Файл: Расчет показателей эффективности работы склада (Теоретические аспекты организации работы склада).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что правильная организация технологического процесса на складе на сегодняшний день является одним из условий повышения конкурентоспособности торгового предприятия. В настоящее время в торговле проектирование какого-либо сложного объекта непременно основывается на использовании системного подхода. Применительно к организации технологического процесса на складе такой подход является наиболее грамотным и рациональным. Для удовлетворения потенциальных потребностей предприятий к ассортименту и условиям поставок необходимо повышение эффективности работы склада, которое достигается с помощью автоматизации складских технологических процессов и использования информационных технологий. Совершенствование складской грузопереработки с помощью информационных технологий повышает эффективность работы склада, давая возможность складским операторам быстро реагировать на изменения и оценивать результаты своей работы в различных условиях. Именно поэтому вопрос оптимизации технологического процесса на складе торгового предприятия и оценка его эффективности является актуальным.

Цель курсовой работы – провести анализ показателей эффективности работы склада в торговом предприятии ООО «Радуга» и разработать мероприятия, направлены на совершенствование технологии складирования товаров на складе.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть характеристику складов; исследовать технологический процесс на складе; определить основные направления повышения эффективности работы систем складирования;
  • провести анализ показателей работы склада в ООО «Радуга»;
  • разработать мероприятия, направленные на совершенствование технологии складирования товаров на складе.

Предмет исследования – показатели эффективности работы склада.

Объект исследования – ООО «Радуга».

Научно-методическая основа работы – литературные источники, посвященные вопросам организации технологических процессов в торговле, логистики.

Глава 1. Теоретические аспекты организации работы склада


1.1. Назначение и функции складов

Традиционно склад рассматривается как место для хранения товаров и главной его функцией считается сохранение товара[1]. Под понятием «складская деятельность» понимается следующая совокупность операций: размещение товаров; количественная и качественная сохранность; обновление запасов; учет запасов[2].

Современный склад представляет собой гораздо более сложный объект, выполняющий множество, как традиционных, так и дополнительных операций[3]. Основными функциями современного склада являются:

1. Концентрация и хранение запасов, обеспечивает бесперебойное снабжение производства материалами и удовлетворение потребительского спроса, подверженного различного рода колебаниям;

2. Консолидация грузов – это объединение грузов в более крупную смешанную партию для отправки потребителям, находящимся в одном районе сбыта;

3. Разукрупнение грузов подразумевает создание более мелких партий, предназначенных нескольким потребителям;

4. Управление ассортиментным составом – формирование ассортимента продукции в соответствии с рыночным спросом;

5. Комплектация партии груза – это пересортировка грузов, полученных от поставщиков, и комплектация в партии для отправки потребителям;

6. Оказание услуг:

– маркировка, фасовка, упаковка;

– страховка, подготовка товаросопроводительных документов, заключение договоров с транспортными компаниями;

– сдача в аренду складских помещений, приём товарно-материальных ценностей на временное хранение;

– экспедиторские услуги[4].

1.2. Организация складского хозяйства

Для достижения главной цели складского хозяйства – рациональной организации складской деятельности, необходимо определиться по следующим вопросам: определить количество складов, их мощность и тип; организовать эффективное использование складских площадей; организация работы на складе должна быть такой, чтобы количество операций с товаром было минимальным; минимизация затрат[5].

В организации эффективной работы склада одним из важных факторов является его планировка. Под планировкой понимается физическое размещение в пространстве мест для хранения товаров, зон погрузки и разгрузки. Каждый товар, который хранится на складе, имеет свои особенности, которые влияют на выбор места его размещения и время его пребывания на складе. Например, если товар должен пробыть на складе непродолжительное время или он часто используется в комплектации заказов, то этот товар размещают ближе к зоне отгрузки, чтобы не тратить много времени на его размещение в глубине зоны хранения, а потом изъятие его оттуда[6].


Чтобы рационально организовать движение товаров на складе, делают разбивку складских площадей на рабочие зоны. Этот процесс зависит от множества факторов, например, особенностей строения самого склада, вида оборудования, применяемого при разгрузочно-погрузочных работах, особенностей товаров, проходящих через склад, набора операций, которые выполняются на данном складе.

Как правило, выделяют следующие зоны: зона приёмки товаров, зона хранения, зона комплектации заказов, зона упаковки, зона отгрузки.

Чтобы добиться уменьшения числа операций с товаром, весь ассортимент разбивают на группы по следующим критериям: частота обращения к данной группе товаров, время его хранения на складе. Как показывает практика та часть товаров, которые «быстро» проходят через склад существенно меньше, чем та часть, которая относительно долго будет находиться на складе. Поэтому в данном случае специалисты предлагают использовать метод Паретто, который применительно к данной ситуации выглядит так – 20% «быстрые» товары; 80% «медленные» товары. Исходя из этого, отдельно планируются места под «быстрые» и под «медленные» товары[7].

