Файл: Особенности коммуникаций в организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.

Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, то она прекратит своё существование.

Один из первых теоретиков организационного поведения Бернард Ч. отмечал, что в любой достаточно полной теории организации коммуникация займет центральное место, потому что структура, размеры и масштабы деятельности организаций почти полностью определяются средствами коммуникаций.

Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования. Поэтому проблема развития и коррекции коммуникаций в организации является актуальной.

Разработанность в науке. Проблему коммуникаций в организации изучали такие авторы как: О.Я. Гохман, М.Т. Громкова, Т.М. Орлова, Г.Г. Почепцов, Р.Ф. Бахарева и др.

Цель исследования: изучить особенности коммуникаций в организации.

Объект исследования: процесс коммуникаций.

Предмет исследования: особенности развития коммуникаций в организации.

Гипотеза исследования: уровень коммуникаций сотрудников зависит от степени психологического климата коллектива организации.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие и сущность коммуникации в процессе деятельности организации.

2. Описать основные этапы и элементы коммуникационного процесса.

3. Провести исследование особенностей коммуникаций в организации.

4. Предложить рекомендации по развитию коммуникаций в организации.

Методы исследования: изучение научной литературы по теме исследования, качественный и сравнительный анализ полученных показателей, статистический анализ результатов исследования.

Методики исследования:

1. Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского.


2. Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест).

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов исследования в практической деятельности менеджеров, руководителей и штатных психологов.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.

1. Проблема коммуникаций в организации

1.1. Понятие и сущность коммуникации в процессе деятельности организации

Отрезок пути развития коммуникации как социологического, психологического, межкультурного, экономического явления принуждает посмотреть на данный процесс, во-первых, со стороны необходимости социального производства, в котором элементарные факторы (земля, труд, капитал) функционируют лишь при обстоятельстве результативного применения коммуникации.

Коммуникация - это обмен информацией, познаниями, умственной собственностью. В ходе специализации руководящего труда коммуникации отделились в независимый вид профессионального труда. Их целью является развитие и результативное формирование всех видов капитала организации. Для достижения данной цели необходимо использовать особые коммуникационные технологии, методы, инструменты, механизмы.

По мнению Л. А. Введенской, коммуникации играют важную роль в коллективной динамике. Без коммуникаций не может быть общения, а без общения не может быть и группы. Итак, коммуникации являются главным условием развития группы и ее жизнедеятельности.[1]

Следовательно менеджеру необходимо отлично знать средства коммуникации, уметь рационально их использовать в ходе общения, одолевать коммуникативные препятствия непонимания.

Основатель клана Рокфеллеров Джон-старший отмечал, что умение общаться с индивидами является таким же покупаемым за деньги товаром, как сахар либо кофе, и он готов платить за данный навык намного больше, чем за какой-либо иной товар в данном мире.

Общение играет огромную роль для развития адекватных взаимоотношений в коллективе, поддержания необходимой степени психологической близости между его членами. Деловое общение подразумевает в основном перенос информации в виде слов.


Изучения в сфере использования коммуникаций в менеджменте образовали отдельную ветвь, которая называется коммуникационный менеджмент. Это еще раз обосновывает всю значимость применения необходимого вида коммуникаций в организации для ее эффективной работы.

Суть коммуникационного менеджмента состоит в его двойном происхождении. С одной стороны, коммуникационный менеджмент анализируется как отдельный профессиональный труд по применению коммуникационных средств, методов, инструментов, процессов которые способствуют формированию и результативному развитию всех видов капитала организации. Собственно данный профессиональный труд помогает управляющим составлять стратегию результативного развития, создавать организационную культуру, отбирать хорошие каналы коммуникации и т. д.

С иной стороны, коммуникационный менеджмент является наукой об данном руководстве. Она исследует взаимодействие и взаимосвязь во времени и пространстве компонентов, которые создают и результативно применяют все виды капитала организации. Кроме того, познает законы обмена информацией, познаниями и умственной собственностью в ходе формирования и развития организации.

О. Я. Гохман указывал, что целями коммуникационного менеджмента являются: отбор и аккумулирование информации из внешних по отношению к организации источников; систематизация, изменение, обеспечение доступности информации; распространение и обмен информацией как внутри организации, так и во вне ее; поиск результативных методов инструментов и процессов интегрированной коммуникации. Также воплощение «фирменной» коммуникации в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении; формирование, оценка и применение нематериальных активов.[2]

Начало и развитие изначальных форм коммуникационного менеджмента в современной России так же, как когда-то в Европе, осуществлялась в рамках формирования социально-экономических механизмов. Потребность в действенном руководстве коммуникациями усилилась с развитием в России рынка информационных технологий.

Билл Гейтс дал следующее определение менеджменту познаний - руководство информационными потоками. Оно обязано гарантировать, что нужные известия достигнут нужных людей в нужное время, чтобы данные индивиды могли в нужное время совершать необходимые действия.

Коммуникационный менеджмент является технологией обмена информацией для бизнеса в менеджменте познаний и гарантирует организации определенный результат по некоторым направлениям:


- составление стратегии результативности организации;

- создание корпоративной культуры;

- создание каналов коммуникации внутри организации;

- создание каналов коммуникации во внешней среде организации.

Необходимо проанализировать эти составляющие более подробней.

Разработка стратегии результативности организации. Практика менеджмента анализирует производительность не лишь как более интенсивное использование капиталов, земли, материалов, оборудования, но и как грамотное применение всех иных факторов, в том числе информации и времени. Собственно применение информации устанавливает сущность труда коммуникационного отделения каждой организации по достижению единого результата. Данная работа начинается с составления долгосрочной стратегии, в основание которой положен системный подход.

Место коммуникации и ее инструментов в похожих стратегических проектах устанавливает степень решения вопросов человеческих ресурсов, а кроме того, продвижение информации сверху вниз.

Коммуникационные технологии дают возможность проводить открытую политику в отношении сотрудников, которая предусматривает огромную степень его участия в принятии решений, сотрудничество, удовлетворение от труда и определенное поощрение. В рамках данной обязанности реализуется мониторинг сознания, мнений, отношений и поведения как внутри, так и вне организации.

Формирование корпоративной культуры возможно анализировать с двух сторон. С одной стороны, корпоративная культура является нематериальным активом организации и фактором формирования добавленной стоимости.

Известно выражение М. Кастельса: культуры сформированы из коммуникационных процессов. Также необходимо обратиться к мыслям П. Бурдье о трех видах капитала: экономическом, культурном и символическом.

При конкретных обстоятельствах культура имеет возможность выступать в форме капитала. Если анализировать измерение капитала в культуре, то обладатель культурных потребительных стоимостей (образования, творческих навыков, литературного дара и т. п.) становится обладателем культурного капитала, когда он внедряет данные стоимости в механизм рыночного обмена, трансформирует их в стоимость и в итоге обмена обретает немалую экономическую власть, либо огромный капитал.

Подтверждение данной мысли встречается у В. Ильина, который считал, что компоненты культуры (квалификация, навык, произведение искусства либо изобретение) превращаются в культурный капитал, когда они приступают приносить их обладателю прибыль либо увеличивать его экономическую власть. Это происходит в ситуации, когда обладатель этого компонента культуры присваивает себе весь либо большую часть произведенного прибавочного продукта.


Культурный капитал не отделен стеной от иных форм капитала. С иной стороны, корпоративная культура представляется элементом организационного капитала фирмы, который, в собственную очередность, представляется частью умственного капитала организации. Обе стороны явления корпоративной культуры актуальны, если принимать во внимание итоговую цель.

Культура организации (организационная культура, корпоративная культура) является совокупностью организационных, руководящих, технологических, информационных и неформальных межличностных отношений, которую можно достигнуть при конкретном уровне формирования управленческого труда и руководящих познаний.

Как правило, управляющие организации не могут осуществлять собственную стратегию и необходимые перемены не потому, что они не подтверждены либо являются неверными, а из-за недооценки важности культуры собственной организации. Решительные изменения оказываются вероятными лишь в ситуации, когда все участники данного процесса верят в них и их поддерживают.

В прогрессивных организациях стимулируются колебания и творчество, доверие, групповой стиль труда и обмен опытом. В то же время в них сформирована конкретная инфраструктура, которая способствует обучению и помогает руководить распространением познаний.

Одной из форм коммуникации представляется система подачи и осуществления предложений по совершенствованию труда компании. К примеру, в компании Audi работник, у которого возникла идея, заполняет определенный бланк и анализирует с начальником собственное предложение о вероятности его осуществления. Если польза видна, то короткое описание идеи отправляется в Интернет - систему, которая может проанализировать 40 тысяч заявок в день. Расчет эффекта (прямого либо косвенного) исполняется непосредственным начальником работника, который подал заявку.

В ситуации, если предложение повышает прибыль компании, размер премии составляет 10% от обретенной экономии.[3]

Российские компании, которые появились в последние года, заново формировали собственную корпоративную культуру. Смена собственников предприятий наложилась на смену экономических формаций, и ревизии пришлось подвергнуть фактически все: от соцсоревнования и досок почета до процедуры приема на работу. Только в 2000 - 2001 гг. к российским финансово-промышленным группам пришло понимание нужды нацеленного воспитания у сотрудников ощущения принадлежности к единой компании.