Файл: Организация стратегического управления образовательным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Выбранная мной тема имеет непосредственное отношение к моей трудовой деятельности и на мой взгляд, является наиболее актуальной в условиях жесткой конкуренции и разнообразия рынка услуг в сфере образования.

Актуальность темы еще и в том, что человек трудился и будет трудиться всегда. Тем более коллективный труд не может обойтись без управления, которое необходимо для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление должно быть грамотным, правильно спланированным и эффективным. От уровня квалификации, стиля руководства зависит успех организации.

Предприятия или организации в современных условиях сталкиваются с проблемами, часть из которых типовые и могут быть решены с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Но для решения нестандартных проблем нужны особенные технологии.

Происходящие изменения в системе образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Требования к современному образованию подводят образовательные организации к работе в режиме развития.

С принятиемФГОС, появились новые требования к условиям реализации программ, которые должны обеспечивать участникам образовательного процесса возможность эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетенций; эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий и современных механизмов.

Цель работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании стратегического управления. Разработка эффективной модели управления качеством образования в образовательном учреждении, основанной на современных подходах к управлению образовательным учреждением.

Объект исследования –стратегическое управление в образовательном учрежденииАвтономная некоммерческая организация профессионального образования "Советский районный учебно-спортивный центр Крымской региональной общественной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)".

Предмет исследования – практика стратегического управления в образовательном учреждении.

Задачи работы

Задачи исследования:


- рассмотреть сущность стратегического управления и историю его развития;
- рассмотреть особенности стратегического подхода в образовании;
- изучить процесс организации стратегического планирования в образовательных учреждениях;
- изучить практику стратегического управления в образовательном учреждении и разработать мероприятия по его совершенствованию.

1. Теоретические основы стратегического управления и технология разработки стратегии в образовании

Стратегия состоит из множества конкурентоспособных действий и подходов, от которых зависит успешное управление организацией.

В общем случае под стратегией понимают план управления организацией, направленный на ведение деятельности, укрепление конкурентных способностей организации, удовлетворение потребностей, а также достижение целей организации.

В современной теории менеджмента стратегическое управление рассматривается как: наиболее общая модель действий, ориентированных на достижение поставленных целей; детальный всесторонний комплексный план по осуществлению миссии и достижению целей организации с максимальной эффективностью; комплекс решений, принимаемых руководством на базе основополагающих принципов и правил. В общем виде процесс стратегического управления включает в себя стратегический анализ и определение направлений развития, стратегическое планирование, выбор и реализацию принятой стратегии, оценку достигнутых результатов. [1]

Наиболее полным и отражающим тенденции представляется определение, предложенное В. Весниным: "Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации. отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкретных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе".[3]

Все предприятия и организации нуждаются в осознании причин своего существования, основной цели существования, основных задач и путей их достижения.


Стратегия определяет основные пути, посредством которых предприятие может создать и поддерживать свою конкурентоспособность.

Одной из ведущих тенденций модернизации образования в России является усиление внимания к проблеме совершенствования его качества, что требует разработки концептуальных подходов к нахождению путей ее решения. Модернизация системы образования предполагает решение ряда задач, имеющих социальный и педагогический характер.

Социальный аспект решения названной проблемы раскрывается в соответствии качества образования запросам общества, страны и жизненным потребностям людей. Это предъявляет особые требования к современной образовательной организации, которая должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению социальных навыков и умений, что, в свою очередь, обусловливает усиление внимания к результативному поиску педагогических решений. [1]

В педагогическом плане качество образования рассматривается с двух позиций:

- степень соответствия образовательной системы установленным требованиям и качеству предоставляемых учебным заведением образовательных услуг;

- результативность образовательного процесса, отвечающая запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей.

Решение проблемы повышения качества образования учащихся связано с организацией учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации и особенностями осуществляемого в ней управления. В сущности, речь идет о наличии связи между качеством образования как результата и качеством организуемого в учебном заведении образовательного процесса, благодаря которому при определенных условиях этот результат достигается. Иными словами для достижения качества образования управление должно быть также качественным, что предполагает поиск, разработку и практическое внедрение новых форм и методов управленческой деятельности, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата.

