Файл: Психологии малых групп (сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда между людьми возникают приятельские отношения, на включение в контакт их мотивирует потребность в общении, которая осуществляется при представившейся возможности с привлекательным человеком. Так как приятельские отношения обусловлены межличностной привлекательностью (симпатией притяжением) - они ни к чему не обязываю субъектов общения. Приятельские отношения могут возникнуть при кратковременном контактном общении и сохраняться достаточно долго, не перерастая в дружеские отношения.

Формирование товарищеских межличностных отношений происходит в группе (учебной, производственной, спортивной и т.д.). Мотивационная структура данного типа межличностных отношений обусловлена личностно значимым для каждого участника взаимодействия содержанием совместной деятельности. Межличностные отношения товарищеского типа могут достичь высшего уровня развития в коллективе, который рассматривает межличностные отношения как общественно ценное и личностно значимое содержание групповой деятельности.

Отношения внутри группы могут иметь формальную и неформальную структуру. Они зависят как от социального статуса человека, его позиции в системе формальных отношений, так и от чувств, которые члены группы, так или иначе, испытывают друг к другу в процессе общения и совместной деятельности. Чувства, которые сопровождают межличностные отношения, настолько прочно сплетаются с процессами взаимодействия, определяя систему предпочтений, отвержений и оценочных суждений, что на них стоит обратить пристальное внимание в контексте изучения проблем общения и совместной деятельности.

Чувство, в качестве аналитической единицы определения межличностных отношений рассматривалась рядом психологов (Т. Шибутани, Дж. Морено, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Независимо от того, что люди ведут себя в соответствии с конвенциональными нормами, чувства, определяя особенности восприятия и интерпретации событий, главным образом влияют на поведение индивидов. Социальная психология изучает чувства, поскольку именно они детерминируют межличностные отношения в различных социальных ситуациях.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что, будучи насущной потребностью человека, межличностные отношения могут являться и самостоятельной формой активности. Но чаще всего они включены в практическую деятельность, которая не может существовать без разностороннего, интенсивного общения. Вне отношений немыслимо развитие человека, а также его существование и связь с окружающим миром.


1.2. Особенности межличностных отношений студентов в малой группе

Современное образование ставит перед собой цель на всестороннее развитие личности человека, потенциал которого определяется не только его профессиональными способностями и знаниями, но и общей культурой, которая включает высокую нравственность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, жизнеспособность и конкурентоспособность.

Развития данных этих качеств у студентов ВУЗов можно достичь только при целенаправленной воспитательной работе в данном учреждении. Сам процесс высшего обучения предполагает включение студентов в систему общественных отношений и усвоение ценностей общества.

Одна из основных проблем – это формирование положительного и рабочего коллектива в студенческой среде.

Термин «студенческая группа» будет употребляться в работе в контексте обозначения академической группы как социального образования, в процессе функционирования которого осуществляется социально-профессиональное формирование молодых специалистов.

Термин «успешность деятельности» является характеристикой деятельности, включающей в себя производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и др.[7]

Термин «эффективность деятельности» будет использоваться в контексте обозначения характеристики, приводящей к нужным результатам, как синоним результативности.

Оба термина сходны по смысловому содержанию, но первый скорее отражает оценочную характеристику, получаемую старостой от членов академической группы и руководства, а второй – продуктивность деятельности межличностных отношений студенческой группы. Так как в задачу исследования входит комплексное изучение факторов деятельности студентов, то в данном исследовании эффективность деятельности стала составляющей успешности межличностных отношений в студенческих группах.

Коллектив является важным фактором всестороннего развития и формирования личности человека, который обусловлен и отталкивается от взаимоотношений и уровня сознательности и воспитания.

Студенчество – весьма распространенная форма малой группы. В этом возрасте происходит активное усвоение знаний, культурных ценностей, накопленных обществом, происходит формирование качеств личности как гражданина и профессионала. Студенческие группы обладают огромным потенциалом для исследования. [8]


Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Если же изучить студента как личность, то юношеский возраст - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой понимается включение человека трудовую деятельность на самостоятельной основе и дальнейшее создание собственной семьи.

