Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая характеристика налоговой политики РФ
Характеристика основных налогов РФ
Направления налоговой политики РФ
Проблемы и нестабильность налоговой политики РФ
Глава 2. Отличительные черты реализации налоговой политики РФ
Особенности налоговой политики РФ на современном этапе
Оптимизация налоговой политики РФ
Введение
В арсенале государства имеются большое количество экономических рычагов, при помощи которых оно может воздействовать на рыночную экономику. Одним из таких рычагов, который обладает значительной эффективностью, является налог.
Переход на рыночную форму хозяйствования невозможно осуществить без наличия правильной и грамотной системы налогообложения в стране, которая позволит функционировать государству, как таковому.
Государство в значительной степени использует налоговую политику для того, чтобы регулировать финансово- кредитный механизм в экономике. В данном случае важно определить и найти баланс в системе налогообложения в стране. От правильного и эффективного построения зависит в целом функционирование народного хозяйства.
В других странах мирового сообщества вопросы оптимизации системы налогообложения занимают важное место и разрабатываются уже достаточно давно.
Налоговая политика призвана сбалансировать коммерческие интересы в лице предпринимателей с интересами государства в лице налоговых органов. Для этого налоговая политика опять таки использует главный экономический метод – налоги.
Значимость темы курсовой работы определяется тем, что налоги призваны сформировать в государстве ровные отношения между предпринимателями и государством. Также значимость налоговой политики состоит в том, чтобы стимулировать предпринимательскую активность и деятельность инвесторов.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Особенности налоговой политики в Российской Федерации».
Объектом курсового исследования является налоговая политика и ее особенности в РФ.
Предметом курсового исследования это теоретическая характеристика и практическое исследование налоговой политики РФ.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны особенностей налоговой политики в РФ.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе планируется рассмотреть теоретическую характеристику налоговой политики в РФ. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть характеристику основных налогов РФ;
- рассмотреть направления налоговой политики РФ;
- изучить проблемы и нестабильность налоговой политики РФ.
Во второй главе планируется рассмотреть отличительные черты реализации налоговой политики РФ. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть особенности налоговой политики на современном этапе;
- рассмотреть оптимизацию налоговой политики РФ;
- рассмотреть предложения по совершенствованию налоговой политики РФ;
- сделать соответствующие выводы по результатам исследований.
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Налоги и налогообложение», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе главный налоговый документ страны – Налоговый Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Он дает широкое объяснение многим аспектам, которые были рассмотрены в данной работе. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт. Это свидетельствует об актуальности тезисов, которые были проанализированы в данной работе.
Проблеме видов налогов и его классификации посвящено множество работ. Это работы Евстигнеева, Молчанова, Колчина, Заяц и т.д. Немаловажную роль в написании данной работы сыграли научные статьи из периодической литературы «Налоги и налогообложение», а также «Финансы и управление». Авторами тема исследования рассматривается полно и с новой точки зрения.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая характеристика налоговой политики РФ», «Отличительные черты реализации налоговой политики РФ»), заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Теоретическая характеристика налоговой политики РФ
Характеристика основных налогов РФ
Современная налоговая система России сложилась в период формирования основ рыночной экономики. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку налогового законодательства, экономический и социальный кризис в стране — все это повлияло на становление налоговой системы[1].
Российская налоговая система была сформирована на основе опыта зарубежных стран. Поэтому во многом российская налоговая система во многом соответствовала принципам построения налоговых систем в мировом сообществе. Законодательством РФ были определены структура и общий механизм функционирования, перечень налогов и сборов, которые существуют в данном государстве. Благодаря этому налоговая система РФ стала представлять собой совокупность между прямыми и косвенными налогами и сборами.
По отношению к ВВП налоговые сборы составляют немного — по различным оценкам, от 20 до 30%, тогда как в зарубежных странах этот показатель достигает более высоких значений (до 40—50% в Германии, Франции, Бельгии, Швеции и др.)[2].
Налоговая система РФ отличается тем, что в основе ее реализации на практике преобладают косвенные налоги. Так, доля поступлений от них в налоговых доходах федерального бюджета в среднем за последние годы составила 55%[3].
Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС), влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса.
Тот факт, что российская экономика и налоговая система переходят к косвенному налогообложению, обусловлен тем, что в России налоговая политика направлена на решение следующих задач. Это соответствие налоговых систем России и других стран мирового сообщества, формирование и обеспечение стабильного источника доходов в бюджет, а также возможность систематизировать доходы[4].
Основной налог в РФ – это НДС. Главная и самая основная функция НДС – это фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах разных стран неодинакова. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах — 24%. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России 50,0%[5].
НДС – это налог, который является неким изъятием в государственный бюджет части добавленной стоимости. Изъятие части добавленной стоимости осуществляется на всех стадиях производства и обращения товаров. В общем виде НДС представляет собой разницу между стоимостью товаров и услуг, которые были реализованы и стоимостью материальных затрат, которые были понесены для производства того или иного товара или услуги[6].
Законодательством определяется достаточно широкий круг налогоплательщиков по НДС. Это все организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица; предприниматели, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Налог на добавленную стоимость включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). Однако фактическим плательщиком НДС выступает конечный потребитель, и данный факт является несправедливым[7].
Следующим по значению косвенным налогом являются акцизы. Это старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно-имущественного обложения, акцизы несколько сдали свои позиции.
Тем не менее, акцизы и на сегодняшний день играют достаточно значимую роль при формировании государственного бюджета страны. НК РФ присвоил акцизам статус одних из главных федеральных налогов.
Акцизы представляют собой разновидность косвенных налогов, однако они имеют ряд специфических черт[8]:
- Во-первых, акциз — индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС — универсальный косвенный налог).
- Во-вторых, объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями. Следовательно, из сферы обложения акцизами выпадают работы и услуги.
- В-третьих, акцизы функционируют преимущественно в производственной сфере (а НДС — в сфере производства и обращения)[9].
Таким образом, в заключении данного раздела можно прийти к следующим выводам.
- налоговая система РФ формировалась под влиянием налоговых систем стран мирового сообщества, поэтому носит общие с данными системами черты.
- налоговая система РФ включает в себя обширный перечень налогов и сборов.
- в данном разделе были рассмотрены особенности НДС и акцизов, как одних из главных федеральных налогов.
- НДС – это налог, который представляет собой изъятие части добавленной стоимости. Несмотря на то, что круг налогоплательщиков НДС достаточно широк, основными его плательщиками выступают потребители товаров, которые облагаются НДС.
- акциз представляет собой один из основных налогов федерального значения.
Направления налоговой политики РФ
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации являются следующие[10]:
1) совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организации и потребителей, снижения общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков за счет[11]:
- за счет того, что налоговое администрирование стало более совершенным[12]. Речь идет о том, что была решена проблема неправомерного возмещения сумм НДС при процедуре выделения в платежном документе соответствующей специальной строки.
- за счет того, что были введены дифференцированные ставки акцизов на бензин, в соответствии с уровнем качества данного бензина.
- за счет того, что были установлены специфические ставки налога на добычу полезных ископаемых[13].
- введения в перспективе налога на недвижимость, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости,
- освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых холдингами от инвестиций в дочерние общества,
- разработки механизма усовершенствования налогового контроля применения трансфертного ценообразования в целях минимизации налогов.
2) совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;
3) установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение теневых экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.
Если данные направления налоговой политики РФ будут реализованы, то подобные меры реформирования позволят привести налоговую систему российского государства к исполнению задачи реализации экономического роста в стране[14].
Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на построение налоговой системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, интересам государства и налогоплательщиков.