Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Организационная культура и культура организации в современной России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.

Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.

Организационная культура создаёт «внутренний, духовный стержень» компании, способствует сплочению коллектива, формирует у сотрудников чувства осознанности и ответственности за свою работу. В том случае, если в компании сформирована организационная культура, ее сотрудники будут настроены лояльно по отношению к данной организации, независимо от происходящих в жизни изменений; минимизирует конфликтные ситуации.

Организационная культура повышает эффективность работы команды и решает задачи, как индивидуального развития сотрудников, так и развития организации в целом. Она создает предпосылки для формирования устойчивого и эффективно работающего коллектива, четко представляющего миссию организации.

Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Данная тема хорошо освещена в литературе.

Актуальность темы заключается в том, что культура играет очень важную роль в жизни организации, она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывает влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.


Цель курсовой работы: осветить некоторые важнейшие аспекты про­блемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организа­ции.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- рассмотреть концепции организационной культуры.

- изучить процесс развития культуры организации.

- определить влияния организационной культуры на эффективность деятельности предприятий.

- рассмотреть процесс управление организационной культурой отеля «Балчуг Кемпински Москва» и предложить способы по его улучшению.

Предметом исследования данной курсовой работы является культура организации.

Объектом исследования является отель «Балчуг Кемпински Москва» как многомерное явление, живое и подвижное, в состав которого входят люди, оборудование, здания, деловые бумаги, инфраструктура и т.д.

Большой вклад в изучение организационной культуры внесли такие великие ученные как: В.Н. Воронин, Т. Парсонс, В Сате, Э. Шейн, Т. Питере, Р. Уотерман и другие, исследования организационного поведения и психологии управления (А.Н. Занковский, М. Мескон, Ф. Котлер, Г. Друкер и другие).

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Организационная культура и культура организации в современной России

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика – определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы организации [2, с. 52].

Организация функционирует и развивается, как сложный организм. Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.


Этот «жизненный» потенциал деятельности организации обеспечивает организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе [4, с. 15].

В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека – культуры труда, с другой.

Большинство исследователей сходятся на том, что – организационная культура это результат взаимодействия множества факторов, таких как отраслевые особенности, цели, специфика управления, исторически сложившиеся стереотипы поведения [6, с. 87].

Организационная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации [6, с. 87].

Основные элементы организационной культуры представлены на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Основные элементы организационной культуры

Культура организации во многом зависит от конкретно исторических особенностей развития той страны, в которой организация осуществляет свою деятельность. Однако организация всегда представляет собой сознательно координируемое социальное образование и черты любой современной организации имеют объективный характер, равно как и принципы, на которых она основана.

Каждую организацию определяют комплексность, формализация и конкретное соотношение централизации и децентрализации.

Рассмотрение организации на основе системного подхода позволяет выявить ряд специфических черт, характерных для всех организаций: связь с внешней средой, проявляющаяся как адаптивность и как обратная связь. Для характеристики внутренней среды организации наиболее значимым является поведение в ней групп и индивидов, которые основываются на современных представлениях о корпоративной культуре.

Развитие российского бизнеса в целом и организации как элемента социальной системы происходит в настоящее время за счет способностей и возможностей работников. Обученный коллектив, способный принимать сложные решения в условиях высоких неопределенностей, является главным богатством, подлинным капиталом любой развивающейся организации [5, с. 18].


Сущность и содержание понятия «человеческий капитал» связаны с индивидуально-личностными качествами работников. Главными чертами индивидуальной капитализации являются обучаемость и адаптивность, входящие в общий потенциал человека. Готовность к изменениям демонстрирует уровень мобильности человека и профессиональность работника, а «желание изменяться» – показатель морально-нравственного потенциала человека и уровня его свободы и волеизъявления.

Организационная культура тяготеет к стандартным и легко узнаваемым теориям менеджмента и управленческим технологиям, в то время как культура организации определяется спецификой кадрового потенциала организации, его демографическими, социокультурными, гендерными и этнонациональными особенностями.

Культура организации стремится снять отчуждение человека в сфере труда, а организационная культура – к выполнению миссии организации [5, с. 18].

Для современных российских организаций все большее значение приобретают факторы внешней среды, оказывающие на успешность ее деятельности прямое и косвенное воздействие (см. рис. 1.2.).

Рис. 1.2. Факторы, оказывающие влияние на

организационную структуру

В ситуации современной крайней нестабильности экономики России выживают только органические, устойчивые и, одновременно с тем, высокоадаптивные организации, чьи структуры опираются на постоянное развитие человеческого капитала. Усложняются и сами технологии использования всех видов капитала организации: основного, оборотного, человеческого, интеллектуального.

Основой успешной деятельности работника в современной России становится умение работать в условиях многообразных рисков и высокой неопределенности. В этих условиях современная российская организация все менее ориентируется на выполнение функций социальной защиты работника и все дальше уходит от патерналистских и опекающих моделей организации.

Следует помнить и о том, что по данным официальной статистики в современной России уже менее 40% всех работающих россиян трудятся в том секторе, который связан с государственной или муниципальной формами собственности, а свыше 45% работающих связаны с предприятиями, основанными на частных формах собственности, еще 11–15% – на предприятиях со смешанными формами собственности и 2,6% заняты на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу [6, с. 74]. Этот факт во всем объеме ставит вопрос о степени готовности россиян работать в современных условиях и о необходимости иметь новые трудовые мотивации, не совпадающие с традиционными.


Особенности рынка труда в современной России сохраняют традиции трудовой деятельности, издавна сложившиеся в российской истории и ставшие частью российского менталитета. Это – высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих и невысокая гибкость рабочей силы; высокий уровень занятости населения в наемном труде и невысокая оплата этого труда; огромная скрытая безработица и низкая мобильность рабочей силы. Другими словами, особенности рынка труда обусловлены характерными для ментальности россиян амбивалентностью и дихотомичностью всех ценностных ориентаций.

В настоящее время вторичная социализация подавляющего большинства молодых людей, которые впервые приходят на рынок труда, происходит в условиях угрожающе низкого достатка, что существенно влияет на системы предпочитаемых ценностей и идеалов, формируя стратегии выживания в тех экстремальных обстоятельствах, которые выросли на базе радикальных изменений страны.

Вместе с тем эти обстоятельства сформировали позитивные психологические установки на перманентные изменения, а также веру в собственные силы и желание жить лучше.

1.2. Методы управления организационной структурой

Методы управления культурой – это совокупность способов и приемов воздействия на персонал работников и отдельных работников для достижения установленных целей [9, с. 11].

Слово «метод» – греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели) [9, с. 11].

Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Принятие организацией обусловленной культуры чаще всего объединено с аспектами области, в которой она функционирует, со стремительностью технологических и многих других изменений, с признаками рынка, клиентов.

Известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамах которой функционирует та или иная компания [11, с. 66].

На развитие организационной культуры, ее структуры и некоторых элементов оказывает влияние цепь методов внешнего окружения и внутреннего состава. Особенно интенсивным такое воздействие случается в том случае, если компания находится на ступени формирования, а ее руководитель располагает выдающимися личностными и профессиональными способностями. Внешнее окружение проявляет существенное воздействие на компанию, что, конкретно, воздействует на ее культуру.