Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проблема коммуникаций в организации
1.1. Понятие и сущность коммуникации в процессе деятельности организации
1.2. Основные этапы и элементы коммуникационного процесса
2. Исследование особенностей коммуникаций в организации
2.1. Организация и методы исследования
Через пять минут участников игры сменяет новая пара игроков. Теперь роль телевизора должен играть представитель второй команды. Выигрывает та команда, члены которой были наиболее находчивы, раскрепощены и легки в общении. Рефлексия.
Упражнение № 3 «Торт».
Цель: формирование эмоционального единства группы.
Планируемое время: 7 минут.
Тренер предлагает всем: «Давайте испечём необычный торт. Каждый из нас будет каким-то компонентом». Тренер предлагает роли (мука, сахар и т.д.), читает рецепт, а участники» перемешиваются» в той последовательности, как это предусмотрено в рецепте. Рефлексия.
Упражнение № 4 «Герб».
Цель: стимулирование интереса членов группы друг к другу.
Планируемое время: 25 минут.
Членам группы раздаются листы бумаги (А3), фломастеры и цветные карандаши. Им предлагается за 10 минут нарисовать свой герб. Но по условию этот герб должен быть разделен на пять частей. В первой части надо нарисовать самый большой успех своей жизни. Во второй – три дела, которые лучше всего умеете делать. Третья часть должна содержать рисунок части тела, которая больше всего вам нравится. В четвертой части надо изобразить идеальное место для своей души. А в пятой части надо написать свой девиз.
После того, как все участники тренинга выполнят свои рисунки, они в порядке очереди, должны презентовать их группе и дать пояснения. Рефлексия.
Упражнение № 5 «Корабли и скалы».
Цель: развитие толерантности, доверия, эмпатии.
Половина играющих - «корабли», половина - «скалы». «Скалы» рассаживаются на полу, а «корабли» закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении «корабля» «скала» издаёт шипящий звук, с которым «волны накатываются на камень». Цель «скал» - не допустить кораблекрушения, то есть столкновения с ним другого игрока. Потом участники меняются ролями. Рефлексия.
Упражнение № 6 «Глаза в глаза».
Цель: формирование у членов группы доверия друг к другу и развитие социальной перцепции.
Планируемое время: 5 минут.
Упражнение поможет сломать деструктивные барьеры в общении, лучше узнать себя и других членов группы.
Группа делится на две части, равные по количеству. Необходимо образовать два круга (один в другом) произвольно распределившись по парам.
Задание: Взяться за руки и молча смотреть в глаза, изучая друг друга (1-3 минуты), задумываясь и мысленно отвечая себе на вопросы, кто передо мной, какой это человек, какие чувства я испытываю к нему? По команде тренера образовать новую пару, сдвигаясь по кругу на один шаг. Задание считается выполненным, когда все участники побывают в паре. Рефлексия.
Упражнение № 7 «Связующая нить».
Цель: вербализация чувств, сплочение группы.
Планируемое время: 10 минут.
Тренер передаёт клубок с нитью по кругу и говорит: «Скажите, что связывает вас с предыдущим участником, что сейчас чувствуете, что хотите пожелать другим». Когда нить возвратится к тренеру, её натягивают, закрывают глаза. Тренер говорит, что мы - одно целое, и каждый из нас важен и значим в этом целом. Рефлексия.
Выводы по главе 2.
В рамках эмпирического исследования было выявлено, что у большинства сотрудников рекламной компании наблюдается средний уровень общительности, что выражается в нормальной коммуникабельности.
Кроме того, у такого же числа работников отмечается общительность ниже среднего уровня, которая выражается в том, что работники в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно.
Также у доминирующего числа сотрудников компании отмечается средний уровень психологического климата, который проявляется в том, что доминирующее число сотрудников приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.
Статистический анализ полученных результатов подтвердил связь между показателями обшительности и психологического климата сотрудников рекламной компании подтвердилась, что и подтверждает гипотезу исследования о том, что уровень коммуникаций сотрудников зависит от степени психологического климата коллектива организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теоретических источников по проблеме коммуникаций в организации позволил составить следующие выводы.
В процессе специализации управленческого труда коммуникации выделились в самостоятельный вид профессиональной деятельности, цель которых - формирование и эффективное развитие всех видов капитала организации. Достигается эта цель с помощью применения специальных коммуникационных технологий, методов, инструментов, механизмов.
Коммуникации осуществляются в различных видах и формах, исследование которых позволяет определить способы повышения их эффективности.
Особого внимания заслуживают межличностные коммуникации, которые зависят от множества факторов. Изучение влияния различных факторов, таких, как, обратная связь, статусные различия, компетентность, доверие и совместимость работников, культурные различия и многие другие, позволит изучить процессы межличностных коммуникаций.
Результаты эмпирического исследования показали, что у большинства сотрудников рекламной компании наблюдается средний уровень общительности, что выражается в нормальной коммуникабельности.
У такого же числа работников отмечается общительность ниже среднего уровня, которая выражается в том, что работники в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно.