Эффективность складской логистики напрямую зависит от качества выполнения следующих операций: скорости выполнения погрузочно-разгрузочных работ, рациональному размещению товаров на складских площадях, быстроте и точности выполнения заказов, подготовке мест под поступающий товар, быстрой подготовки груза к отправке (рис. 1).

Также для увеличения быстроты и эффективности работы склада большое значение имеет уровень автоматизации работы склада[8]. Несомненно, предприятие должно стремиться к максимальной ликвидации ручных операций. Большинство ручных операций выполняется в зоне комплектации заказов. Однако на практике совсем исключить их невозможно, так как небольшие заказы, индивидуальные, специфические обычно комплектуются вручную[9].

Рисунок 1 - Основные операции, от которых зависит

эффективность работы склада[10]

Чтобы повысить эффективность работы складского хозяйства необходимо провести работу в следующих направлениях.

1. Автоматизация склада. Чтобы сократить время, количество операций и просто повысить качество работы на складе используют современные информационные системы. На рынке информационных технологий предлагается множество программ и специального оборудования, предназначенных для складских хозяйств. Каждый склад должен выбрать подходящую именно ему информационную систему. Обычно этот вопрос решается руководителем совместно со специалистами в области информационных систем[11].


2. Работа с персоналом. Современный склад – это сложный, высокотехнологичный объект, оснащённый современным оборудованием, использующий сложные информационные системы[12]. Поэтому существует необходимость в подготовке и использовании высококвалифицированных кадров. Сейчас специалист, работающий на складе наряду с базовыми знаниями должен иметь знания в области логистики, информационных технологий, бухгалтерского учёта[13]. Для того чтобы исключить множество проблем, связанных с нехваткой или низким уровнем подготовки персонала руководитель должен заботиться о мотивации персонала:

1. Организация системы повышения квалификации;

2. Заработная плата должна соответствовать уровню современного высококвалифицированного специалиста;

3. Возможность карьерного роста;

4. Нематериальные виды мотивации;

3. Ревизия складской деятельности. Чтобы не возникало непредвиденных ситуаций и проблем, необходимо периодически проводить ревизию склада, которая должна включать в себя инвентаризацию и проверку документооборота[14].

Под инвентаризацией понимается фактическая оценка запасов товарно-материальных ценностей и сравнение фактических показателей с информацией, закреплённой в документах, оценка состояния оборудования. Специалисты советуют делать инвентаризацию как можно чаще, так как персонал после проверки лучше владеет информацией о месте нахождении товара на складе, его количестве. Ещё одним важным результатом проверки является возможность выявить многие ошибки, не дожидаясь, когда появятся из-за них реальные проблемы[15].

1.3. Задачи оптимизации складского хозяйства

Грамотная организация складского технологического процесса в настоящее время становится главным условием повышения конкурентоспособности оптового торгового предприятия[16].

Сегодня в торговле проектирование какого-либо сложного объекта непременно основывается на использовании системного подхода. Применительно к организации технологического процесса на складе такой подход представляется наиболее важным и правильным. В связи с этим складское хозяйство рассматривается как логистическая система (ЛС), а протекающие в ней организационно-технические процессы - во взаимодействии с иными внутрискладскими процессами, а также с факторами внешней среды[17].


Склад рассматривается как элемент инфраструктуры товарных рынков и активно действующих ЛС в торговле. Наряду с расходами на транспортировку, издержки на управление запасами и грузопереработку на складе оптовой торговли составляют значительную долю общих логистических затрат.

Рационально организованный склад дает возможность оптимизировать издержки ЛС, а процессы, связанные с организацией складов, в конечном итоге становятся значительной составляющей общих совокупных издержек. Таким образом, складское хозяйство несет в себе не только функцию хранения, но и сервисного обслуживания потребителей складских услуг[18].

Следовательно, склад – как неотъемлемое звено в ЛС, позволяет определить стратегические выгоды: сервисные и экономические[19].

Решение главных задач складирования, а именно выбор формы собственности; дислокация складов; оснащение новейшим технологическим оборудованием, средствами механизации, компьютеризация и автоматизация работы склада; тщательная и грамотная организация складского технологического процесса до сегодняшнего дня остаются слабым местом в работе практически каждой отрасли экономики нашей страны. Выше перечисленные задачи хронически не решались долгое время, тем более с позиций комплексного, логистического подхода как особой целостной экономической проблемы[20].

С целью оптимизации работы складов предприятию следует решить следующие задачи:

– разработка технологического процесса на складе предприятия;

– техническое оснащение склада;

– информационное и документальное обеспечение управления;

– идентификация маркировка товаров[21].

В каждой задаче можно определить подзадачи. Например, задача «организация складского хозяйства» состоит из подзадач, представленных на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура решения задачи «Организация складского хозяйства» [22]

Важным фактором является место расположения склада на обслуживаемой территории в зависимости от места расположения потребителей и величины потребления товарно-материальных ценностей с указанного склада в течение логистического периода времени. Условно весь логистический процесс можно разделить на три части:

1) операции, направленные на координацию службы закупки;