Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая характеристика налоговой политики РФ
Характеристика основных налогов РФ
Направления налоговой политики РФ
Проблемы и нестабильность налоговой политики РФ
Глава 2. Отличительные черты реализации налоговой политики РФ
Особенности налоговой политики РФ на современном этапе
Оптимизация налоговой политики РФ
Налоговый кодекс Российской Федерации призван решить следующие важнейшие задачи[15]:
- построение стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;
- усилить справедливость налоговой системы российского государства посредством того, что создаются одинаковые условия для всех категорий налогоплательщиков. Налоги и сборы, которые оказывают негативное воздействие на экономику страны, отменяются[16].
- ослабление общей налоговой нагрузки в отношении законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, постепенного снижения ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- упрощается налоговая система посредством введения в действие полного перечня налогов и сборов, а также посредством унификации всех налогов и сборов, если это предоставляется возможным.
- обеспечивается стабильность налоговой системы, также и что касается объемов налоговых платежей для налогоплательщиков. Все это предусматривается на достаточно длительный период[17].
- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
- развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
- обеспечивается рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Для реализации данной задачи необходимо наделить контролирующие органы соответствующими полномочиями[18].
Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:
- были рассмотрены основные направления налоговой политики РФ. Они состоят в том, чтобы совершенствовать налоговую политику российского государства за счет обеспечения ее стабильности на всех этапах реализации, также на осуществление жесткого контроля исполнения всех этапов налоговой политики в РФ.
- наряду с основными направлениями налоговой политики были рассмотрены задачи налоговой политики, которые должны быть решены в рамках налогового законодательства РФ.
- задачи и направления налоговой политики перекликаются между собой и должны обеспечить стабильность, а также взаимодействие самым эффективным образом косвенных и прямых налогов.
Проблемы и нестабильность налоговой политики РФ
Современный механизм реализации обязанности по уплате налогов не отличается стабильностью. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, постоянно изменяются[19].
Государство находится в поиске оптимальных форм налогообложения. Целый ряд важнейших вопросов, затрагивающих права граждан, регулируется подзаконными нормативными актами[20].
Выше уже было указано, что важным моментом в осуществлении деятельности любой отрасли является стабильность[21].
Требование стабильности представляет собой факт закрепления определенного перечня налогов и сборов на определенный период времени. Причем данный перечень закреплен законодательно и не имеет право быть изменен.
Большой проблемой налоговой системы РФ является так называемая возможность нестабильности. Порождение нестабильности налоговой системы самым негативным образом сказывается на экономике страны в целом. Предпринимателями скрываются доходы, возникают значительные уклонения от уплаты налогов и сборов. Все это приводит к тому, что налоговая система становится неэффективной[22].
Построение налоговой политики опирается на долговременные национально-государственные интересы. Механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются[23]. Анализ становления налоговой политики выявляет следующие упущения в ее формировании: формируя налоговую политику и создавая налоговую систему РФ не был учтен мировой опыт и уровни развития государств, которые занимались налоговым реформированием. Не была дана оценка экономической ситуации в стране, поэтому возникли многочисленные противоречия. Попытки изменить и усовершенствовать существующие налоговые противоречия поправками привели в свою очередь к нестабильности и большей противоречивости[24].
Таким образом, нестабильность налоговой политики и налоговой системы самым негативным образом влияют на экономику и экономическое развитие в целом. Необходимо добиваться целенаправленности налоговой политики не на пополнение бюджета, а на производителя. Необходимо найти некий баланс между данными двумя проблемами.
Таким образом, в заключении данного раздела можно прийти к следующим выводам:
- налоговая политика РФ, как и налоговая политика любого другого государства, подвержена наличию проблем и некоторой нестабильности.
- стабильность в данном случае означает существование перечня налогов и сборов, закрепленных в законодательстве на определенный промежуток времени.
- нестабильность самым отрицательным образом воздействует на экономику, вызывая неблагоприятные явления, такие как сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов, появление теневой экономики и прочие.
Выводы по главе 1.
В первой главе была дана теоретическая характеристика налоговой политике РФ.
- налоговая система РФ формировалась под влиянием налоговых систем стран мирового сообщества, поэтому носит общие с данными системами черты.
- налоговая система РФ включает в себя обширный перечень налогов и сборов.
- в данном разделе были рассмотрены особенности НДС и акцизов, как одних из главных федеральных налогов.
- НДС – это налог, который представляет собой изъятие части добавленной стоимости. Несмотря на то, что круг налогоплательщиков НДС достаточно широк, основными его плательщиками выступают потребители товаров, которые облагаются НДС.
- акциз представляет собой один из основных налогов федерального значения.
- были рассмотрены основные направления налоговой политики РФ. Они состоят в том, чтобы совершенствовать налоговую политику российского государства за счет обеспечения ее стабильности на всех этапах реализации, также на осуществление жесткого контроля исполнения всех этапов налоговой политики в РФ.
- наряду с основными направлениями налоговой политики были рассмотрены задачи налоговой политики, которые должны быть решены в рамках налогового законодательства РФ.
- задачи и направления налоговой политики перекликаются между собой и должны обеспечить стабильность, а также взаимодействие самым эффективным образом косвенных и прямых налогов.
- налоговая политика РФ, как и налоговая политика любого другого государства, подвержена наличию проблем и некоторой нестабильности.
- стабильность в данном случае означает существование перечня налогов и сборов, закрепленных в законодательстве на определенный промежуток времени.
- нестабильность самым отрицательным образом воздействует на экономику, вызывая неблагоприятные явления, такие как сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов, появление теневой экономики и прочие.
Глава 2. Отличительные черты реализации налоговой политики РФ
Особенности налоговой политики РФ на современном этапе
Основные направления налоговой политики Российской Федерации предусмотрены в документе федерального значения «Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов».[25].
Отличительными особенностями налоговой системы РФ являются следующие моменты[26].
1) Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, однако данное утверждение можно назвать относительным. Для таких отраслей, как нефтяная и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия — ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно[27].
2) По причине того, что законодательная база является достаточно запутанной и сложной, то возникает некоторая неопределенность системы налогообложения. Особую сложность представляет собой процесс и методика расчета налоговых платежей, которые предстоят к уплате в государственный или местный бюджет. Важной проблемой налоговой политики государства является сознательный отказ большого количества налогоплательщиков уплачивать налоги и сборы в полном размере.
Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты всех налогов. Существующую проблему «теневой экономики» возможно, решить в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, совершенствовать налоговый контроль, а также использовать налоговое администрирование[28].
3) У налоговой системы отсутствует принцип экономичности. Данный принцип сводится к тому, что уменьшаются расходы на содержание налогового администрирования. Но при этом максимальный уровень налогов и сборов сохраняется на прежнем уровне.
Совершенствование налоговой базы будет осуществляться следующим образом: необходимо уравновесить налоговую нагрузку на нефтяную и газовую отрасль, а также изъять 80 % доходов Газпрома, полученных в результате роста оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше ожидаемого уровня инфляции; разработать вопрос о возможном введении налога на добавленный доход на новых месторождениях; подготовить предложения о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50 %, ставки налога на добычу полезных ископаемых, которая корректируется с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые[29].
Что касается налоговых льгот по налоговой политике российского государства, то здесь необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день существуют около 200 налоговых льгот. Они затрагивают различные налоги и сборы: налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых и прочие[30].
Кроме налоговых льгот налоговой политиков РФ предусмотрены также и налоговые вычеты дл различных категорий налогоплательщиков.
Документом, который был рассмотрен выше, предусмотрено увеличить стандартные вычеты на детей[31]. Родители, которые приобретают недвижимость вместе с детьми или в их собственность имеют право получить имущественный вычет. Кроме того, супруги получат имущественный вычет в полном объеме при покупке жилья, на сегодняшний день супруги получают один такой вычет на двоих. Досудебное рассмотрение налоговых споров позволит совершенствовать налоговое администрирование[32].
Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:
- совершенствовать налоговую систему РФ возможно посредством сближения бухгалтерского учета и налогового учета. Это обеспечит простоту в реализации налоговой политики не только со стороны государства, но и со стороны налогоплательщиков.
- если все преобразования будут совершены, то налоговой системе РФ удастся трансформироваться в механизм экономического роста и развития предприятия, создавать предпосылки к расширению производства, финансировать инновационную деятельность, а также повышать качество жизни людей в стране.