Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты мотивации профессиональной деятельности
1.1. Основные теории мотивации профессиональной деятельности
1.2. Особенности профессиональной мотивации работников организации
2. Исследование особенностей профессиональной мотивации служащих организации
2.1. Организация, методы, анализ результатов исследования
2.2. Мотивирование как процесс воздействия на профессиональную деятельность
Сплочению коллектива способствуют конкурсы профессионального мастерства (с последующим подведением итогов и чествованием победителей на корпоративных праздниках), а также совместные досуговые мероприятия, в т.ч. выездные.
2. Изучение мотивов труда на начальном этапе, то есть при приёме сотрудников на работу, имеет большое значение. Для этого нужно разработать соответствующие анкеты. Также важным источникам информации о мотивации сотрудника являются тесты и беседы при приёме на работу.
3. Во многих компаниях разработаны и действуют системы мотивации персонала. Они состоят из двух блоков – материального и нематериального.
Нематериальных вознаграждений существует огромное множество:
- льготы, связанные с графиком работы; материальные нефинансовые вознаграждения (подарки, билеты в театр, выделение средств на оплату мобильной связи);
- общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы (внутрифирменные праздники, посвящённые значимым событиям);
- загородные и экскурсионные поездки, устраиваемые компанией;
- «вознаграждения-признательности» (комплименты сотрудникам за их работу, упоминания в СМИ или на сайте);
- вознаграждения, связанные с изменением статуса (повышение в должности; обучение сотрудника за счёт фирмы;
- предложение участвовать в более интересном или материально выгодном проекте).
Систему мотивации корректируют не реже 1 раза в год с учётом динамики развития компании. Причиной пересмотра стратегии служит сменяемость сотрудников, внутренние и внешние перемены в организации.
Выводы по главе 2.
В рамках эмпирического исследования было выявлено, что у большинства служащих организации наблюдается промежуточный мотивационный комплекс, т.е. средний уровень развития мотивации профессиональной деятельности, при котором наблюдается следующее соотношение видов мотивации: ВПМ>ВМ>ВОМ (внешняя положительная мотивация преобладает над внутренней мотивацией, последняя доминирует над внешней отрицательной мотивацией).
Мотивирование является процессом влияния на личность для того, чтобы побудить его к определенным акциям через пробуждения в нем конкретных мотивов.
Эффективность управления деятельностью сотрудников во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование служащих организации, что и подтверждает гипотезу исследования о том, уровень профессиональной мотивации сотрудников организации зависит от условий профессиональной деятельности и сложившейся системы мотивации труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теоретических источников по проблеме профессиональной мотивации позволил составить следующие выводы.
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации профессиональной деятельности. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей.
Мотивация профессиональной деятельности, или профессиональная мотивация это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
На эффективность профессиональной деятельности влияет соответствие особенностей осуществляемой деятельности особенностям мотивационной сферы личности сотрудника.
Система мотивации - это сугубо индивидуальный и уникальный для любой организации инструмент управления, который предстоит выработать и правильно внедрить.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.
У большинства служащих организации наблюдается промежуточный мотивационный комплекс, т.е. средний уровень развития мотивации профессиональной деятельности.
Эффективность управления деятельностью сотрудников во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование служащих организации, что и подтверждает гипотезу исследования о том, уровень профессиональной мотивации сотрудников организации зависит от условий профессиональной деятельности и сложившейся системы мотивации труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алтунина И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения. – М.: МПСИ, 2006. – 130 с.
- Анискин Ю.П. Общий менеджмент. М. 2001.- 432 с.
- Анурова Н. И. Персонал в торговой организации. Как создать профессиональную команду. - М., 2003 – 234 с.
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / Перев. с англ. под ред. С.М. Мордовина. – СПб.: Питер, 2004.- 831 с.
- Биктяков К. С. Мотивация персонала организации в современных условиях / К. С. Биктяков // Машиностроитель. 2012. - № 4. - С.10-16.
- Блинов А.А. Мотивация персонала корпоративных структур/ А. Блинов // Маркетинг.- 2001.- № 1. - С. 88-101.
- Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 2007. – 219 с.
- Бражко Е.И., Серебряков Г.В., Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учеб. пособ. – М.: Издательство РИОР, 2006. – 126. с.
- Васильева О. Стимул к труду: точное попадание / О. Васильева // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - N 3 (март). – С. 59-64.
- Верховин В.И. Мотивация труда работников в условиях современного производства. - М.: Дело, 2002 – 422 с.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юрист, 2001. – 661 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2000. – 414 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 2003 – 432 с.
- Герчиков В. И.Трудовая мотивация: понятие, выявление и управление: (часть 1) / В. И. Герчиков // Личность. Культура. Общество. - 2006. - Т. 8, N 3. - С. 222-233.
- Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда/ И. Гущина// Общество и экономика.- 2000.