Кроме того, у доминирующего числа сотрудников компании отмечается средний уровень психологического климата, который проявляется в том, что доминирующее число сотрудников приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.
Статистический анализ полученных результатов подтвердил связь между показателями обшительности и психологического климата сотрудников рекламной компании подтвердилась, что и подтверждает гипотезу исследования о том, что уровень коммуникаций сотрудников зависит от степени психологического климата коллектива организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М, 2007. – 423 с.
- Бахарева Р.Ф., Коммуникативные процессы в организации, проблемы и способы совершенствования / Р.Ф. Бахарева, Л.В.Кандыбальская. - II Общероссийская студенческая электронная научная конференция, «Студенческий научный форум», 2010.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Валуев С.А., Игнатьев Л.В. Организационный менеджмент: Учебное пособие для экономических специальностей и направлений высшего образования. - М.: Нефть и газ, 2003. -166 с.
- Введенская Л.А., Деловая риторика: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов-н/Д.: Элит, 2001. - 452 с.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособ. по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2000. – 367 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2007. - 224 с.
- Гохман О.Я., Основы речевой коммуникации / О.Я. Гохман, Т.М. Надеина. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 358 с.
- Громкова М.Т., Организационное поведение: учебное пособие для вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 387 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2009. - 624 с.
- Зайцев Г., Лашманова Н., Дягилева Н., Саакян Ар. Управление персоналом в организации.- СПб. : «Северо-Запад», 2006. - 176 с.
- Зайцева О.А. Радугин А.А. Радугин К.А. Рогачева Н.И. Основы менеджмента. М.: Центр, 2006. - 314 с.
- Зверенцева А.Б., Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR / А.Б. Зверенцева. - 2-е изд.,перераб. - СПб.: СОЮЗ, 2009. - 357 с.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 352 с.
- Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М.: Инфра-М, 2001. – 220 с.
- Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / А. Я. Кибанова. – 3-еизд., доп. иперераб. – М. : ИНФРА– М, 2005. – 320 с.
- Кибанов А.Я., Основы управления персоналом: учебник/ А.Я. Кибанов. - 2-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 447 с.
- Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. Практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
- Лэйхифф Д.М., Бизнес-коммуникации / Д.М. Лэйхифф, Д.М. Пенроуз. - СПб.: Питер, 2005. - 369 с.
- Лютенс Ф. Организационное поведение / Ф. Лютенс. - М.: Инфра-М, 1999. – 692 с.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ЛТД, 2002. - 246 с.
- Математические методы обработки данных // http://www.psychol-ok.ru/statistics/spearman/
- Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 415 с.
- Мильнер Б.З., Проблемы управления в современной экономике / Б.З. Мильнер. -М.: Знание, 2002. – с. 255
- Молл Е.Г., Организационное поведение: учебное пособие / Е.Г. Молл. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 245 с.
- Орлова Т.М., Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами / Т.М. Орлова. - М.: РАГС, 2002. - 394 с.
- Петрушин В.И. Психология менеджмента. - М.: Юнити.- 2001.- 168 с.
- Почепцов Г.Г., Теория и практика коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М:. Центр, 2007. – 127 с.
- Розанова В. А. Психология управления. - М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 2005. - 384 с.
- Семенов Ю. Г. Организационная культура: учеб пособ. / Ю. Г. Семенов. – М.: Логос, 2006. – 256 с.
- Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Музыченко. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 528 с.
- Фёдорова Н. В., О. Ю. Минченкова. Управление персоналом организации. - М. : КНОРУС, 2011. — 536 с.
- Чекурова М.В., Внешэкономическая деятельность предприятия / М.В.Чекурова, В.И. Попырин. - Новосибирск.: 2001. – 320 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского
Опросник.
- Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
- Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
- Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
- Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.
- Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
- Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
- В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
- Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
- Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
- Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
- У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
- Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
- Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Таблица 1
Показатели общительности сотрудников рекламной компании
№ сотрудника |
Баллы |
Степень благоприятности психологического климата |
1 |
26 |
низкий |
2 |
20 |
ниже среднего |
3 |
14 |
средний |
4 |
17 |
средний |
5 |
19 |
ниже среднего |
6 |
22 |
ниже среднего |
7 |
15 |
средний |
8 |
16 |
средний |
9 |
23 |
ниже среднего |
10 |
17 |
средний |
11 |
27 |
низкий |
12 |
22 |
ниже среднего |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест)
Таблица 1
Тестовый материал
№ |
Признаки здорового психологического климата |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Признаки нездорового психологического климата |
1 |
Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. |
Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости. |
|||||
2 |
Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. |
Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению. |
|||||
3 |
Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении. |
Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения. |
|||||
4 |
Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. |
Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих. |
|||||
5 |
В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие. |
В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком. |
|||||
6 |
В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. |
В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого. |
|||||
7 |
Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. |
В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно. |
|||||
8 |
У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. |
Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе». |
|||||
9 |
Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций. |
Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями. |
|||||
10 |
Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. |
Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем. |
|||||
11 |
Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. |
У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов. |
|||||
12 |
Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. |
Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает. |