шкалам «гигиенические факторы» и «организационные факторы».
Рисунок 2. Показатели мотивации организационного поведения менеджеров
Как представлено на рисунке 2 у большинства респондентов доминирующими являются мотивационные факторы организационного поведения. Данное преобладание свидетельствует о том, что для менеджеров важным является интересное содержание работы, монотонность деструктивно сказывается на трудовой деятельности. Так же важными компонентами являются: признание проделанной работы; уважение как со стороны коллектива, так со стороны вышестоящего руководства; возможность самосовершенствования и продвижения по карьерной лестнице; наличие работы соответствующей имеющимся знаниям, умениям и навыкам.
Не менее важным, так же являются гигиенические факторы, которые выражаются в наличии личной и профессиональной удовлетворенности, престижной работы, хороших трудовых условий, адекватного начальства, ощущение безопасности.
Таким образом, в рамках исследуемой выборки было зафиксировано, что для многих менеджеров важны такие условия трудовой деятельности, при которых их содержание работы будет интересным, результат деятельности будет признан, коллектив и начальство будут проявлять уважительное отношение, будет возможность самосовершенствования и продвижения по карьерной лестнице, наличие работы соответствующей имеющимся знаниям, умениям и навыкам. Не менее важными, так же являются гигиенические факторы.
В связи с тем, что многие желаемые факторы не реализованы у многих респондентов наблюдаются повышенные показатели конфликтности, что постоянно приводит к возникновению стрессовых состояний.
Для профилактики организационного стресса ниже предложены соответствующие рекомендации.
2.2 Рекомендации по профилактики и коррекции производственного стресса
К стрессам необходимо готовиться заблаговременно, потому что еще никому на этом свете не удавалось их избежать. А вот успешно управлять ими по силам любому человеку, в том числе и руководителю. В основе профилактики стрессов лежат следующие основные подходы.
Мудрое отношение к собственной жизни, ее активное конструирование. Даже в условиях самых жестких реалий существует возможность маневра, относительная свобода, выбор. К принципам мудрого отношения к жизни можно отнести следующие:
1) постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей. Данный принцип требует динамичности установок. Руководитель с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством ближайших и перспективных целей, обладающий способностью их заменять, в случае неудачи показывает свои способности управлять стрессом;
2) уметь отличать главное от второстепенного. Данный принцип ориентирует на нахождение какой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за сиюминутными, случайными целями.
3) знать меру воздействия на события, то есть быть реалистичными в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находится человек;