Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проблема коммуникаций в организации
1.1. Понятие и сущность коммуникации в процессе деятельности организации
1.2. Основные этапы и элементы коммуникационного процесса
2. Исследование особенностей коммуникаций в организации
2.1. Организация и методы исследования
- Незначительной благоприятности - 20-30 баллов.
- Показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.
Таким образом, для исследования и диагностики степени коммуникации сотрудников рекламной компании была составлена программа исследования, содержащая следующую процедуру исследования: оценка уровня общительности сотрудников и диагностика психологического климата коллектива компании.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
На первом этапе исследования была проведен тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского. Полученные результаты представлены в Приложении 1. Анализ данных позволил составить таблицу 1.
Таблица 1
Показатели общительности сотрудников рекламной компании
Уровень общительности |
Кол-во сотрудников |
Показатели в % |
Очень низкий |
0 |
0 |
Низкий |
2 |
16,6 |
Ниже среднего |
5 |
41,7 |
Средний |
5 |
41,7 |
Выше среднего |
0 |
0 |
Высокий |
0 |
0 |
Очень высокий |
0 |
0 |
Как видно из таблицы 1, у 41,7% сотрудников рекламной компании наблюдается общительность ниже среднего уровня. Сотрудники в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. И все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Однако данные недостатки исправимы.
У такого же числа работников – 41,7% отмечается средний уровень общительности, что выражается в нормальной коммуникабельности. Сотрудники любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.
И у 16,6% сотрудников зафиксирован низкий уровень коммуникативных способностей, проявляющийся в замкнутости, неразговорчивости, предпочтения одиночества. У таких людей мало друзей, новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают их в панику, то надолго выводит из равновесия. Зачастую, осознавая свой характер, они недовольны собой. Однако если сильно увлекаются, то приобретают вдруг полную коммуникабельность.
Полученные результаты наглядно отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Показатели общительности сотрудников рекламной компании
Из рисунка 1 наглядно видно, что у большинства сотрудников рекламной компании наблюдается средний уровень общительности, что выражается в нормальной коммуникабельности.
Кроме того, у такого же числа работников отмечается общительность ниже среднего уровня, которая выражается в том, что работники в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно.
На втором этапе исследования была проведена диагностика психологического климата в малой производственной группе В. В. Шпалинского, Э. Г. Шелеста. Первичные показатели представлены в Приложении 2.
Качественный анализ результатов, позволил составить следующую таблицу 2.
Таблица 2
Показатели психологического климата сотрудников рекламной компании
Уровень психологического климата |
Кол-во сотрудников |
Показатели в % |
Высокий |
0 |
0 |
Средний |
6 |
50 |
Незначительный |
4 |
33,3 |
Неблагоприятный |
2 |
16,7 |
Как видно из данной таблицы 2, у 50% работников компании отмечается средний уровень психологического климата, который проявляется в том, что доминирующее число сотрудников приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.
Члены коллектива в ситуации неприятностей пытаются свалить вину друг на друга или находят виноватого. В трудовом коллективе отсутствуют доверительные и дружеские отношения.
У 33,3% сотрудников рекламной компании наблюдается незначительный уровень благоприятности психологического климата, который выражается в безразличии к эмоциональному общению сотрудников по отношению друг к другу.
И неблагоприятный климат в коллективе отмечают 16,7% сотрудников. Это свидетельствует о том, что работники организации предпочитают «свое» носить в «себе», каждый сам за себя. Сотрудники искренне не радуются успеху своих коллег.
В деловых отношениях критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов. До настоящей гласности в данном коллективе еще далеко.
У работников часто можно отметить нервозность, скрытую или явную раздражительность. В присутствии руководителя в коллективе ощущается скованность и напряжение.
Для более наглядного представления данных результатов, была составлена диаграмма, которая представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Показатели психологического климата сотрудников рекламной компании
Таким образом, как видно на рисунке 2, у доминирующего числа сотрудников компании отмечается средний уровень психологического климата, который проявляется в том, что доминирующее число сотрудников приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.
Полученные результаты необходимо проверить дополнительными математическими расчетами. Для выявления связи показателей общительности и психологического климата сотрудников рекламной компании был применен ранговый коэффициент корреляции Спирмена.
Расчеты осуществлялись автоматически на сайте psychol-ok.ru. [11] Необходимые расчеты представлены в Приложении 2.
Критические значения для n = 12 представлены в таблице 3
Таблица 3
Критические значения для N = 11
N |
p |
|
0.05 |
0.01 |
|
12 |
0.58 |
0.73 |
Результат: rs = -0.78
Ось значимости с критическими показателями и эмпирическим значением представлена на рисунке ….
