Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Современная методология изучения профессионального стресса
1.1 Специфика понятие «профессионального стресса»
1.2 Стресс в управленческой деятельности
2.1 Организация и методы исследования профессионального стресса руководителей
2.2 Рекомендации по профилактики и коррекции производственного стресса
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что проблема профессионального стресса в течении длительного времени является объектом пристального внимания ученых.
С одной стороны, профессиональный стресс воздействует на эффективность трудовой деятельности, а с другой влияет на состояние субъекта труда, его физическое и психологическое здоровье и самочувствие, а также на успешность личности в овладении требованиями профессии в целом.
В рамках профессиональной деятельности руководителю приходится выполнять разнообразные виды деятельности, среди которых: умственная, творческая, сложная деятельность, требующая высокой квалификации, высокой ответственности. Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что трудовая деятельность руководителей протекает как в стабильных условиях, так и в изменяющихся. Данные эмпирических исследований показали, что значимость различных компонентов профессиональных способностей в изменяющихся условиях значительно возрастает, происходит качественная трансформация психических процессов, к примеру, аналитическое мышление дополняется творческим.
Главные особенности управленческой деятельности проявляются в неопределенности возникновения различных организационных ситуаций и проблему ролевой и функциональной неопределенности.
В результате, руководителю приходится участвовать в разнообразных видах деятельности и выполнять большое количество функций и зон ответственности. Он решает различные профессиональные задачи, вынужден работать с большими потоками информации, часто это осуществляется в условиях функциональной и ролевой неопределенности при дефиците времени. Так же руководитель принимает высокоответственные решения, осуществляет руководство и координацию работы своих подчиненных, работает в условиях экономических рисков.
Цель исследования: изучить особенности профессионального стресса в управленческой деятельности.
Объект исследования – профессиональный стресс.
Предмет исследования – особенности профессионального стресса в управленческой деятельности.
Задачи исследования:
1) раскрыть, специфику понятие «профессионального стресса»;
2) рассмотреть стресс в управленческой деятельности;
3) провести эмпирическое исследование особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности;
4) предоставить рекомендации по профилактики и коррекции производственного стресса.
Гипотеза исследования: профессиональный стресс в управленческой деятельности связан с высоким уровнем конфликтности и низкой трудовой мотивации.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования; тестирование; опрос.
Методики исследования: экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева); опросник «Оценка мотивации организационного поведения».
Практическая значимость заключается в использовании материалов исследования для предупреждения и профилактики профессионального стресса в управленческой деятельности.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проходило в фирме по производству металлопластиковых окон и дверей «SALAMANDER». В исследовании приняли участие менеджеры по производству и продажам в количестве 6 человек.
Объем работы: 38 страниц.
Глава 1. Современная методология изучения профессионального стресса
1.1 Специфика понятие «профессионального стресса»
Стресс является нарушением психологического состояния впоследствии травмирующих ситуаций, это могут быть как негативные условия трудовой деятельности, так и другие аспекты человеческой деятельности.
В организационных условиях психологический стресс выражается в реакции субъекта на сложную, трудно разрешимую, согласно его представлению ситуацию [1].
Фактически каждому человеку приходилось сталкиваться со стрессом, переживая при этом эмоциональный дискомфорт. Как правило, стресс рассматривается как психические, физические и химические реакции человека на стрессоры.
Часто стресс выступает вследствие утомления и усталости. Различают три стадии стресса: глубокий, средней тяжести и повседневный. Специфика повседневного стресса выражается в кумулятивной особенности психики субъекта, главным образом, выполняющего сложную трудовую деятельность, в неблагоприятными условиями труда, в неблагоприятном психологическом климате внутри коллектива и т.д.[2]
Производственный стресс оказывает деструктивное воздействие на производительность трудовой деятельности и общую трудоспособность. В результате длительного пребывание в таком состоянии существенно снижается мотивация к труду, увеличивается брак на производстве, повышается уровень травматизма в организации.
Производственный стресс может приводить к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.
Из-за проблемы трудового стресса в психологии возникла новая отрасль для изучения - «Психология профессионального здоровья», которая рассматривает проблемы охраны здоровья работников и превентивной работой с рабочим предприятия.
Стресс может оказывать негативное воздействие на общее физиологическое состояние человека, на фоне чего могут развиваться многочисленные психосоматические заболевания, которые трудно поддаются лечению, в связи, с чем необходимо первоначально устранить начальную причину – стресс[3].
Еще одним часто встречающимся понятием является “психическое выгорание”, который рассматривают, как синдром, который появляется в результате латентных профессиональных стрессов. При сопоставлении специфики развития и протекания синдрома “выгорания” в разных профессиональных группах было зафиксировано, наиболее часто оно выражено у специалистов занятых в профессии системы «человек - человек».
По определению Г Селье стресс является всем тем, что приводит к быстрому старению организма или вызывает болезни [4].
