Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3. Процедура внешнего управления

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» внешнее управление представляет собой процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Исходя из данного определения, целью внешнего управления является «применение к неисправному должнику тех мер, которые привели бы к «излечению» финансовой составляющей его деятельности, восстановили бы его положение на рынке и привели бы к погашению требований всех кредиторов».[13]

Внешнее управление также является реабилитационной процедурой, направленной не на ликвидацию должника, а на спасение его бизнеса. Отличие от финансового оздоровления заключается в том, что организатором реабилитации будет выступать не сам должник, а внешние субъекты, а именно: кредиторы и внешний управляющий.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов при наличии реальной возможности восстановления платёжеспособности должника на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Последствия введения внешнего управления определены ст. 94 Федерального закона: управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, а полномочия руководителя или органов управления должника прекращаются; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей.

Последнее является одним из важнейших и наиболее эффективным мероприятием с точки зрения рассматриваемой процедуры. В период действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением предусмотренных законом случаев; не начисляются неустойки, иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Некоторые авторы предлагают «во время действия моратория устранить возможность начисления процентов на сумму требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику, что в случае восстановления платёжеспособности позволят должнику эффективно функционировать в рыночных условиях».[14]


Внешний управляющий имеет широкие полномочия: от распоряжения имуществом должника до предъявления исков и заявлений. При этом круг прав и обязанностей внешнего управляющего, определенный ст. 99 Федерального закона не является исчерпывающим. Одной из обязанностей внешнего управляющего является разработка не позднее одного месяца со дня своего назначения и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок их реализации, расходы на реализацию мер и иные расходы должника. Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; продажа предприятия должника и другие. По итогам реализации плана внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет и реестр требований кредиторов. При этом отчет должен содержать одно из предложений:

о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

о продлении установленного срока внешнего управления;

о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.[15]

Данный отчет вместе с протоколом собрания, фиксирующим принятое кредиторами решение, направляются в арбитражный суд. В свою очередь арбитражный суд, изучив указанные документы и приложения к ним, выносит одно из следующих определений: об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены обстоятельства, препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего; об утверждении отчета и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении срока внешнего управления; о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов или утверждения мирового соглашения.

Таким образом, процедура внешнего управления направлена на проведение мероприятий по восстановлению платёжеспособности должника и сохранение его бизнеса.


3.4. Процедура конкурсного производства

В соответствии со ст. 2 «Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство представляет собой процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство назначается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника и иные процедуры банкротства не дали результата. Это заключительная процедура банкротства, она вводится на срок до шести месяцев, который может быть продлен по ходатайству участвующего в деле лица не более чем на шесть месяцев.

Данная процедура осуществляется конкурсным управляющим, который действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве, и к которому переходят полномочия по управлению делами должника. Конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника по рыночной стоимости, формирует конкурсную массу, которая охватывает все принадлежащее должнику на праве собственности или хозяйственного ведения имущество, имеет право предъявить третьим лицам требования о взыскании задолженности перед должником,

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется из конкурсной массы на основе очередности и соразмерности. В первую очередь удовлетворяются судебные расходы по делу о банкротстве, расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему. Во вторую очередь – требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий. В третью очередь – требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. В четвертую очередь – требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника. В пятую очередь – требования по иным текущим платежам. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности. При этом вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Принцип соразмерности расчетов сформулирован в п. 3 ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.


Деятельность конкурсного управляющего завершается представлением в арбитражный суд отчета, к которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

3.5. Процедура мирового соглашения

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротства)» мировое соглашение представляет собой процедуру, применяемую в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Наряду с финансовым оздоровлением и внешним управлением мировое соглашение относится к процедурам, предотвращающим банкротство должника, так как его заключение влечёт за собой прекращение производства по делу о несостоятельности.

Мировое соглашение относится к числу стабилизационных процедур и имеет комплексную правовую природу: является гражданско-правовой сделкой по содержанию, а порядок его совершения определяется нормами процессуального права.[16] Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. В данном случае превалирует публично-правовое начало, в соответствии с которым отношения основываются на предусмотренном законом принуждении меньшинства большинством.

Содержание мирового соглашения составляют положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. В мировое соглашение могут быть включены положения о прекращении обязательств должника, об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей.


Предметом мирового соглашения могут быть требования кредиторов третьей, четвертой и пятой очередей. Задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очереди должна быть погашена до заключения мирового соглашения. Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом.

Таким образом, мировое соглашение – это процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно порядка исполнения обязательств, благодаря которой возможно предотвращение ликвидации несостоятельного должника.

Заключение

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаками несостоятельности (банкротства) являются: наличие денежного обязательства должника; неспособность должника удовлетворить требования кредиторов; не исполнение соответствующих обязательств в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Правовую основу несостоятельности составляют: Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства представляет собой установленный правовыми актами порядок применения допустимых законодательством мер к должнику, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным. Основная цель процедур банкротства – вывод хозяйствующего субъекта из экономического кризиса и обеспечение защиты интересов кредиторов посредством повышения эффективности управления и использования ресурсов, создания условий для активных процессов.

Процедуры банкротства можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от порядка осуществления различают судебные и внесудебные процедуры. В зависимости от категории юридических лиц, к которым они применяются, различают основные и упрощенные судебные процедуры. В зависимости от цели проведения той либо иной процедуры различают реорганизационные и ликвидационные процедуры. Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) закрепляет следующие процедуры: