Файл: Психологии малых групп (сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Студенчество – весьма распространенная форма малой группы. В этом возрасте происходит активное усвоение знаний, культурных ценностей, накопленных обществом, происходит формирование качеств личности как гражданина и профессионала. Студенческие группы обладают огромным потенциалом для исследования. [12]
В исследованиях П.А. Просецкого выявлен ряд подструктур студенческого коллектива:
В организационную подструктуру входят официальные взаимоотношения, связанные с органами управления, координирования целей и задач в связи с особенностями студенческого коллектива; выборность органов самоуправления и их подотчетность коллективу; проверка исполнения принятых коллективных решений; наличие четко разработанных норм взаимоотношений и т. д.
Подструктура межколлективных связей - наличие контактов с другими коллективами с целью обмена опытом, связь с подшефными коллективами, наличие у коллектива высокого престижа.
Подструктура неофициальных взаимоотношений (тесная связь, коммуникативность) - информированность членов коллектива друг о друге, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимная требовательность, самодеятельность и инициатива, доминирование оптимистического настроения, высокая эффективность воспитательного воздействия коллектива на личность, удовлетворенность всех членов коллектива официальными лидерами и взаимоотношениями с преподавателями.
Подструктура эффективности коллективной деятельности - умение включить всех членов коллектива в коллективную деятельность, быстро и правильно принимать решения, удовлетворенность результатами учебной деятельности, общественной работы, общественно полезного труда и организацией культурного досуга.
Подструктура реальной морально-психологической позиции членов коллектива - защищенность и равноправие личности в коллективе; удовлетворенность каждого участника коллективной жизнью и деятельностью, тем влиянием, которое коллектив оказывает на развитие его морально-волевой сферы и способностей. А так же переживание индивидом чувства чести коллектива и влияние личного вклада в борьбе за честь коллектива; принятие самого коллектива как референтной социальной группы; привязанность к коллективу, испытание личностью чувства большой радости, подъема и вдохновения от общения в коллективе[13].
Таким образом, межличностные отношения студентов имеют свои особенности. Вступая на новый этап своей жизни, у студентов начинает формироваться перестройка взаимоотношений со всеми окружающими людьми. Отношения со сверстниками делятся на товарищеские и дружеские, а со взрослыми на личные и деловые.
В целом вся система взаимоотношений в юности становится сложнее, чем в подростковый период и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Межличностные отношения со сверстниками занимают большее время, чем со всеми остальными.
Идентичные характеристики неблагоприятного климата студенческой группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность. Данные характеристики определяют состояние студента в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений. Обе стороны достаточно связаны.
Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе можно рассматривать, как процесс активного влияния преподавателя на отношения в студенческих группах через создание специальных ситуаций с целью изменить их структуру и содержание. Они должны отталкиваться от принципа гуманизма, ориентироваться на основные жизненные ценности и культуры. Фундаментом умения правильно строить свои отношения в коллективе выступило отношение к другому человеку как к высшей ценности.
На формирование межличностных отношений в студенческом коллективе влияют: позиция лидера в студенческом коллективе, групповые нормы в студенческом коллективе, социально психологический климат студенческого коллектива, сплоченность студенческого коллектива, принадлежность студентов к определенным социометрическим категориям в студенческом коллективе.
Межличностные и деловые отношения в студенческой среде настолько значительны, что в каждой деятельности (учеба, общественная работа, спорт и т. д.) выдвигается свой лидер. Поэтому в студенческой группе возможно довольно значительное число лидеров самых различных «специальностей»: лидеры-организаторы, сплачивающие группу для оптимального решения общей задачи; лидеры-«генераторы» эмоционального настроя группы, члены группы, существенно влияющие на групповое настроение; лидеры-«эрудиты» -- студенты, обладающие наибольшим объемом знаний, и т. д.
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностного взаимодействия в малой группе( на пример студенческой группы)
Для выявления особенностей межличностных отношений в студенческой среде была проведена комплексная психологическая диагностика.
В исследовании принимали участие студенты 1 курса в количестве 40 человек. Все студенты были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошли 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек и в контрольную группу также вошли 20 студентов. Возраст всех испытуемых - 17 - 18 лет.
Перед работой с испытуемыми мы обратились к куратору группы, за характеристикой студентов.
(7 человек) Катя Л., Коля М. и Анна Ш. и т.д - студенты из благополучной семьи, их родители работают на высоких должностях или частными предпринимателями. Дети общаются только с избранными ими студентами. Как правило, у них выделен 1 или 2 друга, с которыми они общаются. Они хорошо учатся и участвуют во всех мероприятиях студенческой жизни.