В трудовых условиях стресс является одной из главных причин оказывающих воздействие на высокий уровень заболеваемости, главным образом, сердечнососудистыми и нервно-психическими, которые приводят к стойкой и длительной утрате трудоспособности.
Распространение организационного стресса приводит к снижению трудоспособности специалистов, и приводят организацию к экономически неэффективному состоянию[5].
С нервным перенапряжением и стрессом на работе сталкиваются все категории работников – от руководителей самого высокого ранга до работников, которые выполняю вредные и опасные работы и специалистов с низкой квалификацией.
Причинами профессионального стресса выступают как физические, так и психологические факторы, притом как действительно существующие, так и воображаемые. Физическими стрессорами могут выступать деструктивные воздействия профессиональной деятельности: значительная физическая нагрузка, недостаточная разработка эргономических аспектов и т.д.[6]
Среди психологических стрессоров выделяются такие как: повышенная ответственность, недостаточный или чрезмерный уровень информации, неточность обстоятельств, повышенная мотивация, недостаток времени, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в процессе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д.[7]
В рамках профессионального стресса выделяются определенные стресс-синдромы, которые рассматриваются как комплекс в относительной степени стабильных проявлений стрессовой рефлексии в организационно сложных обстоятельствах.
Стресс-синдромы являются деструктивными последствиями, появляющимися в контексте взаимодействия работника с трудовой деятельностью, выполнение которой осуществляется в конкретных трудовых условиях при наличии различных стресс-факторов.
Теоретические теории и эмпирические практики стресс-менеджмента определяют специфику развития профессионально детерминированных синдромов стресса, среди которых выделяются[8]:
- причины стресса, обусловленные содержательными характеристиками и условиями трудовой деятельности определенного типа;
- симптоматика переживаний стресса вроде острых и хронических стрессовых состояний;
- фиксация деструктивных последствий стресса в форме устойчивых индивидуальных и поведенческих деформаций.
На базе данного подхода выделяют несколько уровней синдромов стресса трудовой деятельности:
1) отображение индивидуальных репрезентаций определенных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, которые для человека воспринимаются как отягощающие или затрудняющие эффективное выполнение трудовой деятельности, и оказывающие деструктивное воздействие на качество его жизни и душевный комфорт;
2) переживание стресса в виде симптомов острых, кратковременных, хронических, главенствующих стрессовых или постстрессовых состояний. Среди таких стояний можно в качестве примера обозначить сниженную работоспособность, которая может возникать из-за монотонии, психического пресыщения, напряженности, стресса, утомления.
Согласно воззрениям Н. Е. Водопьяновой стрессовые симптомы можно обнаружить во всех сферах психики:
- эмоциональная сфера проявляется в чувстве тревоги, переживания значимости текущей ситуации;
- когнитивная сфера проявляется в восприятии угрозы, опасности, оценки ситуации как неопределенной;
- мотивационная сфера выражается в мобилизации или капитуляции сил, в подъеме или торможении, которое сопровождается чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса.
- поведенческая сфера связана с изменением активности, типичных темпов деятельности, возникновения скованности в движениях или в коммуникации[9];
3) симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкций и деформаций.
Профессиональные деструкции являются постепенно накопившимися деструктивными последствиями трудовых стрессов в форме стабильных изменений структуры и содержания трудовой деятельности, в том числе и структуры личности. Такие деструкции оказывают негативное воздействие на производительность, удовлетворенность трудовой деятельностью, на развитии личности работника.
В рамках выполнения профессиональных обязанностей перенапряжение нервной системы выражается в эмоциональных вспышках, способных провоцировать экстремальные ситуации. Через некоторое время порог экстремальности снижается, в результате чего у работника наблюдается постоянное перенапряжение, из-за чего у него развивается эмоциональная неустойчивость. И порой, сотрудника из состояния эмоционального равновесия может вывести громкий звук или яркий свет.
Исследователями различаются следующие виды профессионального стресса[10]:
- информационный стресс появляется в результате острой нехватки времени, в связи, с чем специалист не может справиться с возложенными задачами в краткий период времени из-за чрезмерной ответственности за принятые решения. Часто меняющиеся требования вызывают напряженность высшей нервной деятельности. Часто информационные критерии могут вноситься на завершающем этапе трудовой активности, из-за чего возникает необходимость в кардинальной переделке;
- эмоциональный стресс проявляется в результате затянувшихся конфликтных ситуаций в трудовом коллективе, главным образом, с руководством. Психологический настрой работника примеру, может существенно снижаться из-за постоянных угроз увольнения.
- коммуникативный стресс является разновидностью эмоционального стресса, который выражается в проблемах взаимодействия с коллегами.
Разновидности адаптационного синдрома в сфере организационных отношений часто обусловлены характером личности, однако при этом протекают у всех одинаковым образом.
На уровне высшей нервной деятельности адаптационный синдром подразделяется три стадии развития[11]: