Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговый кодекс Российской Федерации призван решить следующие важнейшие задачи[15]:

-              построение стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

-              создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;

-           усилить справедливость налоговой системы российского государства посредством того, что создаются одинаковые условия для всех категорий налогоплательщиков. Налоги и сборы, которые оказывают негативное воздействие на экономику страны, отменяются[16].

-              ослабление общей налоговой нагрузки в отношении законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, постепенного снижения ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

-          упрощается налоговая система посредством введения в действие полного перечня налогов и сборов, а также посредством унификации всех налогов и сборов, если это предоставляется возможным.   

-              обеспечивается стабильность налоговой системы, также и что касается объемов налоговых платежей для налогоплательщиков. Все это предусматривается на достаточно длительный период[17].

-              оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

-              развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

-              обеспечивается рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Для реализации данной задачи необходимо наделить контролирующие органы соответствующими полномочиями[18].

Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:

- были рассмотрены основные направления налоговой политики РФ. Они состоят в том, чтобы совершенствовать налоговую политику российского государства за счет обеспечения ее стабильности на всех этапах реализации, также на осуществление жесткого контроля исполнения всех этапов налоговой политики в РФ.


- наряду с основными направлениями налоговой политики были рассмотрены задачи налоговой политики, которые должны быть решены в рамках налогового законодательства РФ.

- задачи и направления налоговой политики перекликаются между собой и должны обеспечить стабильность, а также взаимодействие самым эффективным образом косвенных и прямых налогов.

Проблемы и нестабильность налоговой политики РФ

Современный механизм реализации обязанности по уплате налогов не отличается стабильностью. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, постоянно изменяются[19].

Государство находится в поиске оптимальных форм налогообложения. Целый ряд важнейших вопросов, затрагивающих права граждан, регулируется подзаконными нормативными актами[20].

Выше уже было указано, что важным моментом в осуществлении деятельности любой отрасли является стабильность[21].

Требование стабильности представляет собой факт закрепления определенного перечня налогов и сборов на определенный период времени. Причем данный перечень закреплен законодательно и не имеет право быть изменен.

Большой проблемой налоговой системы РФ является так называемая возможность нестабильности. Порождение нестабильности налоговой системы самым негативным образом сказывается на экономике страны в целом. Предпринимателями скрываются доходы, возникают значительные уклонения от уплаты налогов и сборов. Все это приводит к тому, что налоговая система становится неэффективной[22].

Построение налоговой политики опирается на долговременные национально-государственные интересы. Механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются[23]. Анализ становления налоговой политики выявляет следующие упущения в ее формировании: формируя налоговую политику и создавая налоговую систему РФ не был учтен мировой опыт и уровни развития государств, которые занимались налоговым реформированием. Не была дана оценка экономической ситуации в стране, поэтому возникли многочисленные противоречия. Попытки изменить и усовершенствовать существующие налоговые противоречия поправками привели в свою очередь к нестабильности и большей противоречивости[24].


Таким образом, нестабильность налоговой политики и налоговой системы самым негативным образом влияют на экономику и экономическое развитие в целом. Необходимо добиваться целенаправленности налоговой политики не на пополнение бюджета, а на производителя. Необходимо найти некий баланс между данными двумя проблемами.

Таким образом, в заключении данного раздела можно прийти к следующим выводам:

- налоговая политика РФ, как и налоговая политика любого другого государства, подвержена наличию проблем и некоторой нестабильности.

- стабильность в данном случае означает существование перечня налогов и сборов, закрепленных в законодательстве на определенный промежуток времени.

- нестабильность самым отрицательным образом воздействует на экономику, вызывая неблагоприятные явления, такие как сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов, появление теневой экономики и прочие.

Выводы по главе 1.

В первой главе была дана теоретическая характеристика налоговой политике РФ.

- налоговая система РФ формировалась под влиянием налоговых систем стран мирового сообщества, поэтому носит общие с данными системами черты.

- налоговая система РФ включает в себя обширный перечень налогов и сборов.

- в данном разделе были рассмотрены особенности НДС и акцизов, как одних из главных федеральных налогов.

- НДС – это налог, который представляет собой изъятие части добавленной стоимости. Несмотря на то, что круг налогоплательщиков НДС достаточно широк, основными его плательщиками выступают потребители товаров, которые облагаются НДС.

- акциз представляет собой один из основных налогов федерального значения.

- были рассмотрены основные направления налоговой политики РФ. Они состоят в том, чтобы совершенствовать налоговую политику российского государства за счет обеспечения ее стабильности на всех этапах реализации, также на осуществление жесткого контроля исполнения всех этапов налоговой политики в РФ.

- наряду с основными направлениями налоговой политики были рассмотрены задачи налоговой политики, которые должны быть решены в рамках налогового законодательства РФ.

- задачи и направления налоговой политики перекликаются между собой и должны обеспечить стабильность, а также взаимодействие самым эффективным образом косвенных и прямых налогов.

- налоговая политика РФ, как и налоговая политика любого другого государства, подвержена наличию проблем и некоторой нестабильности.


- стабильность в данном случае означает существование перечня налогов и сборов, закрепленных в законодательстве на определенный промежуток времени.

- нестабильность самым отрицательным образом воздействует на экономику, вызывая неблагоприятные явления, такие как сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов, появление теневой экономики и прочие.

Глава 2. Отличительные черты реализации налоговой политики РФ

Особенности налоговой политики РФ на современном этапе

Основные направления налоговой политики Российской Федерации предусмотрены в документе федерального значения «Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов».[25].

Отличительными особенностями налоговой системы РФ являются следующие моменты[26].

1) Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, однако данное утверждение можно назвать относительным. Для таких отраслей, как нефтяная и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия — ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно[27].

2) По причине того, что законодательная база является достаточно запутанной и сложной, то возникает некоторая неопределенность системы налогообложения. Особую сложность представляет собой процесс и методика расчета налоговых платежей, которые предстоят к уплате в государственный или местный бюджет. Важной проблемой налоговой политики государства является сознательный отказ большого количества налогоплательщиков уплачивать налоги и сборы в полном размере.

Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты всех налогов. Существующую проблему «теневой экономики» возможно, решить в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, совершенствовать налоговый контроль, а также использовать налоговое администрирование[28].


3) У налоговой системы отсутствует принцип экономичности. Данный принцип сводится к тому, что уменьшаются расходы на содержание налогового администрирования. Но при этом максимальный уровень налогов и сборов сохраняется на прежнем уровне.

Совершенствование налоговой базы будет осуществляться следующим образом: необходимо уравновесить налоговую нагрузку на нефтяную и газовую отрасль, а также изъять 80 % доходов Газпрома, полученных в результате роста оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше ожидаемого уровня инфляции; разработать вопрос о возможном введении налога на добавленный доход на новых месторождениях; подготовить предложения о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50 %, ставки налога на добычу полезных ископаемых, которая корректируется с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые[29].

Что касается налоговых льгот по налоговой политике российского государства, то здесь необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день существуют около 200 налоговых льгот. Они затрагивают различные налоги и сборы: налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых и прочие[30].

Кроме налоговых льгот налоговой политиков РФ предусмотрены также и налоговые вычеты дл различных категорий налогоплательщиков.

Документом, который был рассмотрен выше, предусмотрено увеличить стандартные вычеты на детей[31]. Родители, которые приобретают недвижимость вместе с детьми или в их собственность имеют право получить имущественный вычет. Кроме того, супруги получат имущественный вычет в полном объеме при покупке жилья, на сегодняшний день супруги получают один такой вычет на двоих. Досудебное рассмотрение налоговых споров позволит совершенствовать налоговое администрирование[32].

Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:

- совершенствовать налоговую систему РФ возможно посредством сближения бухгалтерского учета и налогового учета. Это обеспечит простоту в реализации налоговой политики не только со стороны государства, но и со стороны налогоплательщиков.

- если все преобразования будут совершены, то налоговой системе РФ удастся трансформироваться в механизм экономического роста и развития предприятия, создавать предпосылки к расширению производства, финансировать инновационную деятельность, а также повышать качество жизни людей в стране.