0,58 0,73 rэмп = -0,78
Рисунок 3. Ось значимости
Эмпирическое значение (rэмп = -0,78) попало в зону значимости, следовательно, связь между показателями обшительности и психологического климата сотрудников рекламной компании подтвердилась, что и подтверждает гипотезу исследования о том, что уровень коммуникаций сотрудников зависит от степени психологического климата коллектива организации.
Таким образом, барьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. К ним можно отнести отношение коммуникатора информации к реципиенту; отношение коммуникатора к источнику информации; восприятие получателем информации многозначных слов; отсутствие обратной связи.[12]
В связи с этим нужно учесть некоторые способы профилактики негативных явлений в коммуникационном процессе организации.
1. Регулирование информационных потоков. Нужно оценивать качественную и количественную стороны своих и подчиненных информационных потребностей. Информационные потребности в значительной мере зависят от целей руководителя, принимаемых им решений и характера показателей оценки результатов его работы.
2. Управленческие действия. Дополнительные действия: обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стратегии, целей и назначений, необходимых для более эффективной реализации намеченного, контроль хода работ по плану-графику, отчеты по результатам этого контроля.
3. Системы обратной связи. Совершенствование в организации систем обратной связи. Один из вариантов - перемещение людей из одной части организации в другую для обсуждения определенных вопросов. Другой - опрос работников для получения различной информации.
4. Системы сбора предложений. Цель - снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх. Ящик для предложений, собрания трудового коллектива для передачи сообщений.
5. Информационные бюллетени и публикации организации. Статьи с обзором предложений по поводу управления, ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников и т.п.
6. Современная информационная технология. Персональные компьютеры, электронная почта, интеренет которые уменьшают поток телефонных разговоров.[13]
Для руководителей можно предложить следующие эффективные пути решения коммуникационного процесса, которые помогут им повысить управляемость:
- добиваться от себя ясности и точности формулировки сообщений, учиться изображать свои мысли таким языком и передавать информацию таким образом, чтобы она была понятна подчиненным;
- следовать принципу, что управленческие сообщения скорее являются средствами, чем конечными целями, цель управленческих сообщений - содействовать установлению понимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение целей предприятия;
- использовать в процессе коммуникаций неформальные организации в дополнение к формальным, постоянно совершенствуя при этом навыки общения в межличностных коммуникациях (умение слушать; систематически обдумывать и анализировать вопросы, правильно использовать язык жестов и интонаций; удачно применять эмпатию, т. е. проявлять внимание к чувствам других людей, сопереживание, поддержание открытости в разговоре, эффективно налаживать обратную связь, т. д.);
- стремиться к регулированию информационных потоков, стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах;
- стремиться к управлению информационными потоками путем создания периодических собраний, коротких встреч с подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, и т. д.
- использовать систему обратной связи на организационном уровне;
- использовать систему сбора предложений, целью которой является снижения остроты тенденций фильтрации и игнорирования идей на пути сверху - вниз, облегчение поступления информации наверх, все работники при этом получают возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования;
- использовать информационные бюллетени, публикации и видеозаписи, целью которых является пропаганда целей и политики организации в области дальнейшего развития;
- использовать в своей работе современные информационные технологии, для повышения эффективности информационного обмена;
- создавать в процессе деятельности специальные коммуникативные сети, позволяющие обеспечить поступление правильной информации нужным людям в нужное время.[14]
Также в компанию следует пригласить психолога-тренера, который может провести психологические упражнения, направленные на сплочение группы, формирование комфортной психологической атмосферы в коллективе.
Упражнение № 1 «Гирлянда приветствий».
Цель: разогрев группы.
Планируемое время: 5 минут.
Группа выстраивается в шеренгу. Первый быстро выходит перед строем и по-особому приветствует всех, становится в строй. Все остальные, по очереди быстро повторяют его приветствие перед строем. Затем второй участник выходит из шеренги и показывает свой вариант приветствия. Все повторяют. Упражнение продолжается до представления своего варианта приветствия последним участником. Рефлексия предыдущего занятия.
Упражнение № 2 «Телевизор».
Цель: преодоление коммуникативных барьеров. Развитие навыков свободного общения в затруднительных ситуациях; разогрев группы.
Планируемое время: 15 минут.
Группа делится на две команды. От каждой команды приглашается по одному участнику. Один играет роль телевизора, а второй роль пульта управления (переключателя каналов). Все остальные члены группы являются зрителями.
«Переключатель каналов» делает щелчок и объявляет программу, например, «В мире животных». Мгновенно телевизор должен начать репортаж по данной программе. «Переключает» вновь переключает канал и в эфире новости. Диктор в телевизоре начинает вести передачу.