Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная цель процедур банкротства заключается в выводе хозяйствующего субъекта из экономического кризиса и обеспечении защиты интересов собственников и кредиторов посредством повышения эффективности управления и использования ресурсов, создания условий для активных процессов. По мнению Е.Р. Аминова основной целью процедуры банкротства является восстановление платежеспособности должника как в частных интересах отдельных кредиторов, так и в интересах государства, участвующего в банкротстве через специально уполномоченные органы для решения социальных задач.[7]

Задачами процедур банкротства являются: предотвращение массовых банкротств; защита прав и законных интересов государства, кредиторов, должника, третьих лиц; восстановление платежеспособности должника; заключение мирового соглашения; ликвидация должника при отсутствии объективной возможности восстановления его платежеспособности или заключения мирового соглашения.[8]

Таким образом, процедура банкротства представляет собой установленный правовыми актами порядок применения допустимых законодательством мер к должнику, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным.

2.2. Виды процедур банкротства

В связи с тем, что на законодательном уровне выделяется целый ряд процедур банкротства, их можно подразделить на определённые виды, а, соответственно, провести классификацию по различным основаниям. Так, в зависимости от порядка осуществления различают судебные и внесудебные процедуры. Судебные процедуры осуществляются по решению и под контролем арбитражного суда. Это наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Внесудебные процедуры направлены на восстановление платежеспособности должника и реализуются в целях предупреждения банкротства. Примером внесудебных процедур является досудебная санация.

В зависимости от категории юридических лиц, к которым они применяются, различают основные и упрощенные судебные процедуры. Первые могут применяться в отношении любых юридических лиц. Их перечень содержится в ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Вторые обозначены в главе XI данного закона и применяются к отсутствующему или ликвидируемому должнику, специализированному обществу и ипотечному агенту.


В зависимости от цели проведения той либо иной процедуры различают реорганизационные и ликвидационные процедуры. Реорганизационные или реабилитационные процедуры направлены на восстановление платежеспособности должника, например: финансовое оздоровление, внешнее управление. В свою очередь ликвидационные процедуры нацелены на соразмерное удовлетворение требований кредиторов, например: конкурсное производство, упрощенные процедуры.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) закрепляет следующие процедуры, применяемые в деле о банкротстве: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

3. Основные процедуры несостоятельности (банкротства)

3.1. Процедура наблюдения

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» наблюдение представляет собой процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение является обязательной судебной процедурой банкротства и относится к подготовительным, поскольку данная процедура направлена не только на достижение баланса интересов должника и кредиторов, но и создание необходимых условий для наиболее справедливого и адекватного разрешения дел о банкротстве.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом и должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве, который не должен превышать семи месяцев с даты поступления заявления в арбитражный суд. Введение процедуры наблюдения означает:

невозможность предъявления имущественных требований к должнику без направления их временному управляющему или в арбитражный суд;

приостановление по ходатайству кредитора производства по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника;

приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;


запрещение удовлетворения требований участника должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.[9] Также не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов; выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника; изъятие собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества. Не начисляются неустойки и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.[10]

Определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в уполномоченные органы. Для проведения процедуры наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих, если такие предложения отсутствуют. Это не означает отстранения руководителя или должника иных органов управления должника от выполнения своих функций. Они продолжают осуществлять свои полномочия, но с определенными ограничениями. Так, органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов или распределении прибыли между учредителями; о выходе из состава учредителей; о заключении договоров простого товарищества и другие. Исключительно с письменного согласия временного управляющего они могут совершать сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества должника стоимостью более пяти процентов его активов; с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

И только если руководитель должника не принимает необходимые меры по обеспечению сохранности имущества, чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей, арбитражный суд по ходатайству временного управляющего отстраняет руководителя от должности.


По окончании процедуры наблюдения временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением заключения о финансовом состоянии должника; о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника; а также обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих процедур.

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Таким образом, наблюдение является первой стадией банкротства, предоставляющей участникам возможность выбора варианта дальнейшего движения дела: либо восстановление финансового положения должника, что повлечет введение финансового оздоровления или внешнего управления, либо ликвидация бизнеса, что является основанием открытия конкурсного производства.

3.2. Процедура финансового оздоровления

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление представляет собой процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление имеет две важные особенности. Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, а участники должника сохраняют относительный контроль над компанией. Во-вторых, арбитражным судом утверждается план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления, по истечению которого, если требования по-прежнему не удовлетворены, собрание кредиторов вправе обратиться с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.[11]

По своей направленности финансовое оздоровление есть процедура реабилитационного (реорганизационного) характера, которая вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в целях восстановления платежеспособности должника. Однако восстанавливать платежеспособность будут не внешние субъекты, а сам должник по утвержденному им же плану и графику погашения задолженности.


В ходе финансового оздоровления органы управления должника сохраняют свою роль, но с определенными ограничениями. Они касаются:

во-первых, сделок, на совершение которых требуется согласие собрания кредиторов (комитета кредиторов): приобретение или отчуждение имущества, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника; выдача займов (кредитов), поручительств и гарантий; учреждение доверительного управления имуществом должника;

во-вторых, сделок, на совершение которых требуется согласие административного управляющего. Это сделки, которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника или влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов; уступку прав требований, перевод долга; получение займов (кредитов).[12]

Не допускается и принятие решения о своей реорганизации без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Основным субъектом, осуществляющим проведение данной процедуры, выступает административный управляющий, назначаемый арбитражным судом. Его полномочия определены ст. 83 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и в основном сводятся к осуществлению организационных и контрольных функций по отношению к несостоятельному должнику.

На основании отчета должника о результатах проведения финансового оздоровления административный управляющий составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана финансового оздоровления, которое направляется кредиторам, требования которых включены в реестр, и в арбитражный суд. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве; определение о введении внешнего управления; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Таким образом, процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности является перспективной процедурой банкротства, направленной на восстановление платёжеспособности должника, и представляет собой специфику исключительно российского законодательства о банкротстве, хотя имеет некоторое сходство с германской моделью самоуправления.