Файл: Психологии малых групп (сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуальность моей работы определяется следующим: подавляющая часть человеческой жизни проходит в малой группе: семья, игровые компании сверстников, учебные и трудовые коллективы, соседские, приятельские и дружеские общности. Именно в малой группе формируется личность, находят проявления её качества, и потому личность нельзя изучать в отрыве от групп. В малых социальных группах формируется связь «личность-общество»: при помощи группы происходит процесс воздействия общества на личность и обратный процесс личностного влияния на группу. Изучение малых групп имело большое значение для развития психологии. Лидерство и исполнение роли, групповое сплочение, групповая идентификация, межличностная коммуникация и другие понятия малой группы прочно вошли в научный оборот, и в настоящее время всё чаще находятся в поле зрения социологов, психологов и специалистов в области управления. Малые группы отличаются от больших не только количественными параметрами, но и качественно иными психологическими характеристиками.

Сегодня психологи уделяют значительное внимание изучению малых групп, позволяющему на микроуровне проследить зарождение многих процессов, возникающих в обществе.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. За более, чем столетнюю историю изучения малой социальной группы исследователи неоднократно обращались к вопросам динамики и лидерства в ней. В современной науке накопился существенный теоретический и практический опыт изучения проблемы лидерства в группах (Г.М. Андреева, P.JL Кричевский, А.А. Леонов, В.В. Новиков, II.II. Обозов, Д.В. Ольшанский, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.) и так и в зарубежной (У. Беннис, М. Бэрн, Д. Картрайт, К. Ленин, Ф. Стал, Л. Фестингер, Э. Шейн, М. Шоу, В. Шутц и др.).

Объектом исследования студенты .

Предметом исследования особенности взаимодействия в студенческой группе.

Цель исследования работы является изучение межличностного взаимодействия в малой группе.

В связи с поставленной целью решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть межличностные отношения в исследования отечественных и зарубежных авторов;
  2. Изучить особенности межличностных отношений студентов;
  3. Провести эмпирическое исследование межличностного взаимодействия в малой группе.
  4. Проанализировать результаты эмпирического исследования.


Глава 1. Теоретическое исследование проблемы межличностного взаимодействия в малой группе

1.1. Межличностные отношения в исследования отечественных и зарубежных авторов

Современное экономическое и социальное состояние общества вынуждают человека быстро социализироваться в различных коллективах, а так же незамедлительно находить выход из конфликтных ситуаций, складывающихся вокруг него в той или иной сфере деятельности. Данное умение в полной мере можно отнести к положительной стороне межличностного взаимодействие людей. Однако есть и обратная сторона межличностного взаимоотношения людей. Межличностные отношения являются объектом изучения не только психологии но и других междисциплинарных наук таких как история, конфликтология, педагогика философия и социология , накоплено много знаний и существуют различные точки зрения на проблему межличностных взаимоотношений. В современной психологической и педагогической науке достаточно полно рассмотрены проблемы межличностного взаимодействия, исследована их структура, содержание, а также основные механизмы возникновения конфликтных ситуаций. Несмотря на все это проблема межличностных отношений, в частности межличностных конфликтов, практически не рассмотрена в семейных и трудовых коллективах. Одной с последних исследований, активно используемых в нашей работе, является труд Е.П. Ильина. Его работа посвящена проблемам межличностных отношений. В данной работе рассмотрены абсолютно все аспекты межличностных отношений: в коллективе рабочем, школьном, дошкольном, семейном и т.д. Работа отличается тем, что помимо вышеперечисленных групп автор рассматривает взаимоотношения в профессиональных группах, таких как образование и медицина. Где один из субъектов является авторитетом для другого. Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу

Говоря о проблемах межличностных отношений, стоит отметить, что не следует путать понятие межличностного общения и личностно-групповое и межгрупповое. Нас интересует именно отношения между двумя субъектами.

На характер межличностных взаимоотношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.


Теперь более подробно рассмотрим причины конфликтов в трудовых коллективах. Наиболее подробно эту проблему исследовала Н.В. Гришана, ее позицию мы будем рассматривать как классическую.

Основными причинами, служащими возникновению конфликтных ситуаций в процессе межличностного взаимодействия в трудовом коллективе являются:

1)отсутствие должной организации трудовых деятельности подчиненных со стороны руководства;

2) недостаточная оплата труда сотрудников;

3)несправедливая оценка потенциала сотрудников и распределение премий;

4) незаинтересованность руководителей в своих подопечных

5) высокомерие, заносчивость, грубость, недоступность руководителя.

К трактовке А.А. Бодалева близко и определение Н.И. Конюхова: Общение является взаимодействием субъектов, с помощью знаковых средств, обусловленное потребностями совместной деятельности и нацеленное на существенное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера[1].

Еще одно трактование понятию «общение» предложил А.А. Леонтьев. По мнению ученого, общение представляет собой социальный феномен и должно рассматриваться как условие любой деятельности человека: «Общение является системой целенаправленных и мотивированных процессов, которые обеспечивают взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализуют общественные и личностные, психологические отношения и используют специфические средства, в первую очередь, язык»[2].