- Дудяшова В.П. Мотивация труда в менеджменте. - Кострома: Изд-во КГТУ, 2001. – 155 с.
- Дятлов В.А. Управление персоналом. – М.: ПРИОР, 2003. – 272 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 432 с.
- Иванова С. В. Мотивация на 100% : а где же у него кнопка? / С.В. Иванова. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 285 с.
- Иванова С. В. Самомотивация и ее развитие. Самоменеджмент/ С.В. Иванова // Справочник по управлению персоналом. - 2005. - N 3 . - С. 68-76.
- Каверин С.Б. Мотивация труда. М.: Дело, 2004. – 354 с.
- Коваленко М. Нематериальная система мотивации персонала: основы основ / М. Коваленко // Консультант. - 2011. – N13. - С.74-76.
- Макаренко Т.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала библиотеки // Библиотечное дело. XXI век. – 2009. - № 3. - С. 113.
- метод. пособие / Алтунина И. Р. – Москва: Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та, 2006. - 143 с.
- Орлов А.Б. Проблема мотивации в зарубежных теориях социального научения // Мотивация личности. - М., 2002. - С. 17-29.
- Травин В. В. Мотивационный менеджмент. - М., 2005. - С.14.
- Цветаев В.М. Управление персоналом/ В.М. Цветаев. - СПб: Питер, 2002. – 305 с.
- Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала - М.,2005. - С.7.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно - практич. пособие. – М.: Бизнес – школа "Интел – синтез", 2006 - 720 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика «Мотивация профессиональной деятельности»
(К. Замфир в модификации А. Реана)
Таблица 1
Шкала мотивов профессиональной деятельности
Мотив |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В очень незначитель-ной мере |
В незначи-тельной мере |
В неболь-шой, но и не в малой мере |
В большой мере |
В очень боль-шой мере |
|
1. Денежный заработок |
|||||
2. Стремление к продвижению по службе |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег |
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
|||||
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
|||||
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
Таблица 2
Показатели профессиональной мотивации служащих организации
№ сотрудника |
ВМ |
ВПМ |
ВОМ |
Мотивационный комплекс |
1 |
1 |
3 |
4 |
Наихудший |
2 |
2 |
4 |
1 |
Промежуточный |
3 |
4 |
3 |
2 |
Оптимальный |
4 |
5 |
5 |
3 |
Оптимальный |
5 |
3 |
4 |
2 |
Промежуточный |
6 |
2 |
3 |
1 |
Промежуточный |
7 |
2 |
4 |
5 |
Наихудший |
8 |
4 |
5 |
2 |
Промежуточный |
9 |
2 |
4 |
1 |
Промежуточный |
10 |
2 |
4 |
1 |
Промежуточный |
11 |
5 |
3 |
2 |
Оптимальный |
12 |
4 |
5 |
3 |
Промежуточный |
13 |
2 |
5 |
1 |
Промежуточный |
14 |
3 |
4 |
2 |
Промежуточный |
15 |
3 |
4 |
1 |
Промежуточный |
16 |
4 |
3 |
2 |
Оптимальный |
Примечания
1. ВМ – внутренняя мотивация
2. ВПМ – внешняя положительная мотивация
3. ВОМ – внешняя отрицательная мотивация
-
Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 2007. – 219 с. – C. 42 ↑
-
Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 2007. – 219 с. – С. 55 ↑
-
Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 2007. – 219 с. – С. 64 ↑
-
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно - практич. пособие. – М.: Бизнес – школа "Интел – синтез", 2006 - 720 с. – С. 124 ↑
-
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 2003 – 432 с. – С. 225 ↑
-
Алтунина И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения. – М.: МПСИ, 2006. – 130 с. – С. 66 ↑
-
Верховин В.И. Мотивация труда работников в условиях современного производства. - М.: Дело, 2002 – 422 с. – С. 153 ↑
-
Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда/ И. Гущина// Общество и экономика. - 2000. – С. 78 ↑
-
Биктяков К. С. Мотивация персонала организации в современных условиях / К. С. Биктяков // Машиностроитель. 2012. - № 4. - С.12. ↑
-
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юрист, 2001. – 661 с. – С. 305 ↑
-
Васильева О. Стимул к труду: точное попадание / О. Васильева // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - N 3 (март). – С. 61. ↑
-
Макаренко Т.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала библиотеки // Библиотечное дело. XXI век. – 2009. - № 3. - С. 113. ↑
-
Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 432 с. – С. 126 ↑
-
Иванова С. В. Самомотивация и ее развитие. Самоменеджмент/ С.В. Иванова // Справочник по управлению персоналом. - 2005. - N 3 . - С. 70. ↑
-
Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала - М.,2005. - С.7. ↑
-
Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда/ И. Гущина// Общество и экономика.- 2000. – С. 108 ↑
-
Верховин В.И. Мотивация труда работников в условиях современного производства. - М.: Дело, 2002 – 422 с. – С. 245 ↑