Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Современная методология изучения профессионального стресса
1.1 Специфика понятие «профессионального стресса»
1.2 Стресс в управленческой деятельности
2.1 Организация и методы исследования профессионального стресса руководителей
2.2 Рекомендации по профилактики и коррекции производственного стресса
Рекомендации по профилактике стрессов руководителям и подчиненным
Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.
* Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
* Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
* Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
* Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечали.)
* Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
* При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
* Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
* Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
* Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.
Выводы по главе 2
В рамках эмпирического исследования было зафиксировано, что для многих менеджеров важны такие условия трудовой деятельности, при которых их содержание работы будет интересным, результат деятельности будет признан, коллектив и начальство будут проявлять уважительное отношение, будет возможность самосовершенствования и продвижения по карьерной лестнице, наличие работы соответствующей имеющимся знаниям, умениям и навыкам. Не менее важными, так же являются гигиенические факторы.
В связи с тем, что многие желаемы факторы не реализованы у многих респондентов наблюдаются повышенные показатели конфликтности, что постоянно приводит к возникновению стрессовых состояний.
Для профилактики организационного стресса ниже предложены соответствующие рекомендации.
Заключение
В рамках профессиональной деятельности руководителю приходится выполнять разнообразные виды деятельности, среди которых: умственная, творческая, сложная деятельность, требующая высокой квалификации, высокой ответственности, в связи с чем повышает риск возникновения стрессовых состояний.
Экспериментальное исследование проходило в фирме по производству металлопластиковых окон и дверей «SALAMANDER». В исследовании приняли участие менеджеры по производству и продажам в количестве 6 человек.
В рамках измерения оценки мотивации организационного поведения у большинства респондентов доминирующими являются мотивационные факторы организационного поведения. Данное преобладание свидетельствует о том, что для менеджеров важным является интересное содержание работы, монотонность деструктивно сказывается на трудовой деятельности. Так же важными компонентами являются: признание проделанной работы; уважение как со стороны коллектива, так со стороны вышестоящего руководства; возможность самосовершенствования и продвижения по карьерной лестнице; наличие работы соответствующей имеющимся знаниям, умениям и навыкам.
Не менее важным, так же являются гигиенические факторы, которые выражаются в наличии личной и профессиональной удовлетворенности, престижной работы, хороших трудовых условий, адекватного начальства, ощущение безопасности.
В связи с тем, что многие желаемые факторы не реализованы у многих респондентов наблюдаются повышенные показатели конфликтности, что постоянно приводит к возникновению стрессовых состояний.
Для профилактики организационного стресса ниже предложены соответствующие рекомендации.
Список использованной литературы
- Алавердов А. Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2007
- Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. -1994.-№1.
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Изд-во ИП РАН, 1995.
- Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций. – М. : Эксмо, 2008. – 160 с.
- Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые агенты //Русский полис. – 2000. — № 2. — С.76-78
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Практикум стресс-менеджмент. – СПб. : Питер, 2009.
- Гиссен Л. Д. Время стрессов. – М.: ФиС, 1990. – 192с.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб. : Питер, 2004.
- Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. 584 с.
- Качина А. А. Профессиональный стресс в деятельности менеджеров// Отечественная психология в контексте мировой науки и практики: Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ - 2004», секция «Психология»/ Под. ред. А.И. Донцова, Т.Ю. Базарова - М.: факультет психологии МГУ им. Ломоносова, 2005 (0,8 п.л.)
- Китаев – Смык Л. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. – М. : Смысл, 2014.
- Коган Б. М. Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2009. - 64с.
- Кремень М. А. Психология управления. Курс лекций. Ч. 1. - Минск, 2005. - 184 с.
- Купер К. Л., Дэв Ф. Дж, О`Драйскол М. П. Организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение. – Харьков, Гуманитарный центр, 2007. – 336с.
- Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М. : Академия, 2001. – 214 с.
- Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. / Психологический журнал. Том 25 №2, 2004. – 75-85с.
- Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М. : Отела - Л, 2004. - 360с.
- Лукьянова О. Н. Современное положение и перспективы исследования состояний стресса. - Киев, 1974. - 30с.
- Льюис Д. Стресс-менеджер. — М.: АСТ, Рефл-бук, 2007. — 266 с.
- Мандель Б. Психология стресса. – М. : Флинта, 2014. – 157 с.
- Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. – 2002. — №3. – С.20-23
- Одинцова М., Захарова Н. Психология стресса. Учебник и практикум. – М. : Юрайт, 2016. – 300с.
- Самоукина Н. Карьера без стресса. – СПб. : Питер, 2004.
- Сапольски Р. Психология стресса. – Спб. : Питер, 2015. – 480с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. - Мозырь: РИФ, 1998. - 92с.
- Сивилл Д. Стресс-Менеджмент. – М. : Академия, 2014. – 117с.
- Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. - М. : Наука, 1988. – 172с.
- Трошин В. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М. : Медицинское информационное агентство, 2007. – 784с.
- Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2003. - 640 с.
- Чутко Л. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. – М. : Речь, 2010.
Приложение 1
Тестовые показатели стрессогеных факторов менеджеров
вопросы |
Менеджеры |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
5 |
3 |
2 |
итого |
9 |
14 |
11 |
12 |
10 |
8 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
4 |
4 |
3 |
5 |
2 |
5 |
итого |
14 |
11 |
12 |
15 |
10 |
14 |
7 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
8 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
9 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
3 |
итого |
13 |
15 |
13 |
11 |
13 |
11 |
10 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
5 |
11 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
5 |
12 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
итого |
10 |
12 |
10 |
13 |
8 |
14 |
Приложение 2
Тестовые показатели мотивации организационного поведения менеджеров
вопросы |
Менеджеры |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
6 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
7 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
9 |
5 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
10 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
11 |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
12 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
Сумма |
-
Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые агенты //Русский полис. – 2000. — № 2. — С.76-78 ↑
-
Сапольски Р. Психология стресса. – Спб. : Питер, 2015. – 480с. ↑
-
Коган Б. М. Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2009. - 64с. ↑
-
Селье Г. Стресс без дистресса. - Мозырь: РИФ, 1998. - 92с. ↑
-
Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. 584 с. ↑
-
Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2003. - 640 с. ↑
-
Алавердов А. Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2007 ↑
-
Льюис Д. Стресс-менеджер. — М.: АСТ, Рефл-бук, 2007. — 266 с. ↑
-
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Практикум стресс-менеджмент. – СПб. : Питер, 2009. ↑
-
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Изд-во ИП РАН, 1995. ↑
-
Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. / Психологический журнал. Том 25 №2, 2004. – 75-85с. ↑
-
Лукьянова О. Н. Современное положение и перспективы исследования состояний стресса. - Киев, 1974. - 30с. ↑
-
Китаев – Смык Л. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. – М. : Смысл, 2014. ↑
-
Мандель Б. Психология стресса. – М. : Флинта, 2014. – 157 с. ↑
-
Сивилл Д. Стресс-Менеджмент. – М. : Академия, 2014. – 117с. ↑
-
Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. - М. : Наука, 1988. – 172с. ↑
-
Одинцова М., Захарова Н. Психология стресса. Учебник и практикум. – М. : Юрайт, 2016. – 300с. ↑
-
Купер К. Л., Дэв Ф. Дж, О`Драйскол М. П. Организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение. – Харьков, Гуманитарный центр, 2007. – 336с. ↑
-
Трошин В. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М. : Медицинское информационное агентство, 2007. – 784с. ↑
-
Гиссен Л. Д. Время стрессов. – М.: ФиС, 1990. – 192с. ↑
-
Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб. : Питер, 2004. ↑
-
Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М. : Академия, 2001. – 214 с. ↑
-
Кремень М. А. Психология управления. Курс лекций. Ч. 1. - Минск, 2005. - 184 с. ↑
-
Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М. : Отела - Л, 2004. - 360с. ↑
-
Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. – 2002. — №3. – С.20-23 ↑
-
Трошин В. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М. : Медицинское информационное агентство, 2007. – 784с. ↑