(3 человека) Маша И. и Ирина Т. Игорь Л. И.- дети, у которых родители погибли, но есть родственники, с которыми они проживают. Дети дорожат отношениями с близкими людьми, но все же редко идут на контакт. Они учатся хорошо, если их попросят что-то сделать, то будут стараться это выполнить. Ответственные.
(7 человек) Юрий С., Кира Т. и Лиза С. И т.д. - Студенты замкнуты и обиженны на взрослых. Они не доверяют ни кому, кроме самих себя. Тем не менее, они общаются со сверстниками, и выделяют только одного взрослого для них он считается авторитет. Испытуемые сложные в общении, трудно найти общие темы для разговоров. Учатся по-разному все зависит от заинтересованности в предмете.
(2 человека) Семен С. и Максим Д. - Студенты общительны и хорошо идут на контакт. Эти испытуемые в коллективе считаются лидерами. Они ставят свои правила и условия, которые должны выполняться остальными. Учатся отлично, стараются помочь своим сверстникам в решении любых вопросов.
Исследуя характеристики студентов и проведя беседу с работниками учреждения мы пришли к выводу, что для проведения исследования особенностей межличностных отношений в студенческой среде должны быть отобраны методики – методика Т. Лири «Межличностные отношения»; тест К. Томаса; определение направленности личности (ориентационная анкета) (Б. Басе).
По результатам наблюдений можно говорить о том, что в отношения между испытуемыми экспериментальной группы напряженные, натянутые. Студенты не могут общаться, не знают, как обращаться друг с другом, как строить бесконфликтное поведение.
В свободное время ребята нигде не занимаются. Наладить отношения мешает и неофициальный лидер - Александр П., у которого проявляются аддиктивные повадки, плохо учится, и который сумел сплотить вокруг себя компанию ребят, как своего возраста, так и более старшего возраста.
В эту компанию входят и три студента - Олег А., Павел М. и Михаил О. Эти ребята не только сами не хотят учиться и участвовать в каких - либо мероприятиях, но и постоянно провоцируют конфликты.
В контрольной группе отношения между студентами выглядят более сложившимися. Актив группы (Марина А. - староста, Денис П. - помощник старосты), а также еще четыре человека (Алиса У., Егор С, Саша П., Наташа Р.) - не только сами участвуют во всех студенческих и общеинститутских мероприятиях, но и могут повести за собой остальных ребят, в чем им помогает и куратор. Студенты этой группы вместе ходят в походы, совершают поездки в другие города, посещают спектакли, ходят на экскурсии.
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири применялась с целью выявления преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке при межличностном общении.
Тест К. Томаса использовался с целью изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению в студенческой среде. Выделяются следующие способы регулирования конфликтов:
1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.
3. Компромисс.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Тест можно использовать при групповых обследованиях, и индивидуально.
Определение направленности личности (Б. Басе) (ориентационная анкета) использовалась с целью выявления направленности личности студентов на себя, общение, дело.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и группы студентов, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О)- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Таким образом, разработанный нами комплекс методик позволит выявить особенности индивидуальных свойств личности, влияющих на их межличностные отношения в студенческой среде и на этой основе позволит нам разработать программу работы с данной категорией студентов по развитию навыков межличностных отношений.
Результаты первичной диагностики особенностей индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения у студентов по предложенным выше методикам. По данным методики диагностики межличностных отношений Т. Лири были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты, полученные по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири
Тип взаимоотношений |
Количество человек, % |
|
экспериментальная |
контрольная |
|
авторитарный |
3 (15 %) |
3 (15 %) |
эгоистичный |
1 (5%) |
1 (5%) |
агрессивный |
2(10%) |
1 (5%) |
подозрительный |
2(10%) |
- |
подчиняемый |
6 (30%) |
2(10%) |
зависимый |
4 (20%) |
1 (5%) |
дружелюбный |
- |
8 (40 %) |
Альтруистический |
2(10%) |
4 (20%) |
Авторитарный тип взаимоотношений с людьми выявлен у 3 человек (15 %), при этом 1 человек (5 %) (Александр П.) набрал 14 баллов, что говорит о его диктаторском, властном, деспотическом характере. Это тип личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
Однако в данном случае отмеченные качества направлены в отрицательные виды деятельности 2 человека (10%) (Юля О., Михаил Ф.) набрали 6 и 7 баллов. Это уверенные в себе люди, упорные и настойчивые, но они не всегда могут являться лидерами в полном смысле этого слова.