Файл: Карьера государственного служащего: технологии планирования и управления (Теоретические основы понятия планирования карьеры государственного служащего).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Виды карьеры, технологии планирования и управления государственного служащего

Профессия государственного служащего - одна из самых социально значимых, сложных, требующая больших затрат времени и средств на подготовку. Современное реформирование государственной службы происходит в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, с целью кардинального повышения эффективности государственной службы и повышения качества оказываемых государством услуг. Эффективность проводимых реформ в России зависит от повышения эффектности деятельности государственных служащих, что может быть обеспечено применением новых социальных технологий в управлении, которые способствовали бы развитию личностного и профессионального потенциала кадров государственной гражданской службы. Постепенное продвижение личности, сопровождающееся ростом профессиональных навыков, социальной роли, статуса и размера вознаграждения называется деловой карьерой. Рассмотрим следующие виды деловой карьеры:

  • Горизонтальная карьера – предполагает перемещение в смежную функциональную область, а также выполнение конкретной служебной роли на должности, которая не закреплена в организационной структуре формально. Горизонтальная карьера может также характеризоваться расширением обязанностей на прежней ступени вместе с повышением вознаграждения.
  • Вертикальная карьера – продвижение по профессиональным ступеням вверх, постепенное взятие более высоких постов в структурной иерархии.

Виды и этапы карьеры должны быть определенными и взаимосвязанными. В этом случае продвижение по карьерной лестнице окажется проще. Для успешной карьеры человеку необходимо четкое осознание того, что кроется за словами «понятие и этапы карьеры, виды карьеры».

Первый этап деловой карьеры – формирование собственных осознанных убеждений работника о его трудовом будущем, возможностях самовыражения и степени удовлетворенности трудом. Виды деловой карьеры персонала должны находиться в адекватном взаимодействии при реализации карьеры.

Так же рассмотрим виды и модели карьеры:

В зависимости от определяющих параметров выделяют следующие виды и типы карьеры:


  • Внутриорганизационная карьера
  • Межорганизационная карьера

Специализированные и неспециализированные виды карьеры отличаются тем, что в первом случае карьера реализуется на одном профессиональном пути, а в другом разные этапы карьеры проходят в разных профессиональных областях. 

Кроме того, выделяются следующие виды карьеры в организации:

  • Вертикальная карьера – переход с более низшей ступени к более высокой. Должностное повышение сопровождается повышением вознаграждения.
  • Горизонтальная карьера – перемещение из одной профессиональной области в другую без повышения уровня иерархии. Задачи усложняются и расширяются, это сопровождается повышением вознаграждения.
  • Ступенчатая карьера - это объединение в себе вертикального и горизонтального продвижения.
  • Центростремительная карьера (скрытая) – это неочевидный тип карьеры, возможный при наличии серьезных деловых связей для ограниченного круга работников. Рядовая должность таких работников оплачивается выше, чем обычно.

Виды трудовой карьеры и способы её формирования

Процесс трудовой деятельности характеризуется изменениями профессионализма и статуса. Но в каждом отдельном случае процесс формирования карьеры сугубо индивидуален. Но типовые конфигурации карьерного роста все-таки можно выделить.

  • Целевая карьера характеризуется однозначным выбором профессии и четким планированием этапов профессионального развития.
  • Монотонная карьера заключается в постоянном стремлении к конкретному статусу. После его достижения профессиональное развитие затормаживается, карьерный рост перестает интересовать работника.
  • Спиральная карьера характеризуется достижением профессиональных высот в процессе перемены видов деятельности.
  • Мимолетная карьера – это стихийное перемещение от одного вида деятельности к другому.
  • Стабилизационная карьера характеризуется ростом специалиста до определенной должности, которую он занимает в течение длительного периода.
  • Затухающая карьера – рост до определенного уровня, а затем – постепенный спад.

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в дан­ный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональ­ной деятельности, степень динамичности и главное — специ­фику индивидуальной мотивации. В процессе работы рассмотрим типы и виды профессиональных карьер

Представим краткое описа­ние этапов карьеры следующей таблицей:


Этап карьеры, возрастной период, краткая характеристика

Особенности мотивации (по Маслоу) Рис. №1

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации (по Маслоу)

1. Предварительный

До 25

Подготовка к трудовой деятельности, вы­бор области деятельности

Безопасность,

социальное

признание

2. Становление

До 30

Освоение рабо­ты, развитие профессиональ­ных навыков

Социальное признание, независимость

3. Продвижение

До 45

Профессио­нальное разви­тие

Социальное

признание,

самореализа­ция

4. Завершение

После 60

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собст­венной смены

Удержание

социального

признания

5. Пенсионный

После 65

Занятие други­ми видами дея­тельности

Поиск самовы­ражения в но­вой сфере дея­тельности

Рис . 1

Не менее важным звеном в системе подбора и расстановки кадров на государственной гражданской службе, наряду с механизмом приёма на государственную гражданскую службу, является планирование и управление государственного гражданского служащего. Это вопрос подбора направления, в котором следует сосредоточить свои усилия с учётом профессиональной подготовки, индивидуального опыта. Сильных и слабых качеств, а также возможностей их реализации.

