Файл: Невербальные проявления  эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закройте глаза  и спрячьте руки, если вы не хотите, чтобы обнаружилась ваша неискренность, - к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английского суда.

Исследование  невербальной коммуникации помимо научно-теоретического представляет несомненный  практический интерес  для  решения  целого ряда задач  в  области  социальной психологии (типология человека), политики (психологический  портрет политика по его манере передачи информации невербальным каналом), средств  массовой информации (эмоционально-эстетические свойства речи дикторов радио и ТВ), инженерной психологии (профотбор операторов по критерию адекватности восприятия невербальной информации), педагогики (ранняя профориентация), криминалистики («фоторобот» по голосу).

Не менее интересно изучение особенностей невербальных знаков в контексте многочисленных культур, народностей.

Особо важной и актуальной стороной практики психолога является изучение невербальной коммуникации, как богатого и многофункционального канала связи. Этот канал показывает нам, что скрыто в личности, его  переживания, внутренний мир.

Опытный  специалист может использовать информацию, полученную невербальным путем, для  выяснения актуальности его методик  помощи индивиду. 

Конфликтология должна больше уделять внимания именно невербалике, как надежному каналу коммуникации.

Особенности невербальной коммуникации не только существуют, но и играют большую роль в разрешении конфликтных ситуаций. Из этого следует, что, находясь в конфликтных ситуациях, необходимо внимательно следить за мимикой, жестами и другими невербальными знаками вашего оппонента, чтобы как-то преодолеть или сгладить  сложившееся противоречие.

Особенно это актуально знать любым руководителям, которые постоянно контактируют с людьми.

Список использованных источников и литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2013.— 475 с.
  2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 2010.
  3. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. и др. Социальная психология и этика делового общения. [Текст] / В.Ю. Дорошенко// М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2010. – 160 с.
  4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2011.
  5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская// – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2012.
  6. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций [Текст] / В.А.Лабунская// Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2014. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).
  7. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. [Текст] / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 2010.- 64 с.
  8. Майерс Д. Интуиция. Возможности и опасности [Текст] / Д. Майрес // - СПб.: Питер, 2012 – 272с.
  9. Петрова Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности [Текст] / Е.А. Петрова, А.А. Родина// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 81 - 84.
  10. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2012 г. – 107 с.
  11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений[Текст] / К.Н. Поливанова// - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 184с.
  12. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах : учеб. пособие. [Текст] / О.П. Солодилова// М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 288 с.
  13. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Отв. ред. А.Л. Журавлев// - М.: ПЕР СЭ, 2012. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»).
  14. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков// — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. — 176 с. (Труды Института психологии РАН)
  15. Ушаков Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 141-161.
  16. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. [Текст] / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2011. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).
  17. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст// - М.: АО «Интерэксперт», 2010. с. 417.
  18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В. Шаповаленко// — М.: Гардарики, 2014. — 349 с.
  19. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 2010.
  20. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2010, №6.
  21. Подпругина, В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств/ И.В. Блинникова.-Психологический журнал, 2012, №3.
  22. Предвечного, Г.П. Восприятие человека человеком/Ю.А. Шерковина.- Москва: Политиздат, 2009.
  23. Прихидько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы/А. И. Приходько.- Психологические исследования, 2012, №4.
  24. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/Я. Рейковский.- Москва., 2010.

25. Тхостов, А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений /И. Г. Колымба.-Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 2.

Приложение 1

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Приложение 2

Опросник «Невербальные характеристики общения»

Ф.И._____________________________ Возраст ____ лет Дата______________

Инструкция. Как известно, каждый человек использует различные средства для установления контакта с другими людьми. Самыми распространенными средствами общения являются речевые и неречевые (мимика, жесты, позы и т.д.). Ниже перечислены неречевые характеристики поведения в общении. Ваша задача заключается в том, чтобы выбрать из предлагаемого списка характеристик поведения те, которые, как вы считаете, соответствуют определенным нормам общения с одноклассниками, учителями; родственниками и т. д.

Задание выполняйте следующим образом:

Последовательно читайте и выбирайте из опросника те характеристики неречевого поведения, которые соответствуют нормам общения с одноклассниками, и ставьте номер характеристики на опросном листе под словом «одноклассник».

Выполняйте задание так же, как и в первом случае, т. е. последовательно, с самого начала, читайте и выбирайте из опросника те характеристики неречевого поведения, которые, на ваш взгляд, соответствуют нормам общения с учителями, и ставьте номер характеристики на опросном листе под словом «учитель».

Выполняйте задание так же, как в первом и во втором случаях, но укажите, какого родственника имеете в виду (брат-сестра; отец-мать; бабушка-дедушка или др.)

Одноклассник

Учитель

Родственник

( )

Брать за руки

Обнимать

Целовать

Класть руки на плечи, шею и т.д.

Какие-то другие прикосновения (напишите какие)

______________________________________

Смотреть в глаза

Смотреть в лицо

Смотреть на тело

Смотреть пристально

Отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера

Другие характеристики взгляда (напишите какие)

___________________________________

Скользить взглядом по другому человеку

Сидеть, скрестив руки на груди, забросив одну ногу на другую

Сидеть, слегка наклонившись вперед

Сидеть, откинувшись на спинку стула

Сидеть прямо, положив руки на колени, ноги вместе

Сидеть, положив руки перед собой

Напряженная поза

Расслабленная поза

Наклонить голову в сторону

Приподнять голову вверх

Опустить голову вниз

Втянуть голову в плечи

Другие характеристики позы (напишите какие)

_______________________________________

Сжимать руки перед собой

Сжимать руки позади себя

Держать руки в карманах

Прикрыть рот рукой

Прикасаться к различным частям лица

Потирать различные части лица, туловища

Скрещивать руки на груди

Интенсивно жестикулировать

Использовать жесты, для того чтобы подчеркнуть, усилить сказанное

Использовать жесты для описания предметов

Использовать жесты для выражения отношения к другому

Держать руки на бедрах

Брать под руки

Другие жесты (напишите какие)

_____________________________________

Выражать радость

Выражать гнев

Выражать удивление

Выражать страдание

Выражать отвращение

Выражать восхищение

Выражать презрение

Выражать страх

Выражать любовь

Другие выражения лица (напишите какие)

______________________________________

Говорить быстро

Говорить медленно

Громко разговаривать

Смеяться

Плакать