Студенческий возраст характерен тем, что в этот период постигаются оптимальные периоды развития интеллектуальных и физических сил, но к сожалению отмечается одновременное проявление противоречий между возможностями и реальной действительностью.

Все время, которое проводится в ВУЗе, совпадает с тем периодом юности, который отличается сложностью становления личности человека, данный процесс проработан в работах таких ученых, как Б.Г.Ананьев, И.С.Кон, В.Т.Лисовский и др. По их мнению особенной чертой нравственного развития в этом возрасте является возрастание сознательных мотивов личностного поведения.

Многими учеными было выявлено, что у студента укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам, а именно целевые установки, активный образ жизни, долг, любовные отношения, верность и многое другое.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания[9].


Учеными было отмечено, что момент поступления в высшее заведение помогает укрепить веру и силы в свои способности и дают повод думать о дальнейшей, более интересной жизни.

Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора своей будущей профессии, специальности. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Нередко получается, что в это время принимаются решения об избежание работы по будущей специальности.

Юношеский возраст в студенческие годы, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает большое влияние на психику студента и на развитие его личности и их качеств. За время обучения в институте, при наличии благоприятных условий, у юношей и девушек происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность умственных качеств, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность человека.

Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д.

Если данный уровень снижается, то возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, скрупулёзности и аккуратности в предлагаемой учебной деятельности. Но, на данном этапе есть окончательная точка такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и человек может быть отчислен из института.

Необходимым условием успешной учебной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности[10].

Студенческий коллектив – это не только организованная группа для совместной деятельности, но и объединяющая полезной и нужной информацией.

Данный коллектив на всех курсах ВУЗа проходят определенные этапы: группа-адаптация, группа-коммуникация, группа-идентификация, группа-коллектив.


В качестве основных критериев, ученые выделяют следующие: характер общения; возникновение социально-ориентированных коллективных интересов, совместимость целей в их деятельности и их направленность, появление эффекта межличностного единства в деятельности.

Группа-адаптация. На данном этапе проходит активное приспособление к учебному процессу. Студенты на первых курсах учат общие требования, нормы и традиции вузовской жизни, на основе которых в дальнейшем будут созданы групповые традиции и нормы поведения. На данном этапе развития группы преобладает формальная структура: студенты присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо. Лидеры, способные вести за собой, отсутствуют. В группе еще не проявляется организационное, интеллектуальное и волевое единство. Данный процесс заканчивается в конце первого года обучения или в середине второго.

Группа-коммуникация. Данный этап характеризуется активным обменом информацией и взаимным духовным обогащением членов студенческой группы. В группе складывается общественные мнения, проявляется студенческая общественная и общая работа и привлекаются студенты к общественной работе. Именно включение в коммуникационный процесс студенческих групп осуществляется формирование личностных ориентаций и установок студентов.

На данном этапе формируются внутригрупповые ячейки по симпатиям, возможна борьба за лидерство. Именно в данное время наблюдается увеличение межличностных конфликтов, что может привести к стадии адаптации или наоборот перевести на следующий уровень. К концу данного этапа устанавливаются дружеские и товарищеские отношения между студентами, возрастает интерес к общим делам, готовность к совместным действиям, разносторонняя осведомленность в факультетских делах, благодаря чему студенческая группа самостоятельно, без помощи преподавателя может решать свои дела.

Группа-идентификация. Собственно групповая идентификация связана с формированием чувства принадлежности к группе в процессе межличностного общения.

Данный процесс протекает на трех уровнях: 1) эмоциональном - способность сопереживания, или эмпатии; 2) ценностно-мировоззренческом - принятие норм, ценностей, традиций группы; 3) поведенческом - воспроизводство образцов поведения[11].

Группа-коллектив. Для данного этапа характерна успешная реализация процесса интеграции, что приводит к превращению группы в коллектив как сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Организованность, сработанность и психологическая совместимость позволяют коллективу самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающее успешное выполнение задания и наиболее полное раскрытие индивидуальности, творческого потенциала каждой личности.