Как утверждает видный исследователь проблем развития института государственной службы В. В. Черепанов, хотя термин "карьера" не носит правового характера, он, тем не менее, широко применяет и интерпретируется в научном и практическом плане.

Карьера — это успешное продвижение человека вперед в той или иной области деятельности; достижение известности, славы, выгоды.

Карьеру человека, в том числе государственного служащего, обычно понимают в широком и узком смысле слова. В широком понимании карьера — активное продвижение человека в освоении и совершенствовании своего способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. Добавим также, что сюда относят профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму, переход от одних профессиональных уровней и позиций к другим.

В узком понимании карьера — должностное продвижение, достижение определенного должностного и социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Карьера в данном случае представляет собой сознательно выбранный и реализуемый служащим путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу — должностному, квалификационному, социальному, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение личности. Чаще всего она позиционируется как динамика должностного, правового и социально-экономического положения (статуса) личности.


1.3 Правовое регулирование карьеры государственного служащего

Развитая и хорошо организованная государственная служба – неотъемлемый атрибут правового демократического государства, стоящего на высокой ступени развития. С тех пор, как государство стало зрелым, оформился его аппарат управления, категория «государственная служба» получила свое отражение в законодательстве, и сформировалась соответствующая система его источников.

Под источниками законодательства о государственной службе принято понимать нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих.

Прохождение государственной службы государственными служащими, их профессиональное и служебно – должностное продвижение. Регулирующее внимание на него с, одной стороны нормы права, а с другой – совокупность факторов организационного порядка направленных на реализацию требований законодательства по государственной службе. Служебные отношения на государственной службе регулируют различные отрасли права: международное, конституционное, трудовое, административное, финансовое и прочее, основополагающие идеи в области прав человека изложены во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 года.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливается только характером должностных обязанностей. Право граждан на равный доступ к государственной службе рассматривается в конституции РФ. Так же конституция регламентирует право россиянам распоряжаться своими способностями к труду: выбирать род деятельности и профессию, получать образование в государственных и муниципальных учебных заведениях Конституция РФ 1995 г. Ст. 32 п. 1,2,4,5 в сфере государственной службы перечисленные правовые положения конкретизируются в принятых законах, указах Президента, постановлениях Правительства РФ. Указы Президента «О реестре государственных служащих» (№33 от 11.01.1995г.) и «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих» (от 23.08.1994г.) Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» (от 27.05.2003г. №58-ФЗ), а также в соответствии с требованиями Закона № 79-ФЗ государственный служащий обязан проходить аттестацию не реже, чем один раз в три года. Кроме того, в установленных случаях может проводиться внеочередная аттестация. Порядок проведения аттестации определен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации". Непосредственно для ее проведения издается правовой акт государственного органа, содержащий следующие положения:


• о формировании аттестационной комиссии;

• об утверждении графика проведения аттестации;

• о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

• о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии

Государственные служащие осуществляют свою деятельность в рамках полномочий государственного органа, должностных обязанностей, соблюдают установленные законами запреты и ограничения. Принцип верховенства закона обеспечивает стабильность и согласованность действий всех органов государственной власти, единство экономического и правового пространства страны, ее целостность. Верховенство законов осуществляется через их исполнение, применение и соблюдение. Федеральному законодательству должны соответствовать все принимаемые органами исполнительной власти нормативные правовые акты. Если эти акты противоречат ему, то применяются нормы федеральных законов и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Акты, не соответствующие закону, опротестовываются, приостанавливаются или отменяются. Принцип законности должен соблюдаться и при подготовке подзаконных актов, а также нормативных актов внутренней жизни государственной службы.

Таким образом, построение служебной карьеры на гражданской службе – это длящийся процесс, который условно можно разделить на три основных этапа: поступление на гражданскую службу, пребывание на ней и ее прекращение. Основными составляющими, непосредственно влияющими на карьерное движение по должностям гражданской службы, можно считать конкурсный порядок замещения должностей гражданской службы, аттестацию, обучение, квалификационный экзамен, систему подготовки и повышения квалификации гражданских служащих, ротацию кадров государственной гражданской службы.

А также рассмотрев технологии управления персоналом государственных гражданских органов – по существу социально-управленческие технологии, в системе гражданской службы Российской Федерации они имеют свои выраженные особенности. Эти особенности связаны с общей спецификой гражданской службы, со специальными требованиями, предъявляемыми к гражданским служащим – как профессиональными, так и личностными.