Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации по профилактике стрессов руководителям и подчиненным

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

* Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

* Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

* Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

* Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечали.)

* Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

* При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

* Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

* Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

* Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Выводы по главе 2


В рамках эмпирического исследования было зафиксировано, что для многих менеджеров важны такие условия трудовой деятельности, при которых их содержание работы будет интересным, результат деятельности будет признан, коллектив и начальство будут проявлять уважительное отношение, будет возможность самосовершенствования и продвижения по карьерной лестнице, наличие работы соответствующей имеющимся знаниям, умениям и навыкам. Не менее важными, так же являются гигиенические факторы.

В связи с тем, что многие желаемы факторы не реализованы у многих респондентов наблюдаются повышенные показатели конфликтности, что постоянно приводит к возникновению стрессовых состояний.

Для профилактики организационного стресса ниже предложены соответствующие рекомендации.

Заключение

В рамках профессиональной деятельности руководителю приходится выполнять разнообразные виды деятельности, среди которых: умственная, творческая, сложная деятельность, требующая высокой квалификации, высокой ответственности, в связи с чем повышает риск возникновения стрессовых состояний.

Экспериментальное исследование проходило в фирме по производству металлопластиковых окон и дверей «SALAMANDER». В исследовании приняли участие менеджеры по производству и продажам в количестве 6 человек.

В рамках измерения оценки мотивации организационного поведения у большинства респондентов доминирующими являются мотивационные факторы организационного поведения. Данное преобладание свидетельствует о том, что для менеджеров важным является интересное содержание работы, монотонность деструктивно сказывается на трудовой деятельности. Так же важными компонентами являются: признание проделанной работы; уважение как со стороны коллектива, так со стороны вышестоящего руководства; возможность самосовершенствования и продвижения по карьерной лестнице; наличие работы соответствующей имеющимся знаниям, умениям и навыкам.

Не менее важным, так же являются гигиенические факторы, которые выражаются в наличии личной и профессиональной удовлетворенности, престижной работы, хороших трудовых условий, адекватного начальства, ощущение безопасности.

В связи с тем, что многие желаемые факторы не реализованы у многих респондентов наблюдаются повышенные показатели конфликтности, что постоянно приводит к возникновению стрессовых состояний.

Для профилактики организационного стресса ниже предложены соответствующие рекомендации.


Список использованной литературы

  1. Алавердов А. Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2007
  2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. -1994.-№1.
  3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Изд-во ИП РАН, 1995.
  4. Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций. – М. : Эксмо, 2008. – 160 с.
  5. Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые агенты //Русский полис. – 2000. — № 2. — С.76-78
  6. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Практикум стресс-менеджмент. – СПб. : Питер, 2009.
  7. Гиссен Л. Д. Время стрессов. – М.: ФиС, 1990. – 192с.
  8. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб. : Питер, 2004.
  9. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. 584 с.
  10. Качина А. А. Профессиональный стресс в деятельности менеджеров// Отечественная психология в контексте мировой науки и практики: Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ - 2004», секция «Психология»/ Под. ред. А.И. Донцова, Т.Ю. Базарова - М.: факультет психологии МГУ им. Ломоносова, 2005 (0,8 п.л.)
  11. Китаев – Смык Л. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. – М. : Смысл, 2014.
  12. Коган Б. М. Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2009. - 64с.
  13. Кремень М. А. Психология управления. Курс лекций. Ч. 1. - Минск, 2005. - 184 с.
  14. Купер К. Л., Дэв Ф. Дж, О`Драйскол М. П. Организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение. – Харьков, Гуманитарный центр, 2007. – 336с.
  15. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М. : Академия, 2001. – 214 с.
  16. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. / Психологический журнал. Том 25 №2, 2004. – 75-85с.
  17. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М. : Отела - Л, 2004. - 360с.
  18. Лукьянова О. Н. Современное положение и перспективы исследования состояний стресса. - Киев, 1974. - 30с.
  19. Льюис Д. Стресс-менеджер. — М.: АСТ, Рефл-бук, 2007. — 266 с.
  20. Мандель Б. Психология стресса. – М. : Флинта, 2014. – 157 с.
  21. Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. – 2002. — №3. – С.20-23
  22. Одинцова М., Захарова Н. Психология стресса. Учебник и практикум. – М. : Юрайт, 2016. – 300с.
  23. Самоукина Н. Карьера без стресса. – СПб. : Питер, 2004.
  24. Сапольски Р. Психология стресса. – Спб. : Питер, 2015. – 480с.
  25. Селье Г. Стресс без дистресса. - Мозырь: РИФ, 1998. - 92с.
  26. Сивилл Д. Стресс-Менеджмент. – М. : Академия, 2014. – 117с.
  27. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. - М. : Наука, 1988. – 172с.
  28. Трошин В. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М. : Медицинское информационное агентство, 2007. – 784с.
  29. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2003. - 640 с.
  30. Чутко Л. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. – М. : Речь, 2010.