1.1. Стратегический подход в организации деятельности образовательным учреждением


Стратегия организации — это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

С помощью стратегии современная организация может противостоять меняющимся условиям. Внедрение и использование стратегического управления жизненно важно для организации, оказавшейся в условиях нестабильности.[2]

Алгоритм стратегического планирования включает в себя:

1. Анализ внешней среды — процесс оценки изменений внешней среды, воздействующих на различные аспекты ее деятельности; выявляет исходящие от неё возможности и угрозы. Иначе говоря, анализ внешней среды - инструмент, позволяющий разработчику стратегии оценивать состояние и прогнозировать тенденции изменения внешних по отношению к организации факторов.

2. Анализ внутренней среды — аналогичный процесс, но уже ориентированный интроспективно, т.е. вовнутрь организации, с целью выявления ёе сильных и слабых сторон.

3. Сопоставив внутренние силы и слабые стороны с внешними угрозами и возможностями, разработчик стратегии приступает к выбору соответствующей стратегической альтернативы. Цель данного этапа — это выбор определенной и однозначной стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации.

Выбор этот должен в наибольшей степени соответствовать условиям внешней и внутренней среды.

Планирование стратегии завершается обычно установлением общих направлений, следование которым обеспечивает выживание и развитие организации.

4. Реализация стратегии, т.е. превращение ее в конкретные действия, а затем и в результаты. Разработанную стратегию необходимо объединить с другими организационными функциями и действиями по ее реализации посредством тактики, политики, процедур и правил. [3]

В управленческом понимании, тактика — это решение о том, как должны быть распределены ресурсы.

Характерными чертами тактики являются:

- разработка и развитие стратегии;

- ориентация на более короткий временной промежуток, чем стратегия;

- быстрое и легко соотносимое с конкретными действиями проявление результатов.

Политика может трактоваться как общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение стратегических целей, как внутриорганизационный кодекс, определяющий, общие рамки принятия решений и осуществления действий.

Процедуры есть запрограммированные решения. Они описывают последовательность действий, которые нужно предпринять в часто повторяющихся ситуациях.


Правило, в отличие от процедуры, рассчитано на конкретный и ограниченный вопрос. Правило определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.

Реализация стратегии является наиболее сложной и трудоемкой частью стратегического менеджмента, так как в ее реализации принимают участие все подразделения и все члены образовательной организации, а потому она предполагает главным образом управление процессами, протекающими в организации, и деятельностью субъектов в рамках этих процессов.

Стратегическое управление, как и любая управленческая деятельность, невозможно без обратной связи. Поэтому оценка результатов деятельности, анализ изменений, корректировка стратегии являются заключительными составляющими процесса стратегического управления. В процессе оценки результатов деятельности как одной из задач стратегического менеджмента можно выделить три этапа:

- разработка системы показателей результативности и эффективности, по которым проводится оценка;

- фиксация полученных результатов и сравнение их с запланированными;

- осуществление коррекции в случае расхождения реально полученных результатов с запланированными. [2]

Таким образом, корректирующие действия замыкают цикл стратегического менеджмента, являясь одновременно и концом, и началом непрерывного процесса управления, в рамках которого крайне важным является постоянно искать пути совершенствования принятой стратегии, осуществлять контроль за ее реализацией, своевременно определять и, когда необходимо, вносить соответствующие изменения в стратегию и способы ее реализации.

Рассмотренные выше аспекты стратегического управления в полной мере могут быть отнесены к стратегическому менеджменту в образовании. Потребность в этом объясняется реальной ситуацией, которая сложилась внутри и вне российской системы образования на современном этане и объективно требует именно стратегического мышления, принятия стратегических решений. Это — изменчивость среды, отсутствие гарантированного обеспечения ресурсами, развитие конкуренции в отрасли, растущее осознание заказчиками своих прав и возможностей влиять на процесс и результаты образования, и многое другое.