Точку зрения А.А. Леонтьева поддерживает ряд других исследователей. А именно, В.Н. Парфенов подчеркивает, что без общения невозможна любая деятельность, понимаемая как процесс взаимодействия индивидов. Также он отмечает, что «общение необходимо для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности». Также позиции А.А. Леонтьева близок и М.С. Каган, по словам которого общение следует рассматривать как коммуникативный вид деятельности, выражающий «практическую активность субъекта»[3].

Согласно Н.Н. Обозову, межличностные отношения могут быть оценочными и действенными, они детерминированы больше субъективной потребностью в общении, и ее удовлетворении, нежели объективными условиями. Вне контекста конкретной организации межличностные отношения не существуют, однако регулируются личными особенностями взаимодействующих людей.

Указанные определения общения, главным образом предложены с позиции говорящего индивида. При этом в отправной точке общения находится два индивида - говорящий и слушающий, и модель общения в зависимости от тех или иных процессов, которые происходят между этими двумя людьми. Вместе с этим, общение рассматривается как нечто, прибавляемое к индивидуальной деятельности, что меняет ее и вносит элемент1ы социальной обусловленности.


Исходя из вышеизложенных подходов, можно заключить, что общение и контакт между людьми сводится лишь к нескольким аспектам: к обмену информацией, к взаимодействию, или же к процессу межличностной перцепции. Стоит отметить, что некоторые ученые рассматривают в общении именно данные три стороны - коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.

А.А. Брудный расширяет понимание функций общения. В качестве основной ученый выделяет инструментальную функцию, которая требуется для обмена информацией в процессе управления и совместного труда. А кроме нее выделяется синдикативная функция, нашедшая выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционная, без которой невозможно обучение, передача знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функция самовыражения, которая ориентирует на поиск и достижение взаимопонимания.

Коллектив представляет собой высшую форму развития малой группы, в которой главную роль играет межличностные отношения. Существуют разные формы коллективных отношений, каждая из которых проходит определенные стадии формирования. В процессе своего развития коллектив проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

Между кооперацией и коллективом группа проходит уровень автономизации, характеризующийся довольно высоким внутренним единством по всем общим качествам, исключая интергрупповую активность. Именно на данном уровне члены группы идентифицируют себя с ней. Однако группа-автономия может отойти в сторону от коллектива. Бывает, что группа развивается в отрицательном направлении, которое приводит ее к положению замкнутой снаружи группы, но, которая при этом отличается внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Суть социальной коллективности заключена в том, что, в процессе объединения индивидов общими социальными и производственными интересами, ее высшей целью является создание условий, способствующих раскрытию индивидуальности каждого члена общества и обеспечение реализации полноценного развития личности.

Л.С. Выготский дал следующее определение термину «социальная психология»: «Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека». Понятие «коллективной» психологии ученого, совпадает с традиционным определением: «Все в нас социально, однако это не значит, что все свойства психики отдельного человека присущи остальным членам данной группы»[4].


Коллектив развивается в результате развития его членов: чем насыщеннее индивидуальность и чем выше уровень развития каждого из членов коллектива, тем более человечным, дееспособным в общественном смысле является и коллектив в целом. Социальный коллективизм нельзя свести к совместной деятельности, выполняемой для достижения общей цели. Также его нельзя свести только к умению жить сообща, к совместному решению всех вопросов. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное проникается личным, индивидуальным интересом.

Даже при минимальном количестве людей любое их взаимодействие, начинается с распределения функций. Без этого группа не может существовать как единое целое. Группу можно понять через личность, поскольку главным материалом для создания группы является именно человеческая личность. По мнению А.В. Петровского, можно определить степень развития групп по их классификации, с учетом характера межличностных отношений, сформированных в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество)[5].

Межличностные отношения в группе и как физиологическая, так и психологическая совместимость её членов создаёт очень важное общественно-психологическое явление, обозначаемое термином «психологический климат». Психологический климат несет в себе отражение всего комплекса явлений, которые связаны с взаимодействием людей, причём это выражается в настроениях и эмоциях.

Как показывают социологические исследования, около 15% рабочего времени на производстве уходит на выяснение отношений и на постконфликтные переживания. Кроме производственных конфликтов интересной моделью для изучения межличностных отношений, совместимости и социально-психологического климата является семья. Неудовлетворительный социально-психологический климат в семье, являющийся результатом несформированности супругов, отражается на формировании асоциальных качеств личности ребёнка, на его нервном и соматическом здоровье.

Межличностная привлекательность может обрести устойчивый характер связи между субъектами, что постепенно приводит их к взаимной привязанности (субъективной взаимозависимости). Когда готовность субъектов к определенному типу взаимодействия становится достаточно устойчивой, можно определить тип их межличностных отношений: приятельские, товарищеские, дружеские, супружеские[6].