Приложение 1

Тестовые показатели стрессогеных факторов менеджеров

вопросы

Менеджеры

1

2

3

4

5

6

1

4

5

4

4

4

4

2

3

5

4

3

3

2

3

2

4

3

5

3

2

итого

9

14

11

12

10

8

4

5

3

5

5

4

4

5

5

4

4

5

4

5

6

4

4

3

5

2

5

итого

14

11

12

15

10

14

7

4

5

4

4

4

5

8

4

5

5

4

4

3

9

5

5

4

3

5

3

итого

13

15

13

11

13

11

10

4

4

2

4

2

5

11

3

4

3

4

3

5

12

3

4

5

5

3

4

итого

10

12

10

13

8

14


Приложение 2

Тестовые показатели мотивации организационного поведения менеджеров

вопросы

Менеджеры

1

2

3

4

5

6

1

4

3

4

4

4

4

2

3

5

4

3

3

2

3

2

4

3

5

3

2

4

3

3

3

3

3

4

5

3

4

4

5

4

3

6

4

4

3

2

2

3

7

4

3

4

4

4

5

8

4

2

2

4

4

3

9

5

2

4

3

2

3

10

4

4

2

4

2

4

11

5

4

3

4

3

2

12

3

4

3

2

3

4

Сумма

  1. Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые агенты //Русский полис. – 2000. — № 2. — С.76-78

  2. Сапольски Р. Психология стресса. – Спб. : Питер, 2015. – 480с.

  3. Коган Б. М. Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2009. - 64с.

  4. Селье Г. Стресс без дистресса. - Мозырь: РИФ, 1998. - 92с.

  5. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. 584 с.

  6. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2003. - 640 с.

  7. Алавердов А. Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2007

  8. Льюис Д. Стресс-менеджер. — М.: АСТ, Рефл-бук, 2007. — 266 с.

  9. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Практикум стресс-менеджмент. – СПб. : Питер, 2009.

  10. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Изд-во ИП РАН, 1995.

  11. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. / Психологический журнал. Том 25 №2, 2004. – 75-85с.

  12. Лукьянова О. Н. Современное положение и перспективы исследования состояний стресса. - Киев, 1974. - 30с.

  13. Китаев – Смык Л. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. – М. : Смысл, 2014.

  14. Мандель Б. Психология стресса. – М. : Флинта, 2014. – 157 с.

  15. Сивилл Д. Стресс-Менеджмент. – М. : Академия, 2014. – 117с.

  16. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. - М. : Наука, 1988. – 172с.

  17. Одинцова М., Захарова Н. Психология стресса. Учебник и практикум. – М. : Юрайт, 2016. – 300с.

  18. Купер К. Л., Дэв Ф. Дж, О`Драйскол М. П. Организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение. – Харьков, Гуманитарный центр, 2007. – 336с.

  19. Трошин В. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М. : Медицинское информационное агентство, 2007. – 784с.

  20. Гиссен Л. Д. Время стрессов. – М.: ФиС, 1990. – 192с.

  21. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб. : Питер, 2004.

  22. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М. : Академия, 2001. – 214 с.

  23. Кремень М. А. Психология управления. Курс лекций. Ч. 1. - Минск, 2005. - 184 с.

  24. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М. : Отела - Л, 2004. - 360с.

  25. Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. – 2002. — №3. – С.20-23

  26. Трошин В. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М. : Медицинское информационное агентство, 2007. – 784с.